Александр Сальников — сооснователь ярославского предприятия «Промышленные силовые машины», которое производит дизельные электростанции и насосное оборудование. Несколько лет назад Сальников увлёкся автоспортом, начал участвовать в кузовных гонках и интересоваться возможностями спорткаров. Его увлечение сыграло на пользу бизнесу: в структуре ПСМ появилось подразделение, специализирующееся на разработке и выпуске спортивных автомобилей и комплектующих. Автомобили, на которых Александр выступает в гонках, продвигают его компанию.

 

 

О спорте

В шесть лет я начал заниматься плаванием, потом заинтересовался баскетболом, позже — рукопашным боем, различными видами карате. В автоспорте, несмотря на то что это сезонное занятие, надо поддерживать форму круглый год. Годятся любые виды физической активности, направленные на развитие выносливости и концентрации — два самых важных качества для гонщика. Лыжи и бассейн зимой, летом — велосипед и пробежки. Тренировки, связанные непосредственно с гонками, проходят лишь несколько раз в году. В основном это тестовые заезды — две сессии по два дня перед началом сезона, а также серия пробных гонок между первой и второй половиной сезона. В остальное время года просто стараюсь поддерживать себя в форме.

 

О гонках

Пять лет назад мой товарищ-гонщик усадил меня справа от себя на тестовом заезде, он тогда готовился к участию в ралли. Тренировка проходила зимой, на ледяном ипподроме. Через пару минут после старта я умолял остановить машину и выпустить меня. Было страшно и тяжело. Может, из-за того, что не я был за рулём — когда находишься в пассажирском сиденье, всё представляется намного драматичней. Мы вписывались в крутые виражи, вставали на два колеса, автомобиль грохотал на каждом повороте, а я, вцепившись в сиденье, хотел только одного — сбежать. После того, как всё закончилось, вместо облегчения испытал желание повторить заезд, только уже в качестве гонщика.

Когда человек попадает в автоспорт, вырваться очень сложно. Это даже нельзя назвать хобби. Гонки — часть моей жизни, настолько же важная, как и работа, семья. У меня не бывает отпуска. Максимум несколько выходных на Новый год и майские праздники. После участия в гонках, которые обычно длятся три-четыре дня, у меня ещё долго сохраняется ощущение, что я две недели провёл в полноценном отпуске.

Раньше, до начала занятий автоспортом, я иногда нарушал правила дорожного движения. Мог запросто превысить скорость. Сейчас в обычной жизни я вожу автомобиль, как пенсионер. Водители давят на газ ради острых ощущений, адреналина. Мне его хватает на трассе. Все гонщики скажут вам то же самое, кстати. Хочешь быстрой езды — попробуй прокатиться несколько кругов в спортивном автомобиле.

 

 

О мотивации

Лучший стимул для тренировок — вызов, когда ты понимаешь, что не получается, потому что ты слабее кого-то. Крайне обидно иметь конкурентоспособную машину и осознавать, что проблема в тебе. Невозможно сохранять хладнокровие, прекратить думать об этом — работа и проблемы отходят на второй план. 

 

О питании

За один заезд пилот теряет примерно три килограмма. Также во время гонки идёт расход топлива. Всё это мы обязаны учитывать. Минимальный вес автомобиля с пилотом в классе «Туринг-лайт» —  1 100 кг. Если после финиша недовес составляет хотя бы один килограмм, результат аннулируется, такие случаи были.

Когда заканчивается гонка, все автомобили направляются в закрытый парк для проведения технической инспекции, к ним никто не может прикасаться. Только после взвешивания машины с пилотом и других проверок можно выпить воды. Такие жёсткие требования заставляют пересматривать свой рацион. На время гонок — только здоровая пища: овощи, мясо на пару. Жена категорически запрещает мне пить колу, но во время заездов это ограничение снимается. Кола действует на меня как энергетик. В остальное время никакой специальной диеты я не придерживаюсь. Просто стараюсь есть умеренно.

 

Об автомобилях

Чем сложнее машина, тем более непредсказуемые вещи она выкидывает.

У гонщиков есть только одно суеверие, которое работает в 100% случаев: ударил машину в предыдущем заезде — она отомстит тебе в следующем. Мой кореец (KIA. — Прим. H&F), например, обиделся на меня за то, что я сильно разбил его на прошлом этапе, поэтому устраивает мне мелкие пакости: то колесо лопнет, то что-нибудь заклинит. В такие моменты понимаешь, что к автомобилю надо относиться с уважением.

Вопрос, что важнее — хорошая машина или хороший пилот — такой же странный, как «ты кого больше любишь — маму или папу?». Это два взаимодополняющих фактора. Когда ты понимаешь, что автомобиль слабый, начинаешь списывать свои промахи на него, ментально лениться — проблема удваивается. Когда автомобиль отличный, хочешь не хочешь, ты должен ему соответствовать. Эффект синергетический.

Автоспорт — дорогое удовольствие, в отличие, скажем, от бега, где всё что нужно — только пара кроссовок и форма. Входная ставка довольно высокая. Если мы берём национальный класс, средний спортивный автомобиль стоит около 1 млн рублей, дальше вложения в зависимости от целей возрастают неограниченно. Кто-то ездит с одним механиком, экономит на резине. В мировом туринге один автомобиль стоит порядка 15–17 млн рублей, сезон обходится в несколько миллионов евро. Кузовные автогонки, в которых я принимаю участие, привлекают зрителя тем, что машины, на которых мы соревнуемся, внешне выглядят точно так же, как те, что ездят по дорогам.

 

 

О связи спорта с бизнесом

Первое время, пока не было результатов, я старался не ассоциировать своё увлечение с бизнесом. Сейчас, когда у нашей команды получается брать призовые места, нами стали интересоваться ещё до старта.  «ПСМ-спорт» — единственная компания в России, которая занимается инжинирингом спортивных автомобилей. Все наши конкуренты собирают машины под заказ за границей. Мы сразу отказались от этой идеи. Когда ты не можешь контролировать процесс сборки, на выходе получаешь кота в мешке.  

Для того чтобы создать спортивный автомобиль, необходим коллектив инженеров минимум с двадцатилетним опытом работы в автоспорте. Профессиональный инженер — как узкоспециализированный врач, поэтому за создание оборудования ПСМ-спорт и гоночной техники команды отвечают разные люди.

Технические требования к спортивному автомобилю даже самой простой категории состоят из сотен страниц, где прописано всё, включая допустимые материалы и термообработку отдельных деталей. Именно поэтому у нас в стране так мало профессиональных гоночных коллективов.

Чтобы сделать спортивный автомобиль, соответствующий международным стандартам, необходимы профессионалы, далёкие от ветреного представления об автоспорте. Инженеры ПСМ по крупицам собирают информацию об иностранных новинках в автоспорте, сутками перебирают электрику. Создание автомобиля требует больших инвестиций в техническое оснащение и долгой работы над каждым новым элементом. Полсекунды на трассе в рамках жёстких технических требований стоят миллионы рублей. Только предсезонные стендовые испытания двигателя «съели», вероятно, железнодорожную цистерну 98-го бензина и сотни литров масла.

Для наших партнёров по бизнесу, которых мы всегда приглашаем на гонки, каждый автомобиль под логотипом ПСМ — наглядная демонстрация того, что мы умеем. Сложно дать точную оценку количеству сделок, совершённых благодаря автоспорту, но корреляция, безусловно, есть. Спорт как идея положительно воспринимается партнёрами. Команда под эгидой ПСМ заметно повышает лояльность к компании. 

 

Текст: Регина Адер

Фотографии: Семен Кац