Цифровой пароход: Почему в России больше не появятся «Яндекс» и «ВКонтакте». Изображение № 1.

 

Алексей АМЁТОВ

Сооснователь и CEO Look At Media

Мои знакомые ребята весной 2013 года уехали делать высокоточный робот 3D-принтер в США при поддержке NASA. Говорят, в России неудобное корпоративное законодательство, невозможно привезти комплектующие через таможню и привлечь инвестиции на нормальных условиях от компетентных людей. А американцы сразу ухватились за их идею и предложили очень комфортные условия.

Это не первый и не последний стартап, который покидает Россию не виртуально, а реально.

Долгое время Россия и Китай были двумя странами, где у крупных игроков вроде Google или Facebook возникали серьёзные трудности. Если в Китае на руку местным игрокам играли интернет-цензура и очень особенный менталитет населения, то в России успех отечественных проектов был обеспечен неплохим научно-техническим потенциалом и тем, что государство не лезло в интернет-индустрию до конца нулевых. И, соответственно, не мешало там свободному рынку. Но с 2010 года ситуация начала меняться.

Несмотря на то что российские власти ещё в 2009 году объявили модернизацию важнейшим направлением внутренней политики и подчёркивают это год за годом, всё идёт к тому, что «модернизацией» скоро будут заниматься только попилочные стартапы и ура-активисты на госфинансировании. Значительная часть интернет-стартапов в последние годы сразу ориентируется на мировой рынок, и их, кроме гражданства основателей, с Россией ничего не связывает. Другие зарабатывают в России, но фактически компания полностью находится за рубежом. Потихоньку этот тренд охватывает не только интернетчиков, но и тех, кто делает стартапы в других областях.

После разгрома в «Сколково», а также некрасивой истории с уголовным делом Павла Дурова и внезапной покупкой контрольного пакета «ВКонтакте», даже самые отъявленные оптимисты задумались, как жить дальше. Те, кто был менее оптимистичен, начали готовить запасные аэродромы ещё в 2011 году.

 

 

К 2013 году многие крупные европейские хостеры неожиданно завели русскоязычную поддержку

 

 

Хостинг за рубежом многие начали заводить ещё зимой 2011 года. А год назад, 28 июля 2012 года, был принят Федеральный закон №139-ФЗ. Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, делающих возможной фильтрацию сайтов по чёрному списку и блокировку запрещённых сайтов. Пока эксперты решали, можно ли применять эту новеллу для интернет-цензуры, владельцы сайтов и стартаперы массово осваивали зарубежные хостинги.

В итоге закон навесил функцию блокировки на провайдеров, а хостеры вроде как остались ни при чём, но значительная часть интернет-проектов обзавелась резервными площадками в Европе и в США. К тому же цены там оказались ниже, чем в России, а сервис лучше. К 2013 году многие крупные европейские хостеры неожиданно завели русскоязычную поддержку. Одновременно на русском заговорили и представители крупных регистраторов. Интернетчики начали массово регистрировать домены — основные или хотя бы резервные — в зонах com, me, tv или net. Точно отследить цифры в области хостингов и доменов нет реальной возможности, но я очень много общаюсь с представителями как крупных интернет-компаний, так и с инвесторами и стартаперами, и все как один подтверждают мои наблюдения. 

Что связывает интернет-компанию с конкретной страной, кроме хостинга и домена? Юрлицо и адрес хэд-офиса. Юрлиц и раньше регистрировали на Британских Виргинских островах или Кипре, потому что законодательство там позволяет лучше учитывать интересы основателей и инвесторов. «Яндекс» зарегистрирован в Голландии, Mail.ru — на Кипре, а «ВКонтакте» владеет фирма в BVI.

Более мелкие компании обычно структурировались за границей при первом раунде инвестиций. Теперь многие стартапы, у которых нет, казалось бы, необходимости в сложном акционерном соглашении, сразу регистрируются в BVI, Голландии, Люксембурге или на Кипре (хотя после стрижки вкладов в местных банках популярность последнего упала).

После того как множество активов и наработок оказались вне России, в ближайшие год-два стоит ожидать следующую волну — массовый отъезд основателей и разработчиков. Сомневаетесь, что дело дойдёт до «цифрового парохода»? Обратите внимание на очень привлекательные программы по выдаче стартап-виз талантливым бизнесменам из-за рубежа — в США, Канаде, Франции и многих других странах. Рыба ищет, где глубже, а бизнес — где удобнее и безопаснее. И если раньше топ-менеджеры «Яндекса» говорили, что им приходится конкурировать за лучших сотрудников не с Google, а с США, то скоро, похоже, такой проблемы в России вообще не будет.  

Фото: Lego