Бывший менеджер по региональному развитию финской компании Сергей Захаров во время командировки влюбился в Русский Север. Любовь оказалась так сильна, что он бросил работу в корпорации и открыл свою рыбную лавку «Хариус Хаус». В ней он продаёт только рыбу Севера. Сложностей пока больше, чем перспектив: продукция дороже, чем в магазинах, на 30%, логистика отнимает массу сил, а россияне любят больше мясо, чем рыбу.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

СФЕРА БИЗНЕСА
 
ДАТА ОТКРЫТИЯ
 
БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК
 
САЙТ

Продажа рыбы Севера

 

18 декабря 2012 года

 

 1 млн руб.

 

 www.harius-house.ru

 

 

 

   

Сергей ЗАХАРОВ

Владелец рыбной лавки «Хариус Хаус»

О решении уйти из корпорации

 

 

Золотая рыбка: Сможет ли «Хариус Хаус» продать москвичам северный улов. Изображение № 1.

 

июле 2012 года я работал менеджером по региональному развитию в финской пищевой компании Paulig. Благодаря этой работе я объездил всю страну. Тогда я полюбил северную кухню: в Сургуте попробовал вяленого муксуна, где-то строганиной угостили. Только сама работа не доставляла удовольствия. Летом я поймал себя на мысли, что не вижу, как растёт мой сын. Уходишь утром — он ещё спит, вечером — тоже спит. А время теряешь в пробках и в командировках. Решил, что хватит, надо что-то менять. Но решиться уйти было сложно, ведь это простые деньги: служебная машина, офис, страховка и фитнес-клуб. В итоге я всё же написал заявление по собственному желанию. Чтобы не разрушить всё, что успел сделать, предупредил за два месяца до ухода. И в сентябре я уволился и начал изучать рынок: поставки, логистику, цены и всё остальное. Жена поначалу отнеслась к моей идее настороженно. Она в тот момент только вышла на работу после декретного отпуска. Пришлось поубеждать, но в итоге она в меня поверила. В конце концов, она знает, что я довожу до конца дела, за которые берусь.

О первых затратах

В Москве очень сложно найти хорошую рыбу. В супермаркетах вся сёмга разноцветная, потому что крашеная. У карпов обычно плавнички микроскопические — потому что они всю жизнь не двигаются, просто трутся друг о дружку в аквариуме, чтобы быстрее жир набирался. Сибирскую рыбу тоже очень сложно найти. Я сразу решил сделать ставку на качество и открыть офлайновый магазин. За три месяца купил оборудование, нашёл место для магазина на Ленинградке, заказал вывеску и закупил первую партию. На это у меня ушёл 1 млн рублей. Деньги я занял у знакомого, через три месяца их надо отдать. Я обратился к маркетологам за помощью, потому что мне хотелось построить уютный бренд. Не хотелось примитива вроде «Дары Ангары». Сложнее всего было найти помещение, потому что рынок аренды небольших площадей какой-то серый. Нашёл свой магазин в интернете, но пришлось заплатить комиссию в 100%. К тому же политика столичных властей направлена против мелкой розницы. В начале декабря вышел закон, по которому снова начали сносить киоски. Я не знаю, подпадает ли мой магазин под этот закон. Думаю, что узнаю об этом по факту. Пытался с этим разобраться через девушку, которая занимается недвижимостью. Она сказала, что проблем возникнуть не должно. У людей, у которых я арендую это помещение, всё в порядке с документами. Но я прекрасно понимаю, что если чиновники захотят что-то снести, то документы не помогут. Мой план Б — это онлайн-магазин. Он откроется через месяц.

 

 

Золотая рыбка: Сможет ли «Хариус Хаус» продать москвичам северный улов. Изображение № 2.

   

Как искать поставщиков

В сентябре в Москве проходили профильные выставки. Там я познакомился с представителями компаний-переработчиков из Якутска и Красноярска. Кого-то нашёл в интернете, хотя это сложно. В регионах компании пока вообще не думают о своих сайтах. На всякий случай я регистрируюсь на форумах и оставляю объявления, что купил бы рыбу. Сейчас у меня 10 поставщиков, но их число будет постоянно расти. Хочу максимально разнообразить ассортимент: надо добавить рыбу в разных заливках и с разными приправами. Основная сложность — в логистике: рыбу сложно везти, она должна быть либо замороженной, либо её нужно везти при температуре минус 8. Если условия будут не соблюдены, то всё пропало. Доставка исключительно самолётом. Якутия — самая большая республика в России, по площади это пять Франций, а население всего 1 млн человек. Там очень неразвитая дорожная сеть. Чир свежемороженый прилетел грузовым рейсом из Тикси (посёлок в Якутии. — Прим. H&F). Он сделал пересадку в Якутске и прилетел в Москву. Рыба пролетела 9 тысяч километров, конечно, она будет дорогой.

От 10 до 15% цены рыбы — это затраты на перевозку. Для сравнения: привезти какие-нибудь мидии или оливки из Испании — это 4 тысячи километров. Хотя организовать перевозку несложно. Ты делаешь заказ, они грузят товар в самолёт, а тебе надо встретить его в аэропорту в грузовом терминале. У меня нет машины, которая могла бы это делать, поэтому я заказываю и эту услугу.

О негативе покупателей

Сейчас мои основные клиенты — это местные жители. Я уже заказывал услуги промоутера — бабушка раздавала листовки с рекламой возле метро, люди приходили и покупали. У меня уже есть несколько постоянных покупателей. Была волна негатива, когда пенсионеры пошли. Они жаловались, что цены высокие. Таких посетителей — 20%. Думаю, надо перетерпеть. Я объясняю, что дешёвое и плохое вы можете купить где угодно, а здесь покупают те, кому надоело плохое. 


Тот, кто был на Байкале
и пробовал омуля, знает,
что это за рыба, и он готов полцарства отдать за него.

 

Сам изучал брикеты мороженой рыбы, которые продаются в супермаркетах: 30-40% от веса — это вода. Если сравнить цены на килограмм сёмги и килограмм омуля и муксуна, то моя рыба дороже на 20-30%. К примеру, килограмм муксуна стоит 800 рублей. Пока я стою за прилавком сам, потому что ни один продавец за меня так подробно не расскажет про эту рыбу. Думаю, простою здесь ещё несколько месяцев, чтобы объяснять людям, что это и зачем. Так что пока я работаю здесь без выходных, с 10 до 10.

 О первом дне

Первый день прошёл спокойно, хотя я очень волновался. У меня мудрёная касса, которая сама считает остатки, делает скидки, синхронизируется с 1С. Ко мне приехал мой друг, он сделал первую покупку, и я на нём потренировался. На второй день уже всё — как будто всю жизнь за прилавком. Выручка в первый день составила 2 200 рублей. В обычный день у меня примерно такие же показатели. Но перед Новым годом они взлетели в несколько раз. Всегда так: 29 и 30 декабря народ заходит и берёт всё, не спрашивая.  

О конкурентах

В Москве много рыбных магазинов, но у нас разный ассортимент. Плюс я сам пробовал продукцию нескольких профильных магазинов — не смог есть, пересол. Рыбу пересаливают, чтобы скрыть душок. Не уверен, что рыбный рынок в России будет расти.

Россиянин по сути своей мясоед.

 

Мы лучше возьмём какой-нибудь карбонад и в последнюю очередь после молока, хлеба и помидоров потянемся за рыбой. В СССР была крупная сеть магазинов «Океан», потом она была практически похоронена и до сих пор не может встать на ноги. Там был очень большой ассортимент рыбы и икры.

Планы

Пока я зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей. В феврале-марте пойду регистрировать деятельность по переработке. Люди очень часто спрашивают рыбу горячего копчения. У неё срок реализации — 72 часа. Для этого нужно создавать стабильный поток покупателей. Пока буду делать горячее копчение под заказ где-то раз в неделю. У меня рыба почти вся готовая, но есть небольшой ассортимент свежемороженой рыбы. В дальнейшем я хочу продавать её вместе с рецептами национальной кухни. Возможно, расширю ассортимент и начну продавать дичь. Люди спрашивают кабанину и оленину. Определённо хочу открыть и второй магазин, а потом и франшизу. Но для этого должен пройти минимум год с открытия.

Советы начинающим предпринимателям

 

Дождаться случая. Я пока не знаю, откуда я возьму средства на дальнейшее развитие. Бывает по-разному. Нужно быть открытым людям. Возможно, кому-то из знакомых это станет интересно, он тоже вложится. Может быть, пойду в банк за деньгами. Может быть, свои накоплю. В такик моменты начинает открываться какая-то плазма, и решение само на тебя падает.

 

Есть слона по кусочку. Главное — понять, чем ты хочешь заниматься. Потом надо каждый день делать что-то для своей цели. Не надо стараться свернуть горы сразу. Взять и открыть завтра сеть из десяти магазинов — это сложно, открыть один магазин спустя три месяца — уже проще. Пойти и зарегистрировать завтра ИП — проще простого. Надо есть слона по кусочку.

Получать удовольствие. Не надо бояться, что вам перестанет нравиться заниматься чем-то в дальнейшем. Всегда есть шанс, что после нескольких лет предпринимательской деятельности вам захочется стать машинистом метро. Но за то время, пока вы занимаетесь бизнесом, вы успеете этим насладиться.

Перестрахуйтесь. В России всегда есть шанс, что в один день ваш бизнес может закрыться. Но надо как-то страховаться. Например, если чиновник придёт и закроет мой магазин, я перейду в интернет.


 

 

 

   

 

 

 

 Фотографии: Иван Ерофеев