Стена расплаты: Как торговать контентом в интернете. Изображение № 1.

 

 

Соня СОКОЛОВА

Сооснователь портала Звуки.ru

Состояние рынка

«Процессы, которые происходят в сети, отражают глобальные процессы в сегменте entertainment. Как и в офлайне, произошло перераспределение структуры доходов различных игроков. Мейджоры сконцентрировались на оптовых продажах и практически перестали инвестировать в поиск и развитие талантов, а также в интернет как канал дистрибуции. Независимые игроки успешно осваивают новые ниши, однако не располагают стартовым капиталом и каталогом, достаточным для того, чтобы заинтересовать конечного потребителя. С поправкой на агрессивность этого рынка можно с уверенностью сказать, что музыка как товар пытается найти для себя новые модели дистрибуции. Однако в силу отсутствия консолидированного подхода музыкальный и развлекательный контент в сети воспринимается скорее как реклама других товаров — например, концертов, а не как самоценный продукт».

Можно ли на этом заработать

«В ближайшее время нас ожидает появление всё новых и новых игроков, которые будут выкупать у производителей контент с целью раздачи его пользователям бесплатно. Эта сомнительная бизнес-схема укоренилась на рынке, невзирая на её полнейшую нерентабельность. Большинство интернет-компаний, которые включают в число своих проектов музыкальные сервисы, предпочитают считать музыку недорогим средством привлечения пользователей — однако уже через год задумываются об оптимизации и пытаются включать платные сервисы. Однако пользователь, в конечном счёте, всегда находит, где скачать или прослушать музыку: на смену погибшим Nokia Music, Fidel и Audiofind приходят „Яндекс.Музыка“, Забава.ру и им подобные сайты. Рано или поздно кто-то сумеет найти баланс между аппетитами мейджоров и интересами пользователей».

 

Стена расплаты: Как торговать контентом в интернете. Изображение № 2.

 

 

Сергей АНУРЬЕВ

СЕО книжного онлайн-магазина Litres.ru

Состояние рынка

«Пять лет назад электронные книги продавал единственный проект — „Кирилл и Мефодий“. Это были скачанные файлы в doc-формате за 300 рублей в месяц. Когда в 2007 году запускался наш проект, авторы книг говорили: „Ну, давайте попробуем, может, нам что-нибудь когда-нибудь заплатят, но вообще это игрушки…“ Сейчас мы видим, что топовые авторы начинают замечать наши доходы и ждут отчётности. Рынок электронной книги стал рынком. Осталось сделать понятным ценообразование для пользователя и для автора. Здесь нужно совмещать две вещи: чтобы пользователю было подешевле, автору — подороже».

Как зарабатывают

«Сейчас мы продаём более миллиона электронных книг в год. Реклама приносит маленький доход — мы её не умеем выращивать. Наша задача — продавать книги. Либо продукт, либо реклама. Продавать продукт и втюхивать рекламу не очень красиво. С каждого человека, который купил у меня книжку, я могу получить 100 рублей. С каждого, кто купил у меня книжку с рекламой, я могу получить рубль. Выбор очевиден.

Чтобы зарабатывать, мы должны, с одной стороны, предоставить то, что у человека не вызывает раздражения — как минимум, а как максимум — доставляет удовольствие. С другой стороны, мы должны следить, чтобы это удовольствие конвертировалось в продажи.

Наша задача — чтобы человек зашёл и в три клика купил книгу.

 

Да, мы хотим, чтоб он купил гораздо больше, но важнее, чтобы он это сделал быстро, пока есть импульс, настрой купить. Книга и вообще весь контент — это импульсная покупка».

 

Стена расплаты: Как торговать контентом в интернете. Изображение № 3.

 

 

Аркадий КУЛИК

Основатель музыкального сервиса Thankyou.ru

Состояние рынка

«Проблемы с распространением контента и тем, как он продаётся, можно решить только при помощи смены модели взаимоотношений между пользователями и артистами. Я изучил все модели — подписочную, рекламную, прямые продажи — и понял, что модель „pay what you want“ — самая честная по отношению к потребителю. Рынок сейчас ориентирован на потребителя, а не на продавца, поэтому за этой моделью будущее».

Как зарабатывают

«Сегодня у нас на сайте порядка 300 000 зарегистрированных пользователей. Люди не покупают контент у нас на сайте, они его скачивают абсолютно бесплатно. После этого они имеют право заплатить столько, сколько считают нужным. Мы берём процент. Минимальная благодарность составила около 10 копеек, а максимальная — 20 000 рублей. Был случай, когда человек заплатил 5 000 рублей группе „Пилот“, ребята на радостях подписали ему диск, отправили, а когда тот его получил, заплатил ещё 5 000. Я считаю, что это честно и правильно, когда люди делятся друг с другом напрямую. Я отдаю вам музыку — вы отдаёте мне деньги, которые соответствуют тому, сколько удовольствия вы получили от неё».

 

Стена расплаты: Как торговать контентом в интернете. Изображение № 4.

 

 

Александр Кулебякин

Директор по маркетингу платёжного сервиса PayU

Состояние рынка

«Мы наблюдаем перелом в потреблении информации. В странах с сильной защитой авторских прав общество пришло к оплате контента в интернете. Пользователи платят за ПО и мобильные приложения, не скачивают аудио- и видеофайлы с пиратских торрентов, а приобретают в онлайн-магазинах. Модно читать электронные СМИ (The New York Times, The Wall Street Journal, The Telegraph), и никто не возмущается оплатой за материалы. В итоге выигрывают все — и правообладатели, и пользователи. Одни получают прибыль, другие — качественный лицензионный продукт.

В России эволюция оплаты контента идёт по своему пути.

 

Российские правообладатели экспериментируют с разными моделями оплаты — от полной подписки до микроплатежей за отдельные части материала. Хорошо работает модель, по которой люди могут тратить столько, сколько хотят: получая бесплатно часть контента и оплачивая, например, только возможность просмотра видео без рекламы или скачивания новинок. Новое поколение готово платить, но понемногу. Согласно исследованию J’son&Partners, самый большой спрос у пользователей — на игры, музыку и рингтоны. Меньшей популярностью пользуются онлайн-трансляции футбольных матчей или музыкальные концерты».

Можно ли на этом заработать

«Российские потребители пока не готовы платить за то, что раньше они получали бесплатно. А если и готовы, то совсем немного. Таков наш менталитет, это сродни тому, чтобы „пытаться вернуть бабочек обратно в их коконы“. Пользователи становятся более опытными и цивилизованными, однако пиратские сайты ещё слишком популярны. Полностью изменить систему вряд ли удастся — правообладателям нужно искать собственные схемы под российские реалии».

Текст: Елена Мелиховецкая

Фотографии: Варвара Лозенко

Фотография на обложке: www.flickr.com/drakh