Программиста из Саранска Александра Бочкина преследовали неудачи: ни один из проектов, в который он вкладывал силы и деньги, не выстрелил. Коллективу из девяти человек было нечем платить зарплату, все были эмоционально раздавлены. Но последняя попытка принесла удачу.

За два месяца была разработана программа для учёта рабочего времени CrocoTime. Первые клиенты нашлись уже на стадии прототипа. Затраты несколько раз окупились уже в первый месяц продаж, за первые три месяца компания заработала 2 млн рублей. Среди клиентов компании: «Газпром», Роскосмос, B2B-Center.

 

Сфера деятельности:

Система учёта рабочего времени

дата запуска:

Конец 2013 года

 

бюджет на запуск:

200 000 рублей

Сайт:

Crocotime.com

Александр БОЧКИН

Основатель компании «Инфомаксимум» 

Как всё начиналось

 

Программированием я увлёкся ещё в школе, окончил факультет электронной техники Мордовского университета, потом защитил кандидатскую в Пензенском технологическом университете. На втором курсе мы со школьным приятелем попробовали сделать собственный продукт — программу шифрования данных. Разместили программу на канадском хостинге, и в первый же день у нас закончился лимит по трафику, потому что мы не ожидали такого большого количества загрузок. Сам продукт тоже был сырой, и на некоторых компьютерах после его установки даже переставал грузиться Windows. Мы быстро поняли, что не готовы технологически, и к тому же опоздали с выходом на рынок: к тому моменту Windows уже включил шифрование данных в свои продукты.

Вторым проектом была программа Maxapt, которая отслеживала, чем сотрудник занят за компьютером. Продукт не имел сервера и не поддерживал большое количество пользователей, но мы угадали нишу: он понравился небольшим компаниям и стал коммерчески успешным. Но в тот момент и я, и мой партнёр решили сконцентрироваться на аспирантуре и закрыли разработку.

Потом у меня был период, посвящённый науке. В 2008 году я создал компанию «Инфомаксимум», в которой мы с четырьмя другими студентами занимались научными разработками на государственные гранты и в особо тяжёлые времена брали коммерческие проекты на заказ. Грантовое финансирование сильно ограничивало нас в действиях. Например, на деньги, которые нам дал Фонд Бортника, мы проектировали проморобота. Для фонда были важны научные исследования и разработка алгоритма, а маркетинг и продажи были на втором месте. А именно на маркетинг нужны были колоссальные затраты. 

 

 

Затем мы придумали систему, которая совмещала мониторинг рабочего времени с управлением проектами. Техническую часть мы сделали хорошо, но не продумали пользовательский интерфейс. В итоге получилась очень сложная система — настолько сложная, что пользоваться ей могли только мы. Нужно было всё упростить, и мы сделали максимально удобную систему планирования «Кофеплан». Мы думали, что достаточно сделать клёвый продукт и все сразу начнут рассказывать о нём друг другу. Но и он не стал прорывом: мы вовремя не изучили рынок, на котором уже было около 500 игроков, а к колоссальным затратам на маркетинг готовы не были. До последнего пытались вытянуть проект, но чуда не случилось.

 

Разработка CrocoTime

После очередной неудачи был тяжёлый период. Деньги и мотивация закончились, я знал, что ребятам предлагают высокие зарплаты в других компаниях. Надо было принимать решение: либо мы быстро что-то придумываем, либо закрываемся. Мы вернулись к старым наработкам — системам мониторинга. В начале 2013 года за два месяца мы очень дешёво сделали прототип CrocoTime. Эта система анализирует, сколько времени сотрудники тратят на «продуктивные» программы и сайты, а сколько — на «непродуктивные», показывает переработки и недозагрузки. Часто заказчики дополнительно запрашивают интеграцию CrocoTime с системой KPI — в связке с ней наша программа выступает как дополнительное средство мотивации сотрудников, так как данные об их работе напрямую влияют на бонусы. 

Первый покупатель появился сразу же: компания «Панавто Ко» (дилер мотоциклов Yamaha. — Прим. H&F) вышла на нас случайно, заинтересовавшись другим продуктом «Инфомаксимума». Мы рассказали о CrocoTime, и, хотя система была ещё сырой, её купили. Цены у нас тогда были смешные — наверное, в шесть раз меньше, чем сейчас, но на эти деньги мы смогли продолжить работу. Наш первый клиент стал тестировщиком продукта.

Первая продажа дала уверенность, что команда идёт в правильном направлении — эмоциональная подпитка была важнее финансовой. Мы начали продавать прототип с условием доработки под конкретного заказчика и за шесть месяцев сделали из него коммерческий продукт.

Платить сотрудникам я мог тогда немного, но мы к тому времени очень долго работали вместе, у нас была хорошая дружеская атмосфера, и мне удавалось удерживать коллектив.

 

 

 

 

 

Конкурентов у нас фактически нет. Заказчик выбирает одно из двух:
либо ставить нашу систему, либо не ставить вообще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы

На создание CrocoTime я потратил около 200 000 рублей личных сбережений. Сейчас продукт уже окупился, несмотря на то что первые продажи начались только в конце 2013 года. За первые три месяца 2014 года наш оборот составил около 2 млн рублей, а к концу 2014 года мы планируем заработать 90 млн рублей.

Сейчас система, рассчитанная на 50 пользователей, стоит 100 000 рублей, на 200 пользователей — 320 000 рублей.

 

Клиенты

Наши клиенты — крупный и средний бизнес, сейчас мы работаем с подразделениями «Газпрома» и Роскосмоса, компанией B2B-Center, продукт тестируют «Протек», «Ланит», «Интеркомп». Новые клиенты приходят к нам сами — по рекомендациям клиентов или прочитав о нас в Сети. 

Мы ориентируемся на компании из всех секторов экономики, где есть офисные сотрудники, — энергетики, торговли, добывающей и перерабатывающей промышленности, финансов, строительства, на госучреждения.

Конкурентов у нас фактически нет. Заказчик выбирает одно из двух: либо ставить нашу систему, либо не ставить вообще. Поэтому мы боремся не с конкурентами, а со сложностями развития. Компаниям нужно много дополнительного функционала, и его нужно делать быстро и качественно.

 

Планы

Инвестора мы привлекать не собираемся. В планах развиваться в России, странах СНГ и Европе. Вот сейчас к нам из Питера переезжает сотрудник, который присоединится к команде маркетинга.

Благодаря нашему участию в TechCrunch Moscow о нас узнали за рубежом. С января мы уже ведём переговоры с компаниями из Казахстана и Украины. Когда я был в США по образовательной программе DeepDive, нами заинтересовались американские бизнесмены. Но чтобы развивать это направление, нужно открывать представительство в США — об этом думать пока рано.

Естественно, мы планируем расширение функционала системы, обдумываем направления развития, адаптацию для западного рынка. У нас были запросы на систему самоконтроля, возможно, будем работать в этом направлении.

 

Текст: Галина Шмелёва

Фотографии: Рашид Резепов