Екатерина Филиппова,  Вадим Иванов и Людмила Дариенко решили открыть магазин, в котором будет всё необходимое для веганов и людей, которые заботятся о здоровом питании. 

 

H&F они рассказали, как писали бизнес-план, искали поставщиков по этикеткам на продуктах и как смогли привлечь внимание экспатов. 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

Магазин

 

500 000 рублей 

ДАТА СТАРТА

 

САЙТ

 23 октября 2012 года

 

Happy Vegan Shop

 

Екатерина ФИЛИППОВА, Вадим ИВАНОВ 
и Людмила ДАРИЕНКО

Соучредители Happy Vegan Shop

 

 

Как пришла идея

Около года назад мы решили, что нам надоело работать на других. Так как мы все втроём веганы, начали думать, что такого можно сделать на тему вегетарианства. С веганскими продуктами в Москве две главные проблемы: во-первых, они все разбросаны по городу, и чтобы купить всё, что нужно, приходится совершить целый шопинг-тур, а во-вторых, они очень дорогие. Бывает даже, что люди перестают придерживаться веганской диеты, потому что не могут себе этого позволить, и вместо соевого молока за 200 рублей начинают покупать обычное за 40. Так, например, в магазине при «Джаганнате» на 1 000 рублей можно купить совсем немного. Мы решили, что сделаем магазин с одновременно полезными и доступными веганскими продуктами, которые все будут собраны в одном месте.    

 

Бизнес-план

Нам повезло: среди наших знакомых был состоятельный человек, который был готов дать нам денег в долг, — около 500 000 рублей. Единственным его условием было наличие у нас серьёзного подхода. То есть он хотел увидеть продуманный бизнес-план нормального, взрослого проекта, а не просто наивную идею о магазине для тех, кто любит коровок. Ни у одного из нас нет финансового образования, и подготовка бизнес-плана для нас была сложной задачей. Мы переписывали его раз 20, и каждый раз наш инвестор находил в нём новые недочёты. Например, он обратил внимание на то, что мы должны расширить аудиторию потенциальных покупателей и ориентироваться не только на вегетарианцев. Он научил нас рассчитывать прибыль, прогнозировать, сколько мы сможем заработать в этом месяце, и что необходимо сделать, чтобы в следующем заработать больше. Мы уже на этапе подготовки бизнес-плана прописали, какие у нас будут акции и скидки, как мы будем бороться с сезонными спадами и что нужно делать в случае форс-мажорных ситуаций. Так что теперь, если что-то такое случается, мы не бегаем в панике, а просто берём уже придуманное решение из нашего «тайничка». Благодаря ему у нас всегда наготове план «Б».      

 

 

 

 

 

 

Мы по себе знаем, что вегетарианцы — люди замороченные, любят посмотреть, потрогать товары, почитать составы на этикетках, поболтать со «своими».

 

 

 

 

Шоу-рум и сайт

Мы сразу решили, что у нас будет онлайн и офлайн-магазин. Первым планировали запустить сайт, но он до сих пор находится в разработке. Дело в том, что мы сначала попросили сделать сайт на безвозмездной основе наших хороших друзей. Они вдохновенно пообещали, что всё сделают, но время шло, и ничего не происходило. Давить на них было неловко, потому что, во-первых, они наши друзья, а во-вторых, решили помочь бесплатно. Прошло четыре месяца, мы устали ждать и попросили другого нашего знакомого сделать сайт за деньги, и дело сразу пошло, сайт скоро откроется. Хотя уже сейчас у нас неплохие продажи через группы в соцсетях. Однако мы не хотели ограничиваться интернетом. Мы по себе знаем, что вегетарианцы — люди замороченные, любят посмотреть, потрогать товары, почитать составы на этикетках, поболтать со «своими». Сайт существует для удобства, для тех, кому легче заказать продукты с курьером, нежели самому везти их из центра к себе домой на окраину. А шоу-рум работает для души, здесь кипит жизнь, и нас самих он очень вдохновляет. Само место мы нашли через Cian.ru. У нас было три главных критерия: помещение должно быть в центре, вход должен быть отдельный и цена приемлемая. Сейчас мы в месяц платим за него около 50 000 рублей.     

 

 

Зелёные силы: Как Happy Vegan Shop обслуживает вегетарианцев. Изображение № 1.

 

 

 

Поставщики

В подборе продуктов мы ориентировались на свой вкус. У каждого из нас есть любимые веганские марки, которые продаются в супермаркете с огромной наценкой. Информацию об официальных поставщиках всегда пишут на этикетках, так что мы просто прошлись по магазинам и прочитали на продуктах всё, что нам нужно было знать. Потом разослали этим поставщикам письма с рассказом о нашем магазине, объяснили, что мы начинающие, но перспективные, что дальше планируем покупать у них больше, но пока нам нужно посмотреть, как аудитория отреагирует на их продукты. Все пошли нам навстречу, и проблем из-за маленьких объёмов поставок у нас не было. Сначала мы работали только с российскими производителями, но потом решили, что нужно работать и с иностранными, хотя из-за пошлин и проблем с почтой это довольно сложно. Просто многие продукты, например витамины, которые необходимы веганам, не производятся в России. Люди стараются их заказывать, но тогда они получаются слишком дорогими и идут очень долго. Мы решили взять это в свои руки, вышли на самих производителей. Сейчас у нас около 50 поставщиков со всего мира и порядка 500 наименований товаров.   

 

Ассортимент

Веганским может быть всё что угодно: и вафли, и колбаса. В Европе есть целые моллы с веганскими продуктами. В России же это зачастую очень скудный набор: соевая колбаса, растительное молоко — и всё. Мы пытаемся уйти от этого шаблона. Мы для себя разделили продукты на базовые и сопутствующие. Большая часть наших закупок относится к вещам, которые люди едят каждый день, а остальное приходится на всякие изыски. Сейчас у нас, кроме пищевых продуктов, есть косметика, аксессуары, скоро будут витамины, спортивное питание, часы, веганские корма для животных. Также мы работаем как небольшое кафе: готовим веганские пиццы, чизкейки и маффины. Сначала мы готовили всё сами, но потом количество заказов начало расти, и нам пришлось нанять для этого дополнительных людей. Сейчас в день у нас заказывают где-то семь пицц.      

 

 

 

 

Конечно, основной костяк нашей аудитории — это люди от 18 до 28 лет. Обычно в день к нам приходят 15-20 человек.

 

 

 

 

Клиенты

Людям порой кажется, что веганы — это кто-то вроде сектантов. Закрытое сообщество людей, которые любят только животных, а всё остальное ненавидят. Хотя на свете и правда есть агрессивно настроенные веганы, которые насилуют окружающих своими философскими убеждениями, мы точно не из их числа. Мы для себя решили, что откроем магазин не только для веганов. Ведь есть огромное количество других групп, которым наши продукты могут быть необходимы: люди, которые следят за своим здоровьем, йоги, спортсмены, мамы с детьми, у которых аллергия на молочные продукты. Конечно, основной костяк нашей аудитории — это люди от 18 до 28 лет. Обычно в день к нам приходят 15-20 человек. Есть определённая группа людей, которые ходят к нам каждую неделю. Недавно про нас написало одно издание для экспатов, так что теперь к нам часто заглядывают иностранцы.   

 

Команда

Мы изначально разделили обязанности: Люда занимается финансами, Катя отвечает за пиар, а Вадим делает всё остальное. У нас есть три курьера, которым мы платим процент с каждого выполненного заказа. В ближайшее время мы планируем нанять кого-то для работы в магазине. Мы постоянно получаем письма от желающих у нас работать. 

 

Продвижение

Обычно, когда кто-то открывает магазин, он пишет пресс-релиз и рассылает его по базе СМИ в надежде, что его заметят. Мы поступили иначе: просто разместили информацию об открытии на своих страничках в соцсетях, и к концу дня у нас уже было 50 перепостов и сотни комментариев. На открытие пришло огромное количество людей, с которыми мы не были знакомы. Это был настоящий эффект сарафанного радио. Если мы и писали в какие-то издания, то только в те, где работали наши знакомые. Все остальные, в том числе и англоязычные СМИ, вышли на нас сами. Как только откроем сайт, начнём использовать «Яндекс», Google, возможно, повесим баннер на профильном сайте.

 

Планы

С момента открытия мы не ушли в минус ни разу. Самым прибыльным оказался декабрь: мы тогда заработали около 150 000 рублей, треть из которых приходилась на прибыль. В конце весны нам надо будет вернуть долг инвестору. В ближайшее время мы планируем расширять ассортимент (например, добавим одежду), а также придумывать совместные проекты с другими веганскими компаниями. 

 

Советы

 

 

Нужно понять, что бизнес — это ответственность. Если вы откроете магазин, то первое время вы будете в нём жить, и свободного времени у вас не будет.

Если вы берёте взаймы, рассчитывайте срок возврата с учётом форс-мажорных обстоятельств — прибавьте месяц или два.

Не делайте из проблем трагедию. Всё зависит от точки зрения: можно по любому поводу устраивать драму, а можно просто сказать: «О'кей, это уже случилось, и может быть, это в итоге пойдёт нам в плюс». 

 

Надо очень чётко расписать логистику и финансовую сторону дела: чем внимательнее вы к этому отнесётесь, тем легче вам будет потом работать. 

Страх — лишняя эмоция в жизни человека. Если ты чего-то боишься, это на корню убивает все твои желания. Можно проработать 30 лет на кого-то и дослужиться до какой-нибудь важной должности, но поверьте, это не сравнится с ощущением, когда у тебя есть дело, в которое ты вкладываешь все силы и душу.

Фото: Антон Беркасов