Максим ФАЛДИН

Сооснователь онлайн-гипермаркета Wikimart

Работодателю не должно быть дела до того, получает сотрудник удовольствие от работы или нет. Пусть он сам думает над этим. Работодатель просто не должен ставить избыточные рамки. Правила типа «все на работу в 9 утра» — путь в никуда, а мотивация — личное дело каждого. Я, конечно, могу говорить пламенные речи и стараюсь это делать, но в конечном счёте люди должны самомотивироваться. Это и есть талант, ничего другого в таланте и нет. Тех, кого нужно постоянно мотивировать, лучше уволить.

Мы не типичная интернет-компания, которая строит красивый продукт и постепенно его развивает. У нас маржа, списки заказов, логистика. Мы не лайтовая компания. В части выполнения задач с сотрудниками жёсткие отношения.

В 2012 году у нас появился российский инвестор, у него миноритарный пакет. Это был дружеский раунд. Но российским инвесторам по-прежнему далеко до западных. У нас много непрофессиональных инвесторов и мало профессиональных. Непрофессиональные — это те, у кого есть деньги, но они не знают, как работать акционерами. Быть инвестором — это не только управлять капиталом. Надо брать на себя ответственность за стратегию, а не перекладывать её на менеджеров.

Наши инвесторы, фонд Tiger Global, участвуют в финансовом менеджменте, помогают разными компетенциями в коммерческих и маркетинговых инициативах, поскольку у них портфельные компании, похожие на нашу, по всему миру. И вообще Tiger Global, наверное, инвестор №1 в e-commerce в мире.

Мы не работаем в модели, когда инвесторы или кто-то ещё ставит KPI. Мы сами себе ставим цели. Формулируем стратегию, представляем совету директоров, утверждаем или корректируем. Обычно в России всё наоборот. Или даже хуже, когда никто никаких KPI не ставит. Один российский онлайн-магазин, торгующий электроникой, привлёк русских инвесторов. Они приходят и просто говорят, что надо работать лучше. Разговор в стиле «я начальник, ты дурак». На цифрах такие инвесторы разговаривать не способны, только на понятиях.

Поколение нынешних предпринимателей непуганое. Вот на Дурова хоть посмотрите. Он выбрал для себя образ фюрера российского интернета. Видно, что он никогда не видел бандитов в своей жизни, c ним не решали дела по понятиям. А я вырос в Подольске, я знаю, как это бывает. Бандитские разборки 90-х — это плохо, но это людей дисциплинировало как-то. Иногда кажется, что людям а-ля Дуров не хватает этого дисциплинирующего фактора.

У каждого российского предпринимателя — масса историй, как его обманули или пытались обмануть сотрудники. Это неизбежно у нас в стране. У меня приятель есть, руководит Банком развития Казахстана. Мы с ним сидели вместе в Стэнфорде. Его спросили, почему ты не записываешься в класс по бухучёту, мол, это так полезно — он сможет понимать, когда его собственные специалисты обманывают. Он ответил, что никакие отчёты не помогут увидеть, что человек обманывает. Чтобы понять это, надо людям в глаза смотреть. Я с этим согласен. В Стэнфорде вообще больше учишься у студентов, чем у преподавателей.

За четыре года, пока существует Wikimart, в e-commerce изменилось всё. Появились люди, которые пришли в бизнес не на два-три года, а на 10-15 лет, и хотят посвятить себя отрасли. С такими людьми вместе мы создали Ассоциацию компаний интернет-торговли.

В регионах не доверяют электронным способам оплаты. Не из-за того, что боятся, что деньги украдут. Они боятся, что привезут не то, деньги будут возвращаться очень долго и непонятно как. Это огромный тормоз во всей отрасли. 

У нас есть только один прямой конкурент — Ozon. eBay хорошо развивается в России только последний год, но он продаёт здесь товары иностранных продавцов. Это не наш рынок, не наш покупатель, мы здесь не конкурируем и ещё долго не будем. Amazon пришёл в Россию только что и, как мы и прогнозировали, с электронными книжками. Думаю, что в течение года-двух они просто вынесут весь книжный рынок Ozon.

Мы не хотим выходить на зарубежные рынки, Россия — это очень перспективно. Все, наоборот, хотят сюда прийти. В течение восьми лет объём рынка составит $100-150 млрд. А мы даже не хотим быть самыми большими. Мы хотим быть самыми прибыльными в абсолютных цифрах, больше всех «ебитды» зарабатывать. Думаю, мы этого добьёмся лет через пять.

В ближайшее время мы активнее пойдём в регионы. У нас пока только 10-12% заказов из регионов. Мы уже начали активно работать с региональными логистическими провайдерами.

Мы собираемся развивать бренд Wikimart с помощью акций вроде «Киберпонедельника», благодаря которому стали более узнаваемыми. Также c помощью продвижения актуальных товаров. Сейчас идут товары для дачи и для спорта. Плюс важны скандальные истории. Но история с увольнением сотрудника на хуй — не PR, а естественно сложившиеся обстоятельства. Пресса начала проявлять интерес, и мы решили активно заявить об этом. В этом поступке я выразил свою гражданскую позицию, одновременно с этим повысилась узнаваемость. Что в этом плохого?

Быть публичным или нет — это внутреннее решение каждого предпринимателя. У нас очень мало тех, кто готов быть открытым. Есть Олег Тиньков, Олег Бойко, ещё кто-то. Они стараются популяризировать предпринимательство. Гораздо больше закрытых предпринимателей, которые говорят, что деньги любят тишину. Думаю, что это внутренняя позиция, с которой тебе должно быть комфортно. Ты должен понимать, для чего ты это делаешь, что ты не просто Полонский, который только развлекается и эпатирует, а ты стараешься что-то в стране поменять, в городе, вокруг себя. Я согласен с Тиньковым, что не должно быть вопросов, надо писать пост в Facebook или нет. Если хочешь — пиши.

В России образ предпринимателя, особенно за пределами Садового кольца, очень негативен. Люди под словом «предприниматель» понимают Бориса Абрамовича Березовского, царство ему небесное, ну и бандитов из 90-х. И сейчас среди предпринимателей есть жулики, но люди начинают замечать, что часто не государство несёт благо в виде, например, тротуарной плитки, а предприниматель. Россия проходит эволюцию. В Москве быть предпринимателем становится не то чтобы модно, но допустимо.

Один из главных компонентов Кремниевой долины — это вечное лето, калифорнийская погода. Стэнфорд повлиял даже на мою манеру одеваться. Я не ношу галстук. Но одежда — лишь проявление. Внутренней свободы стало больше.

 

 

Принципы Максима Фалдина (Wikimart). Изображение № 1.

 

 

Максиму Фалдину 35 лет. Окончил Стэнфорд. После возвращения в 2009 году стал одним из основателей онлайн-гипермаркета Wikimart. В 2011 году компания привлекла $30 млн от инвестиционного фонда Tiger Global и российского инвестора, имя которого не раскрывается. В 2012 году её выручка составила $110 млн. Фалдин женат, воспитывает двоих детей.

 Фото: Антон Беркасов