Planeta.ru

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 1.

Сайт

planeta.ru

запуск

7 июня 2012 года

Как все начиналось

Идея создания «Планеты» пришла в 2010 году. В тот момент стало ясно, что старая система монетизации музыки перестала работать — крах рекорд-лейблов и массовое распространение пиратства говорили сами за себя. В 2011 году мы смогли запустить тестовую версию портала. Народное финансирование тестировали на группе БИ-2 (Макс Лакмус — бас-гитарист группы — Прим. H&F) – за полгода удалось собирать более 1,2 млн рублей на выпуск нового альбома Spirit. О краудфандинге в России тогда почти никто не слышал, поэтому мы назвали свой сервис «акционированием» и в течение года объясняли поклонникам БИ-2, как это работает. Это не благотворительность, а простой предзаказ дисков без накруток и посредников.

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 2.

Фёдор МУРАЧКОВСКИЙ

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 3.

Макс ЛАКМУС

Первое время инвестировал Фёдор: мы создали прототип, который работал, давал первые финансовые результаты и привлекал аудиторию — с ним мы и пошли к нынешнему инвестору (не разглашается).

Макс — душа и идеолог проекта — смог убедить инвестора, впрочем как и всех, кому он рассказывает о «Планете». Краудфандинг позволяет уйти от сложных, громоздких и в некоторых случаях нечестных схем взаимодействия между авторами проектов и их аудиторией. Сокращение расстояния между производителем и потребителем, затрат и расходов — всего, что происходит за счёт выбрасывания ненужных звеньев в цепочке, — ведёт к взаимовыгодным условиям в любой отрасли — «Планета» как раз на это и направлена.

С момента официального запуска ресурса мы наблюдаем неуклонный рост аудитории и сборов, например, с июня 2012 по март 2013 года на «Планете» было собрано 10 млн рублей, а с марта по сентябрь уже в 2.5 раза больше.

За последний год на «Планете» было профинансировано более 250 проектов и более 200 находятся в активной фазе, большинство из них относятся к творческим категориям: музыка, кино, театр, журналистика. Из 40 млн рублей, собранных за полтора года существования «Планеты», доля музыкальных проектов сейчас составляет порядка 40%, а год назад она была 90%. Число зарегистрированных пользователей — за 150 000, а ежемесячная аудитория «Планеты» достигла 500 000 человек.

Сервисный сбор «Планеты» — 5 % или 10% от собранной суммы (зависит от того, собрали ли вы 100% или меньше) плюс 5%, которые забирают себе платёжные агрегаторы. Придерживаясь разработанной стратегии, за два-три года мы выйдем на самоокупаемость.

 

В чем отличия от Kickstarter

Схожесть всех крауд-ресурсов в самой схеме краудфандинга, базовая часть идеологии коллективного финансирования везде одинаковая, мотивации авторов и сторонников тоже. По основным параметрам «Планета» ближе к платформе IndieGoGo, чем к Kickstarter. У нас проект не должен обязательно собрать 100 % заявленой суммы — для России это слишком жёсткое условие. Если ты собрал 50% и чувствуешь в себе силу реализовать проект, можно забрать деньги.

Краудинвестинг в России пока не работает, но уже сейчас предпринимаются значительные шаги, чтобы сделать разные схемы коллективного инвестирования в стартапы реальностью

 

Ещё одно отличие «Планеты» от Kickstarter — наличие дополнительных сервисов: онлайн-трансляций и магазина.

На Kickstarter отправляются в надежде, что Цукерберг, НАСА, какой-нибудь международный венчурный фонд или инвестор позвонит и предложит солидный куш за их гениальную идею. Многие проекты действительно находят серьёзных инвесторов. Но всегда надо помнить, что в случае с краудфандингом у тебя не один инвестор, а несколько сотен или тысяч. Внимание и доверие такой аудитории удержать очень сложно.

 

Как быть успешным на Planeta.ru?

 

Всегда задавайте себе вопрос: почему бы я поддержал свой проект, чем и кому он может быть интересен? Отвечайте на него честно.

Не завышайте финансовую цель: она должна быть адекватной, вы должны доходчиво объяснить людям, сколько денег вам понадобится и зачем.

Популярными становятся проекты,
в которых видна индивидуальность автора.

 

Создайте высокий уровень доверия
к проекту: работайте с аудиторией и в онлайне, и в офлайне еще до запуска.

К крауд-проекту надо готовиться заранее, найти правильные каналы и «тон» общения с аудиторией, пиарить себя и проект в любом удобном случае.

Всегда выполнять обязательства перед участниками вашего проекта.
И лучше в срок.

 

Booomerang.dk

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 4.

Сайт

booomerang.dk

запуск

Весна 2011

 

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 5.

Майкл ЭЙС

Как все начиналось

В 2011 году я основал первую в Дании краудфандинговую платформу — ее история мало отличается от подобных проектов. Как и у Kickstarter, всё началось с музыки и видеоигр. Затем Booomerang занял свою собственную нишу. В Дании люди гораздо охотнее профинансируют социальные и некоммерческие проекты, малоизвестные группы и художников, чем гаджеты и новые приложения для смартфонов. Цель, которой я придерживался, когда создавал проект, была скорее направлена на общественное благо, а потом уже на финансовую выгоду.

Однако через год уже можно было говорить о стабильном доходе и рентабельности Booomerang. Я оставил работу и полностью занялся проектом.

В чем отличие от Kickstarter

Социальные проекты на Kickstarter не так успешны, как на Booomerang. Этот акцент сделал не я, а участники финансирования — они с удовольствием вкладываются в искусство, развитие общественно полезных инициатив. Другая ниша, в которой мы стабильно успешны, — финансирование издания книг. Хотя она очень сложная для продвижения в краудфандинге.

Датские краудфандеры не такие амбициозные, как их зарубежные коллеги: суммы, которые они запрашивают, в основном не больше 50 000 крон (около 300 000 рублей).

 

Как быть успешным на Booomerang?

 

Начинай с «первого круга» краудфандера — родственники, знакомые и коллеги. Они — примерно 30% участников финансирования

Определи свою аудиторию: кому важен твой проект?

 

План продвижения проекта
должен быть разработан очень
чётко: маркетинг — самое важное
в краудфандинге.

 

Smallknot

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 6.

Сайт

smallknot.com

запуск

Октябрь 2012

 

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 7.

Джей ЛИ

Народные средства: Три локальных платформы для краудфандинга. Изображение № 8.

Бен РОССЕН

Как все начиналось?

Мы начали карьеру на Уолл-стрит сразу после краха Lehman Brothers, занимались юридической практикой. Тогда сложилась удивительная финансовая ситуация. Экономика позволяла проводить огромные международные операции, но при этом сделала совершенно невозможной жизнь малого бизнеса на соседней улице. Местные компании были закрыты или поглощены крупными сетями. Мы решили бороться с таким положением вещей, когда миллионы долларов легко отправляются за рубеж, а помощь кафе на соседней улице практически невозможна.

 

Мы бросили работу на Уолл-стрит, переехали в Бруклин и создали сервис, который, как мы считаем, поможет восстановить местный нью-йоркский бизнес, стагнирующий последние 20 лет. Smallknot — это финансирование нужд бизнеса в твоём районе с получением выгоды для инвестора по принципу Kickstarter. Наши проекты слишком дорогостоящие — их нельзя воплотить, воспользовавшись кредитной картой. При этом они не выгодны для банковского кредитования, зато рентабельны для тех, кто ежедневно пользуется услугами малого бизнеса.

В чем отличие от Kickstarter?

Мы считаем, что наша платформа позволяет не финансировать, а инвестировать в проекты, потому что, развивая местный бизнес в твоём районе, ты получаешь значительную выгоду. Например, соседняя кофейня, куда ты заходишь практически каждый день, сможет позволить себе новую вентиляцию благодаря твоему инвестированию. Наш партнёр, инвестиционная компания Accion, предлагает участникам краудфандинга займы от $500 до $5 000 долларов — это революционный подход к краудфандингу: микрозаймы плюс общественное финансирование.

Таким образом, наш основной фокус направлен на локальное инвестирование в развитие малого бизнеса, которое позволяет нам быть глобальными: проекты приходят не только из Нью-Йорка.

 

Как быть успешным на Smallknot?

 

Иметь свой собственный бизнес, который нужен жителям твоего района. На Smallknot ты сможешь получить деньги на его расширение или доведение до совершенства.

 

 

Для получения инвестиций нужно предложить награду, составляющую 120-150% первоначальных вложений (примерно 30 центов к 1 доллару) — инвестор увидит выгоду, а ты — деньги.

 Текст: Анастасия Швецова

Фото на обложке Gettyimages/Fotobank.ru