Иван Моручков собирается сделать свой проект прибыльным и параллельно помочь десяткам нуждающихся. Его интернет-магазин «Добрых дел маркет» отчисляет от 5% до 25% на финансовую помощь зарегистрировавшимся на сайте благотворительным проектам.

 

Их масштаб и цели различны; кто-то собирает на сложную операцию бездомной собаке, кто-то ищет средства для создания телеканала для веганов. Моручков и его компаньоны потратили на создание магазина 1,5 млн рублей, но надеются окупить затраты, параллельно поддержав культуру социального предпринимательства.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краудфандинг, социальное проектирование и интернет-торговля 

ДАТА СТАРТА

Сентябрь 2013 года

 

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

1,5 млн рублей

САЙТ

ddmarket.com

 

 

 

 

 

 

Иван МОРУЧКОВ

Сооснователь «Добрых дел маркета»  

Как всё начиналось

Я окончил истфак МГУ, по профессии я учитель истории, но после вуза пошёл работать в обычную московскую школу учителем труда. Это самая лучшая работа: нет ЕГЭ, директор не беспокоит — можно делать что хочешь. Позже я вместе с моими друзьями начал заниматься обучением предпринимателей. Из сайта-тренажёра для нашей учебной программы позже родился «Добрых дел маркет». Создавая и развивая проект (доброе дело), на нашем сайте можно пройти все стадии становления предприятия: от возникновения идеи до её реализации.

Мы не благотворительная организация, а социальная. Мы собираем деньги на разные проекты с помощью продаж в магазине, при этом фокусируемся не на разовом оказании помощи, а на создании устойчивой системы финансирования через потребление. Мы строго подходим к выбору ассортимента, между собой мы называем товары, продающиеся в магазине, «добрыми». Это игрушки, канцтовары, косметика и продукты питания, произведённые в соответствии с нашими ценностями. Они не должны вредить здоровью, а производство не должно негативно влиять на окружающую среду. 

 

Структура

Наш девиз — «Покупая, помогай». Любой человек может купить товар в интернет-магазине, и от 5% до 25 % от суммы покупки пойдут на финансирование того проекта, который выберет сам покупатель. Подготовку к открытию мы начали в мае 2013 года, тестовую версию запустили в июле, официально открылись в сентябре. Сейчас в команде 12 человек. У нас четыре отдела. Есть непосредственно магазин — это отдельное юридическое лицо, там работают два наших сотрудника.

Есть отдел, который занимается отбором социальных проектов, помогает людям их правильно продвигать. Этот же отдел занимается образованием школьников и студентов. Мы приезжаем в школы, в вузы и проводим деловые игры, в результате которых ребята создают какие-то свои социальные проекты. Третий отдел занимается связями с общественностью. Есть ещё финансовый отдел.

Сейчас у нас 12 проектов, из них два завершённых. Мы осторожны в выборе проектов для помощи, ставим перед собой выполнимые задачи и ориентируемся на небольшие суммы — от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Все они разного масштаба: утепление приюта для собак, софинансирование вегетарианского телевидения, организация бизнес-лагеря для подростков. Мы можем взять проект на крупную сумму, но его, скорее всего, придётся снять со скромным процентом собранных средств. Самый дорогой проект, который висел у нас, — операция на 3 млн рублей. Он собрал мало. Мы предупреждали, что лучше получать помощь прямым донорством, так как важна скорость. А мы занимаемся социальным проектированием в год длиной. 

 

Деньги

В проект вложили 1,5 млн рублей. Основные наши затраты — зарплаты сотрудникам. Есть небольшой склад, где мы храним товары. Им не приходится пользоваться часто: при получении заказа мы, как правило, отправляем курьера к производителю, а потом к заказчику. Или едем сами. 

В маркете рыночные цены. Наша самая низкая наценка — 30%. Из этой суммы 10% можем отдать на социальный проект, 15% идёт на обслуживание системы. Максимальная наценка — 50%.

 

 

 

 

 

Человек, который занимается социальной или благотворительной работой, попадает в зону риска. Про нас говорят, якобы
мы выезжаем на человеческой доброте

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговых льгот у нас нет, нельзя их запросить, так как нет соответствующего законодательства. Можно стать фондом, но для этого нужно основать юридический отдел, который будет обосновывать каждую отданную государству копейку. Это дороже, чем заплатить 6%.

Пока мы в поисках своей целевой аудитории. Сначала думали, что это общественные организации, но оказалось, что они относятся к нам с недоверием, считают, что мы ушлые коммерсанты. Человек, который занимается социальной или благотворительной работой, попадает в зону риска. Мы получаем множество негативных откликов: якобы занимаемся сетевым маркетингом, выезжаем на человеческой доброте.

 

Планы

Мы планируем иметь к январю до 200 проектов на сайте. Люди сами создают их и раскручивают, а самым активным и популярным проектам мы прописываем бизнес-план, даём знания и инвестиции. В этом заключается наша основная работа: накапливать и распределять ресурсы между проектами, создавая конкурентную среду. К концу ноября мы полностью переделаем нашу систему, чтобы она была красивой и многофункциональной. Обновлённая версия уже вышла, теперь её отлаживают.

В будущем хотим запустить электронные карты и привязать нашу систему к крупному ритейлеру, чтобы люди, заходя в супермаркет, останавливались перед табло, выбирали, кому они хотят помочь сегодня, а потом спокойно шли делать покупки.

Недавно мы стали официальным дистрибьютером поставщика канцтоваров «Комус», и в начале ноября запускаем специальное предложение для бизнеса. В начале следующего года начнётся проект СОК (социально ответственная компания): мы создаём свой реестр и рейтинг социальной активности в бизнесе, собираем те компании, которые делают добрые дела, чтобы показать нашей
стране. В апреле будем начинать запуск проекта «Добрых дел маркет/услуги». Это даст новый толчок развитию народных инициатив.  

Текст: Кристина Шперлик