Основатели What the food несколько лет работали в рекламных агентствах, а потом решили всё бросить и заняться бизнесом. 

В основу идеи легла фраза Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» — клиенты сервиса получают каждый раз разный обед из перечисленных на странице Facebook ингредиентов.

 

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приготовление и доставка еды

ДАТА СТАРТА

Январь 2014 года

 

Бюджет на запуск

100 000 рублей

САЙТ

What the food

Наталья Шашкова, Мария Фёдорова

Основатели What the food

 

Как всё начиналось

маша:

Я работала в офисе, и для меня, как для вегетарианца, всегда остро стояла проблема с выбором еды. Рядом находился «Жан-Жак», парочка столовых, суши-бар. Если приходишь в ресторан, там обычно можно два-три подходящих блюда заказать. И у моих друзей-вегетарианцев такая же проблема: выбор очень ограничен.

Наташа:

Это проблема не только вегетарианская. Люди вообще не знают, что выбрать: суши надоели, пицца достала — в принципе, ничего не хочется выбирать, потому что уже не знаешь, чего хочешь. Мы решили помочь сделать выбор. Чтобы был не совсем кот в мешке, мы показываем ингредиенты. Многие могут что-то не есть, не любить, не хотеть, поэтому мы с утра вывешиваем фото с ингредиентами, и после этого человек может сделать заказ. Блюдо готовится из заявленных продуктов, но что получится — клиенту неизвестно. В будущем хотим из одного набора делать два разных блюда.

 

Идея

Маша:

31 декабря мы выступали на фестивале «Форма», готовили четыре блюда в формате «инкогнито», расставили только плакаты с ингредиентами. Это было наше первое испытание — смотреть, как люди отреагируют на идею. Стояла коробочка без каких-либо надписей и голова Сократа рядом. На него даже больше внимания обращали. Мы взяли фразу «Я знаю, что ничего не знаю» и цитируем её везде. Люди подходили, спрашивали, можно ли с ним сфотографироваться, но еду пробовать боялись.

Обед стоит 350 рублей. Это комплексное блюдо, которым можно наесться, плюс соус или коробочка салата, который не надо разогревать. Мы хотим подружиться с LavkaLavka и закупать у них по себестоимости продукты, как раз сейчас ведём переговоры. Используем индийские специи, ходим в китайские магазины.

 

What the food: Доставка обедов по методу Сократа . Изображение № 1.

 

Деньги

Маша:

Мы начинали со стартового капитала 100 000 рублей. Потом на «Бумстартере» собрали ещё 65 000 рублей. В первую неделю ушло около 30 000 рублей — на еду и курьеров. Это две самые большие статьи расходов. Ещё деньги уходят на коробочки, хотя мы сами печатаем наклейки и покупаем простые белые упаковки. Пока у нас динамика положительная. В первую неделю мы вышли в минус, во вторую — в чуть меньший минус. Надеюсь, что к концу месяца мы достигнем нуля, а в плюс выйдем к конце следующего месяца.

Будем отстраивать процесс так, чтобы постепенно увеличивать количество порций, уже с наёмным поваром.

 

Наташа:

Себестоимость обеда — около 150 рублей. Мы хотим понизить наценку, когда клиентов станет больше. Сейчас выгоднее брать несколько обедов: один с доставкой стоит 550 рублей, а от двух — доставка бесплатна. Если заказывают четыре обеда, мы дополнительно привозим пятый. Мы сейчас делаем где-то 15–20 заказов в день, скоро хотим дойти до тридцати. Будем отстраивать процесс так, чтобы постепенно увеличивать количество порций, уже с наёмным поваром.

В целях экономии мы пока всё готовим у себя дома. Как только появится возможность, тут же возьмём повара и снимем промышленную кухню. Её аренда стоит от 30 000 рублей в месяц.

 

Организация

Наташа: 

У нас есть группа поддержки, курьеры, которые помогают нам. Раз в неделю мы покупаем продукты, которые не портятся, а овощи — уже в тот день, когда готовим. Мы это делаем дома или на кухне наших друзей-партнёров из вегетарианских кафе. Они ночью и до 10 утра разрешают у себя готовить. В 11 утра мы публикуем пост с ингредиентами на странице в Facebook. Редко бывают предзаказы — обычно нам либо звонят, либо просто заполняют форму. Помимо нас с Наташей, в работе периодически участвует повар-технолог и друг-дизайнер, который фотографирует продукты и рисует картинки. На зарплате у нас пока только два курьера.

 

 

 

Аудитория

Маша:

Мясных ингредиентов в обедах пока нет, и мы не решили, будем ли их вводить. Мы с Наташей вегетарианки. Если можно заработать миллиард с мясом или миллион без мяса, то я лучше заработаю миллион без него. Готовить вегетарианские блюда не дешевле. Мясом наесться проще, чем овощами. Приходится придумывать какие-то интересные штуки, которые были бы вкусными, сытными и не были похожи на набор овощей. Мы постоянно пробуем новое, смешиваем айву с кабачками. Но всё равно должен быть некий баланс между новым и понятным.

Наташа:

Наша аудитория — это те, кто открыт для нового. В последнее время у нас заказывали журналисты, рекламщики, Союз московских архитекторов, Союз молодёжи. Хотим всю узкую аудиторию охватить здесь, а потом идти за ней в другие города по франшизе. Нам из Киева писали. А из Нью-Йорка пришёл отзыв, что наша идея здесь бы выстрелила. На Москве пока можно все шишки набить.

После пяти лет работы в офисе очень тяжело переключаться на физический труд.

 

Трудности

Маша:

Каких-то глобальных подводных камней не было пока. Есть много мелких проблем. Например, упаковка периодически протекает. Мы не можем найти другую упаковку, потому что почти все имеют такой изъян. Нашли суперрешение: вниз стелем кучу салатных листьев.

Наташа:

Мы спим очень мало, по 5–6 часов. Я в эти выходные впервые за пару недель накрасила ногти и вообще себя почувствовала женщиной. После пяти лет работы в офисе очень тяжело переключаться на физический труд. А его очень много: сумки таскать, готовить. Мы с Машей первую неделю плотно сидели на энергетиках.

 

What the food: Доставка обедов по методу Сократа . Изображение № 2.

 

Планы

маша:

Сейчас мы готовим сайт. Он будет простой, ничего лишнего. А дальше планируем сделать мобильное приложение. Оно будет ещё удобнее: можно получить уведомление и сделать заказ.

Наташа:

В перспективе мы хотим готовить и ужины, и завтраки, и десерты. Так получилось, что мы позиционировали себя как доставку ланчей. Но мы еду и к 6–7 вечера привозим, она у нас весьма универсальная. Почему только обеды? Мы же не борщ с котлетами готовим. Как вершину развития нашего бизнеса я себе представляю открытие кафе или ресторана, где будут приносить не меню с блюдами, а можно будет ставить галочки рядом с ингредиентами. Ты выбираешь муку, например, а из нее может быть пицца, лапша или пирог. Но это ещё что-то далёкое. Я бы не стала сильно наперёд загадывать, потому что много разных идей в голову приходит.

 

Автор: Анастасия Новикова

Фотографии: Михаил Голденков