Одежда, обувь, косметика и дорогой алкоголь больше не в моде: последние пару лет многие звёзды вкладывают свои средства в технологические компании или создают их с нуля. Зачастую инвестиции оборачиваются провалом, но, например, у Боно и Эштона Кутчера есть нюх на перспективный бизнес. The Village разобрался, кто из знаменитостей провалился, а кто приумножил своё богатство.  

 

Провалы

 Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 1.

Джастин Тимберлейк

В 2005 году MySpace была главной социальной сетью на планете и стоила 580 миллионов долларов, но уже к концу десятилетия сайт стал стремительно терять популярность из-за неэффективного управления и конкуренции Facebook. Джастин Тимберлейк решил возродить успех площадки, превратив MySpace в музыкальную платформу для общения артистов и их фанатов. Вместе с соинвесторами Тимберлейк потратил 35 миллионов долларов на выкуп компании у прежних владельцев, а потом ещё 20 миллионов на рекламу перезапуска, совпавшую с выпуском нового альбома артиста. Обновлённый MySpace запустился в начале 2013 года, но, несмотря на смену концепции, он так и не выстрелил. 

 

Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 2. 

Jay Z

Приложения для съёмки видеороликов Socialcam и Viddy были самыми горячими стартапами весны 2012 года: все ждали «убийцу Instagram», и каждый день к сервисам присоединялось по полмиллиона новых пользователей. Всего через пару месяцев из-за изменения правил публикации в Facebook популярность обоих приложений упала в несколько раз, а выход Vine и вовсе перечеркнул планы на их развитие в прежнем виде. У Socialcam всё сложилось неплохо: почти сразу стартап был куплен за 60 миллионов долларов Autodesk. А Viddy впал в агонию: CEO уволили, команда разработчиков сократилась почти в три раза, компания была переименована, а после и вовсе влита в стартап Fullscreen. На пике популярности Viddy оценивалась в 370 миллионов долларов — как раз тогда Jay Z, Шакира и Уилл Смит инвестировали в неё 30 миллионов долларов в ходе второго раунда инвестиций. Зря.

 

 Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 3.

Will.I.Am

Солист The Black Eyed Peas Will.I.Am уже пару лет серьёзно увлечён современными технологиями. В декабре 2012 года рэпер даже основал компанию i.am+, которая по замыслу артиста должна создавать инновационные гаджеты. Пока затея оборачивается провалом. Первый продукт i.am+ – дополнительная камера для iPhone – была раскритикована тематической прессой: её назвали уродливой и бессмысленной. Этой осенью артист представил умные часы Puls, но и они оказались не очень. Колумнист The Verge прямо назвал их худшим гаджетом 2014 года.

 

Небезнадёжно

Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 4. 

Леонардо Ди Каприо

Mobli – ещё один несостоявшийся «убийца Instagram»: это сервис для обмена фото- и видеоконтентом с друзьями. Единственное, что отличает его от конкурентов, – наличие известных инвесторов. Леонардо Ди Каприо сперва вложил в стартап 4 миллиона долларов, а потом подбил Тоби Магуайра последовать его примеру. Mobli – не то чтобы провал: у сервиса почти 20 миллионов пользователей, а год назад в него вложил 60 миллионов долларов мексиканский магнат и один из самых богатых людей планеты Карлос Слим. Но успеха Instagram или Snapchat он пока не повторил.

 

Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 5. 

Джастин Бибер

Ровно год назад была запущена социальная сеть Shots — первый сервис, целиком рассчитанный на обмен селфи. Приложение могло бы остаться дурацкой шуткой, если бы не участие Джастина Бибера: певец вложил в стартап 1 миллион долларов и привлёк к нему своих поклонников. За год Shots скачали около 2 миллионов раз, 75 % пользователей — девушки-подростки. Неясно, насколько устойчивым будет дальнейшее развитие сервиса.

 

 Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 6.

Леди Гага

В 2011 году Леди Гага стала соосновательницей стартапа Backplane, который должен был специализироваться на создании автономных сообществ для брендов и знаменитостей. Первым проектом компании стала социальная сеть для фанатов певицы Little Monsters, собравшая свыше миллиона пользователей. Backplane привлекла 13 миллионов долларов инвестиций (в том числе от Coca-Cola), но этим летом стартап решил пересмотреть свою бизнес-модель. Что будет дальше,  пока неясно. 

 

Успех

 Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 7.

Боно

В последние годы солист U2 стал в первую очередь инвестором, и лишь во вторую — музыкантом и меценатом. Боно является совладельцем инвестфонда Elevation Partners, управляющей активами на 2 миллиарда долларов. Самая успешная инвестиция компании — Facebook: в 2009 году Elevation Partners купила 1,5 % акций Facebook за 90 миллионов долларов, а в 2013 году избавилась от своей доли уже за полтора миллиарда долларов. Среди нынешних активов фонда — сервис Yelp.

 

 Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 8.

Эштон Кутчер

Эштону Кутчеру вряд ли стоило сниматься в неудачном фильме о Стиве Джобсе, но зато он успешный венчурный инвестор. В 2010 году актёр основал инвестиционную компанию A-Grade Investments, которая вкладывается в стартапы на ранней стадии и впоследствии забирает себе все сливки. A-Grade Investments вложила свыше 100 миллионов долларов в Spotify, Uber, Shazam, Secret и Airbnb. Среди прежних инвестиций актёра – Skype и Foursquare. В этом году Кутчер выиграл от покупки Google компании Nest, пионера в области «интернета вещей».

 

 Как звезды инвестируют
в технологии. Изображение № 9.

Доктор Дре

Покупка Apple производителя наушников Beats Electronics за 3 миллиарда долларов — одна из главных технологических сделок 2014 года. Ветеран хип-хопа Доктор Дре и председатель совета директоров звукозаписывающего концерна Interscope Records Джимми Йовин основали Beats в 2008 году, а в этом стали топ-менеджерами Apple. Сделка повысила состояние Доктора Дре с 500 до 800 миллионов долларов, сделав его самым богатым человеком в индустрии хип-хопа.

Фотографии: Shutterstock