Дружба, надежда и тьма: Портрет российского бизнеса в названиях компаний. Изображение № 1.

 

 

Залина МАРШЕНКУЛОВА

Обозревать и анализировать названия компаний — всё равно что заглядывать в душу России, угадывать думы, чаяния и страхи молчаливой красавицы. Вот она, старая добрая мгла за окном условной Перми, вот сотрудники ликёро-водочной компании кутаются в ватник и терзаются тяжкой думой: как назвать свой кораблик, чтобы он поплыл, родимый, среди опасностей и сюрпризов отечественного рынка, что-то там ждёт его во мгле?

 

Дружба убивает твою печень

(Самые популярные названия)

Первое, что бросается в глаза: в самых разных уголках страны компании часто называют прекрасным и предельно прозрачным словом «Дружба». Может показаться, что это советский пережиток, отголосок прямого и плоского, как топор, коммунистического счастья, но нет. В стремлении и любви к этому слову кроется гораздо большее: российские бизнесмены не любят заморачиваться на ерунде и действительно любят дружить.

Особенно органично и хорошо такое наименование смотрится, если это ликёро-водочная промышленность. Алкогольных акционерных обществ с этим тёплым названием в этой отрасли немало, и теперь мы знаем, что убивает нашу печень: дружба.

На непредсказуемых просторах отечественной бизнес-мглы фирмы с жизнеутверждающими именами встречаются нередко. Что, например, объединяет Кавказ с Центральной Россией? Дружба, радуга и надежда (компании именно с такими названиями встречаются и там, и там чаще всего). «Радуга» — это в основном одежда для мальчиков и девочек.


но многие производители «нательного белья», трусов и маечек также называются «Русью».

 

Производители и торговцы продуктами в разных регионах обозначают себя словом, напоминающим название червячка, — «Пищевик». Удивительно, что такое важное и радостное явление жизни, как еда, очень часто прячется под таким невкусным промышленным словом. Не чувствуется ли в этом вечная мантра русского человека «хорошее — нельзя» и неумение без страха и упрёка радоваться сосискам и пончикам?

 

Пчлк и НЗШВ

(Советские и загадочные)

Радугу и дружелюбие в основных чертах портрета разбавляет вторая по количеству группа советских и «совковых» названий. Советский союз уехал, но названия и тоска по антикапиталистическому счастью остались.

Ножом по сердцу режет рыбколхоз «За родину», глаза застилают озёра забвения, с укором смотрит рыба, убиваемая во славу истерзанного отечества. «Пермалко» и «Омский бекон» немного разгоняют безнадёгу, но примирения с действительностью не дают.

Из удручённого состояния в состояние недоумения приводят названия из третьей по количеству группы — группы загадочных и странных названий. Особую тайну составляют странные имена типа ЗАО «Бервина», «Малета», ОАО «Желика», «Далёна», «Абава». Анжелику, Алёну и Забаву порезали из беспощадного стремления к необычности. Российская оригинальность, бессмысленная и беспощадная.

Загадочные названия типа «Совкомбанк», «Обояньхлеб» и фирма грамзаписи «Длинные руки» несут в себе нечто, известное одному Богу, и отражают непостижимость, непредсказуемость и глубину российского человека. А «Лептабанк» — это уже совсем по-библейски.

Что, если не стремление коверкать или прятать истинное имя, натягивать на себя чужие образы, носить леопардовые трусы и не снимать ватник кроется, например, в таинственном наименовании ОАО ВУЛВЗ (Вологодская область, производство алкогольных напитков)? По всей видимости, хотели быть волками, а получились... в общем, вы поняли.

Есть и отдельная подгруппа мистических имён — зашифрованные названия типа ОАО НЗШВ. Это высокая поэзия.

НЗШВ, т прнс?

 

Тьма оздоровляет

(Оригинальные и многозначительные)

Самая немногочисленная, но самая интересная и увлекательная группа — фирмы с выдающимися в хорошем или плохом смысле наименованиями. Про каждое хочется размышлять часами. Вот, например, производитель приёмников и видеопроекторов ООО «Преодоление», или производитель ювелирных изделий в Вологодской области ЗАО «Северная чернь», или ООО «Провинция» (выращивание зерновых).

В сфере ресторанов и кафе нас приветствуют ООО «Владимирский Централ» и ООО «ТУДРАНКТУФАК»: оба — названия известных песен, весьма смелый ход. Ещё более вызывающим было бы перевести название второй песни на русский — ООО «Слишкомпьяначтобытрахаться».

Среди мегаоригинальных: парикмахерская ООО «Мужчина это Бог», ООО «ПРЕВЕД», ООО «Откат», ОАО «ПОХ».

Особого внимания заслуживают следующие названия. ООО «Диабло» — трудится в сфере «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев».


Живо представляются дискотеки в СанктуариИ, демон Азмадан КАК гардеробщик, люди отважно танцуют на уровне «инферно».

 

Но самое символичное и многозначительное название — это, конечно, ООО «ДАРК». Это мебельная компания в Королёве, автозвук в Ханты-Мансийске, производство строительных изделий и конструкций во Владивостоке. Но главное — так называется детско-юношеский оздоровительный комплекс в Якутске! Детский оздоровительный комплекс «Тьма». Надеюсь, не закроют за пропаганду суицида, уж больно это красиво и драматично.

Ещё из унылого ряда названий выделяется ОАО «Новатор». Само по себе оно не оригинальное, если не учитывать, что так нарекли производителя оружия. Купи ружьё, усовершенствуй мир! Новый подход к улучшению настроения. (Из этой же серии ООО «Том-Свет» — посмотри на том свете).

Не менее фееричные названия дают своим корабликам интернет-стартапы, например, российский проект «ХочуЭТО». Среди тёмного новаторства и игры с английским языком то там, то сям мелькают умилительные фирмы: «Сапожок», «Ивушка», «Бука».

Резюме. В портрете российского бизнеса много дружбы, надежды, странностей, загадочности, тоски по несбыточному советскому счастью и тьмы. Но радует, что всё это не без периодически встречающегося шанса и триумфа.