The Village нашёл модель, которая приветствует клиентов Альфа-банка на экране банкоматов. Ей оказалась москвичка Катя Касаткина, сейчас работающая в России и на Бали. Мы поговорили с Катей о её любимых съёмках, жизни в Азии и о том, каково это — получать сотни сообщений типа «Привет, сегодня видел тебя в банкомате».

Фотографии

иван анисимов

Как попала в профессию

 Я в модельном бизнесе около десяти лет. Родилась и выросла в Москве. С трёх до 14 лет занималась фигурным катанием. Потом после окончания школы, подготовки к институту и небольших проблем со здоровьем пришлось с холодного льда уйти. Ещё полтора года я занималась синхронным плаванием, танцами, но фигурное катание — это большая часть нашей семейной жизни. Моя сестра до сих пор катается. Я прокаталась 11 лет, а она 20 с лишним. Мы занимались театром на льду, а последние три года это было синхронное катание. Были и соревнования, но всегда командные.

В 14 лет моя бабушка отвела меня в модельное агентство «Red Stars». Там я попала на конкурс Elite Model Look — я не выиграла, но прошла в финал. Затем пошла учиться у Вячеслава Зайцева. Потом последовала пауза — я получала высшее образование. Поступать решила в Государственный университет управления. Не могу сказать, что я целенаправленно выбирала — так сложилось. В университете тогда как раз появился факультет менеджмента в сфере культуры, кино и телевидения, и я поступила на него.

Где-то на третьем курсе института работа моделью снова возникла как вариант подработки. А уже после его окончания это стало для меня возможностью для путешествий. Ездить куда-то и жить там по несколько месяцев с полным погружением в другую культуру — это, конечно, было здорово. Я всегда выбирала не очень модельные места — вместо Милана поехала в Рим, вместо Парижа - в Шанхай. Шанхай стал моей первой поездкой в Азию и с тех самых пор Азия захватила и увлекла меня.

Как работают модели

Обычно процесс устроен так: модель идет в московское агентство и от него участвует в кастингах, съёмках и показах. «Материнское» агентство может отправить модель за границу работать по контракту — работа там такая же: кастинги, показы, съёмки. Конечно, в каждой стране существует своя специфика работы, какие-то правила, общий стиль работы, отличающийся от других. Например, в Бангкоке агентство выдаёт моделям по приезде список вежливых фраз на тайском и список вещей и действий, которые в Таиланде считаются оскорбительными; в Японии надо всем кланяться; в Индонезии все опаздывают и поесть — это святое; в Китае наоборот —всё по часам и даже поход в туалет вычитается из твоих рабочих часов.

Реклама — это отдельная отрасль в моделинге. Кстати, в видео-рекламе снимается очень много актёров, а не моделей. Реклама — это очень интересно, как будто маленькое кино. Я начала ходить по кастингам, и у меня стало получаться играть. Хотела ли в детстве стать актрисой? А какая девочка не мечтает стать актрисой и не представляет, как стоит с «Оскаром» и благодарит бабушку и Господа Бога? А также стать принцессой, русалкой и великой воительницей? Мои первые рекламные ролики для широкой аудитории вышли почти одновременно — это была реклама сока «Тонус» и печенья «Маленькая Венеция».

У меня есть несколько любимых съемок. К примеру, я была лицом компании Amway, на протяжении нескольких лет рекламировала крем Artistry. Ещё был ролик для реалити-шоу «Голод-2»: там мы с молодым человеком отнимали банан у мартышки, потому что были очень голодными. Третья реклама, которой я горжусь больше всего, была сделана в Таиланде для местного банка K-Bank. Её крутили не по телевизору, а в кинотеатрах перед фильмами. Мы снимали её двое или трое суток, по ночам, в разных локациях, даже ездили на лодке на какой-то остров, поднимались час в гору к маяку. Это было очень круто.

На кастингах всегда есть какой-то бриф. Иногда, когда в рекламе не нужно что-то особенное, достаточно просто сфотографироваться. Если есть какая-то роль, то нужно выучить текст и изобразить эмоции. Иногда просто гоняют по эмоциям: грустная, задумалась, а теперь весёлая, посмейся, озабоченное лицо, испугалась, а теперь удивилась. Умению показывать эмоции нигде специально не учат. Главное — не бояться выглядеть глупо. Потому что в какой-то момент ты можешь действительно выглядеть очень глупо, но этого не стоит бояться. Я думаю, такая смелость у меня от фигурного катания — всё-таки я выступала с трёх лет. Хотя в школе, например, выходить к доске для меня было катастрофой. Я выходила и не могла ничего сказать, даже если всё знала. А вот выступать на льду мне очень нравилось. Так что подурачиться на камеру, построить рожи — это я могу.

Мне в этом плане очень понравилось работать в Бангкоке. Там снимают много рекламы, в том числе и нашей. На любой кастинг каждой модели делают полный макияж и причёсывают так же, как героиню, на роль которой она пробуется, и проигрывают какой-то полный эпизод из будущего ролика. Я помню, был кастинг для рекламы страховки машин, он был в стиле фильма ужасов. И на кастинге нас выгоняли во двор, нужно было представлять, что ты убегаешь по кустам от Джейсона с бензопилой. Такие кастинги — сплошное удовольствие!

В кастинге могут участвовать 300-400 человек. А когда, например, для какого-нибудь сока нужна семья — мама, папа, дети, то это ещё больше народу. Можно прийти и несколько часов просидеть в очереди.

Количество съёмок в месяц у модели варьируется в завиcимости от сезона и личной удачи. Может быть одна, а может быть двадцать. Работа тоже бывает разная: та самая одна съёмка может оказаться рекламой, большим лукбуком или кампанией известного бренда, а те двадцать — показами или журнальными фотосессиями. Случаются периоды, когда работы может вообще не быть.

С доходами тоже всё очень по-разному: от бесплатных съёмок ради искусства и работы на начинающих молодых дизайнеров за какую-то вещь из их коллекции и чувство удовлетворения за то, что поддержал молодое дарование и классного человека, до контрактов на тысячи долларов, если повезёт попасть в крупную кампанию известного бренда. Топ-модели зарабатывают миллионы, а тысячи других девушек работают в Китае по десять часов в день, снимая каталоги пижам по 400 луков, и привозят домой в конце трёхмесячного контракта пару тысяч долларов или ничего.

Съёмка для Альфа-банка

Съёмка для Альфа-банка — единственная рекламная работа, которую я получила не через агентство. Когда-то я снялась для рекламы «М.Видео». Через некоторое время фотографу, который снимал ту рекламу, поступил заказ от Альфа-банка. Для этой рекламы нужно было изобразить много разных эмоций, а на съёмке для «М.Видео» я корчила рожи, смеялась и всячески веселилась. Фотограф попросил найти меня, и сделали это совершенно неожиданным образом — через «ВКонтакте». Меня и во «ВКонтакте»-то толком нет, поэтому роль тут однозначно сыграл случай. Я тогда была где-то в Азии, а когда приехала обратно, сделала эту работу. Она меня, на самом деле, очень греет, потому что я всё время получаю сообщения типа «Привет! Я тебя сегодня видел». Это очень приятно.

Для съёмки был бриф, где было описано, какие функции есть в банкомате и какие эмоции для них нужны. Мне пришлось изображать много разного, поэтому смеялись мы много. Позы были прописаны, а на моё усмотрение оставались эмоции.

Это было пять-шесть лет назад. Там я шатенка, а сейчас уже блондинка, а до этого была рыжей. Но шесть лет назад я в банкомате была очень похожа на себя в жизни. Там был натуральный макияж, волосы моего же цвета, единственное — в жизни я не хожу в деловых костюмах. Но на улицах меня никогда не узнавали.

В самом начале, когда оформление банкоматов обновилось, мне стали приходить скриншоты в Facebook с сообщениями типа: «Вот, ты мне сегодня денег не дала» или, наоборот, «Выдала мне сегодня зарплату». Писали и друзья, и знакомые. Было очень приятно. Моя подружка как-то прислала мне скриншот поста Михаила Идова, где была запечатлена я и написано что-то вроде «Кто эта русская Элизабет Хёрли из банкомата?». Там была куча приятных комментов, я их все прочитала. Мне интересно, люди думают, что я живая или компьютерная? За это время мне нисколько не надоела ассоциация с девушкой в банкомате. Конечно, в какой-то момент дизайн обновится. Но сейчас мне приятно, когда люди это упоминают.

Жизнь в Москве и Азии

Не могу сказать, что моя карьера сильно отличается от стандартной — всё в рамках традиций. Только я сразу выбрала Азию и сделала упор на рекламу. Сейчас я продолжаю работать моделью. Последние проекты в Москве у меня были примерно полтора года назад. Я снималась для «Сибирской короны» с Дэвидом Духовны, для «Ростелекома», «Мезима». Последнее время сотрудничаю с индонезийскими дизайнерами. Ещё я иногда пишу: два года писала для печатного издания FAUVE, написала путеводитель для сайта InBali.org по ресторанам Семиньяка, потому что я известный любитель вкусно поесть. Сейчас я работаю над путеводителем по водопадам. Водопады — моя любовь, их уже набралось довольно много в моей копилке.

Также я вместе с близкой подругой делала дизайн коллекции бренда Komorebi, который только начинает продаваться онлайн. Иногда я участвую в съёмках как стилист и ретушёр (результат можно увидеть у меня в инстаграме). У меня есть два бренда, с которыми я работаю, бывают ещё и личные проекты фотографов, а также совместные проекты с WECANFASHION. В России очень много молодых талантливых дизайнеров — я бы поработала с кем-то из них. Два года назад я снялась в Vogue для адверториала марки Bikkembergs, мне очень понравилось.

Мой график достаточно нестандартный — я не работаю в офисе. Я никогда не пропускаю завтрак, потому что просыпаюсь сильно голодной и очень ценю размеренное и неспешное начало дня, поэтому встаю за 2,5 часа до выхода из дома. Если я в Москве, то после этого бегу по кастингам. Они часто проходят в студиях на разных концах города. Кастинга бывает по два-три в день, и это занимает добрую половину дня. Я не вожу и даже не умею водить машину, я фанат общественного транспорта и обожаю метро. Если я на Бали, мой день опять-таки начинается с завтрака, а дальше всё зависит от того, какие у меня дела. Если у меня свободный день, то я люблю сесть на байк и поехать куда-нибудь. Ехать куда-то на скутере — моя форма медитации. Я могу целый день кататься. А в Москве обожаю ходить пешком, если погода позволяет. Этим летом в Москве мне очень понравилось на Патриарших прудах. Там прекрасные кафе и вообще очень приятная атмосфера. Мне страшно нравится гулять в «Музеоне». Про клубы ничего не могу сказать — в них не хожу. Ещё мне нравится ездить на фестивали – например, в Никола-Ленивец.

Где мой дом? В первую очередь в Москве — здесь у меня и мама, и сестра, и папа, и близкие друзья детства. Это мой родной город. Тут мои корни и душа связана с ним, как ни крути. Москва — это мама. А с Бали какая-то мистическая история. Когда я первый раз туда прилетела, вышла из салона на трап самолета, я еще ничего не видела, а только вдохнула воздух и услышала запах океана, смешанный с благовониями, и меня накрыло ощущением дома. Россия это устойчивые тектонические плиты, а там — вулканы, землетрясения и острова. Здесь по большей части холодно, а там жарко. Эти два места очень разные.

Я не могу дать универсального рецепта, как сделать карьеру модели в Азии. Надо ходить на кастинги, выполнять то, что требуется. В Азии работает очень много девочек из Казахстана и Узбекистана, потому что они азиатского типажа, но белокожие. Там же обсессия по поводу белой кожи, и девочки очень хорошо зарабатывают. Реклама должна быть нацелена на аудиторию страны, поэтому берут именно таких. В fashion-направлении может быть что угодно, там больше вариантов.

Понятие «красоты» вообще очень относительное, потому что все люди видят красоту по-разному. Это, собственно, и прекрасно. Красота многогранна, лично я очень люблю странную, нестандартную внешность. И мне кажется, что в модельном бизнесе главное, чтобы внешность была интересной, цепляющей, запоминающейся. На мой взгляд, очень важна харизма и внутренняя составляющая. Это всегда просачивается наружу и влияет на общее впечатление.

Мне дико нравится тренд на пожилых моделей! В первый раз я увидела рекламную компанию ювелирных изделий Tom Ford с пожилой парой невероятной красоты. Я также слежу за моделью Ясминой Росси с нереальным телом и длинными седыми волосами. Это круто, так же как и тренд на моделей плюс-сайз. Люди разные, они продолжают жить и наслаждаться жизнью в любом весе, форме и возрасте. Хотела бы я сняться в 60 лет? Конечно. С удовольствием!

На самом деле, у меня есть мечта всей жизни, к которой я пока не знаю, как подступиться — я очень хочу вести передачу про путешествия. Очень! Я заядлый путешественник, выносливая, могу есть, что угодно, спать, где угодно. И через десять или двадцать лет вижу себя ведущей такой программы.

ИЗОБРАЖЕНИЯ: Интерфейс для Альфа-банкоматов