После присоединения Крыма Россию охватили патриотические настроения. По данным «Левада-центра», рейтинг Путина вырос до максимального значения в 85%. В городах прошли акции по обмену футболок с иностранными надписями на российские вроде «Я русский», многие выражали поддержку ополченцам на Украине. Интернет заполонили мемы «вежливых людей» и «няш-мяш», чем охотно воспользовались магазины футболок и атрибутов.

H&F узнал у предпринимателей, насколько последние события повлияли на их бизнес и можно ли зарабатывать в «патриотической сфере». При изучении проектов мы нашли много магазинов футболок для патриотов. Однако связаться с ними оказалось непросто: одни телефоны не работали, другие не отвечали, операторы записывали номер и обещали перезвонить, но этим всё и заканчивалось. Другая заметная ниша связана с поддержкой юго-восточной части Украины. Алексей Живов, состоящий в Консервативной Правозащитной Группе, рассказал, как неожиданно для себя начал «окупать» организацию митинга в поддержку ДНР и ЛНР через продажу футболок «Битва за Донбасс» и «Битва за Луганск». Другие патриоты тоже чувствуют себя неплохо. Вот чем они занимаются (их орфография сохранена).

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 1.

 

Димитрий ПАШУТИН

Основатель сети славянских хостелов «Постоялые дворы» (г. Москва)

До создания Сети я занимался рекламными технологиями, а также был совладельцем двух других хостелов, без «концептуального позиционирования». В какой-то момент я понял, что в Москве и Санкт-Петербурге очень трудно найти временное и бюджетное проживание без трудовых мигрантов, наличие которых в гостиничном объекте вызывает моральный и физический дискомфорт.

Если бы в центре Столицы открылся «Кебаб хостел», не многие бы удивились. Но появление славянского хостела вызвало вопросительные взгляды. Так что убеждение в том, что я действую верно, меня не покидает. Гости Москвы должны ощущать себя в Златоглавой Москве, а не в Москвабаде. Концепция заключается в том, что мы не предоставляем проживание на какой-либо срок представителям народностей, с которыми у Руси/Российской Империи/Российской Федерации когда-либо были нездоровые взаимоотношения. Мы всегда рады гостям с Балкан (коренным, а не пришлым народностям). Место в многоместном номере у нас стоит от 600 до 1000 рублей/сутки. Двухместные номера — 2300 рублей/сутки. Сейчас есть четыре хостела в Москве, готовимся запускать в Алма-Ате, Новосибирске, Красноярске, Владивостоке и Калининграде.

«Бизнес» — термин загаженный, я данным определением формы людских взаимоотношений не пользуюсь. Есть верные определения, такие как «Затея» и «Дело»

 

У нас нет клиентов, а есть Гости. В основном это жители Руси (РФ, Беларусь, Украина) и балканских стран (Сербия, Черногория, Македония, Словакия, Словения).

На Руси в почёте всегда была Чистота (помыслы, образ духа и тела, образ ведения дела), мы руководствуемся этим критерием при выборе гостей. Внутреннее убранство и прочие моменты оформления разработаны мной лично, вся мебель — из натурального дерева. 

«Бизнес» — термин настолько изгаженный и проветренный, что я данным определением формы людских взаимоотношений не пользуюсь и никому не рекомендую. Есть верные определения, такие как «Затея» и «Дело». 
На мой взгляд, размер «патриотизма» дела определяется не тем, кто громче кричит про Россию, а тем, кто предлагает качество и уровневый ценник в своём сегменте, для граждан своей страны и людей одной с собой крови.

Что касается выручки, всё держится на необходимом уровне для покрытия существующих затрат. За полтора года работы произошло «отсеивание» нерегулярных и «нежелательных» гостей. Мы получили необходимую «гостевую норму» и рады тому, что происходит в наших объектах проживания.

Никакие политические интриги и попытки определённого круга лиц поссорить между собой нации и народы не повлияли на развитие гостиничного дела. Мы, как и всегда, рады гостям из братской Украины и не допустим «кривого взгляда» в их адрес. Подытожу цитатой: «Искренне люблю свою страну, но, чаще всего — не понимаю государство...».

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 2.

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 4.

 

Евгений ХИЛЬКЕВИЧ

Руководитель магазина Alfastore (г. Москва)

Мы появились два года назад под эгидой организации Международной Ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» — продвигаем не только коммерческие бренды, но и несём важную социальную миссию. Некоторое время развивать магазины патриотической направленности было тяжело, но после событий в Крыму и на юго-востоке Украины продажи выросли вместе с патриотизмом в головах людей.

Наша цель — не только зарабатывать, но и выполнять социальную функцию: рассказывать о настоящих героях нашего времени. Например, в США уровень патриотизма намного выше — там у каждого пятого подростка есть футболка с символикой FBI или SWAT.

В последнее время можно наблюдать всплеск интереса к армии, который отразился и на работе нашего магазина — сейчас в день мы получаем не меньше пяти заказов. Когда речь идёт об агрессивной внешней политике, люди чаще задумываются об армии. Наша первая месячная выручка составила 8 000 в месяц, сейчас она измеряется сотнями тысяч рублей. Люди узнают о нас в основном через соцсети и рассказывают друг другу про магазин, но мы используем и SEO, вкладываем флаеры в заказы. 

Поскольку у нас узкая сфера — продажа товаров, связанная с группой «Альфа», заинтересованность не такая большая, как хотелось бы, но есть масса идей по развитию. В ближайшее время планируем удвоить прибыль за счёт увеличения ассортимента товаров патриотической тематики.

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 5.

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 6.

 

Артём ВОЙНАРОВСКИЙ

Руководитель магазина Вежливые люди (г. Санкт-Петербург)

Мы — креативная команда взрослых людей, которым с самого начала Майдана в Киеве стало отчётливо понятно, что начнётся геноцид всего русского. Мы помогали и поддерживали антимайдановские движения. Иногда не спали по 4-5 дней!

Все политические партии и громкие движения, в которые мы обращались, в очередной раз показали, что их интересует только PR. Мы поняли, что придётся приносить пользу стране сугубо за свои деньги, и основали несколько проектов для получения дополнительного дохода. Один из них — линия одежды и атрибутики патриотов.

Мы всё разрабатывали сами и добивались лучшего качества. Чтобы понять, о чём речь, нужно надеть нашу одежду. Мы «сумасшедшие»: берём дорогие материалы, работаем с лучшими производствами в Петербурге и Москве, а стоимость вещей всё равно держим ниже. 

Сейчас у нас уже несколько ярких линий в одежде. Самые популярные тематики: «Вежливые люди», «Мы не скачем», «СССР 2.0», «Я встану за Донбасс» — их разбирают и оптовики. Заказы поступают со всей России, из стран СНГ, наши вещи есть даже у соотечественников в США. Сайт оформляем, но не торопимся. С большинством заказчиков мы продолжаем общаться и после покупки, обсуждаем новости. Это патриоты и мы стараемся объединять их вокруг себя. Поэтому представительства магазина в соцсетях для нас важнее.

Одна из наших фишек в том, что все модели — коты, потому что второе название проекта — «Вежливые коты». Коты близки нам по характеру. Мы переманиваем на сторону гордости своей страной таких же независимых, гордых и своенравных. Сейчас время патриотов. И это не только офицеры запаса, но и тусовщики с модницами.

Кстати, футболки «Вежливые люди» мы предложили первыми, но не претендуем на захват области. Пусть каждый выпускает то, на что хватает фантазии. Наша пока выигрывает. 

Каждый день мы обрабатываем десятки заказов. От одного шеврона «Вежливые люди» с доставкой в Норильск до партии наших крутых толстовок с вышивкой на всю футбольную команду. Мы креативщики и патриоты. Это и есть секрет нашего успеха — мы носим на груди то же, что и на сердце. 

Часть доходов пускаем на финансирование своей деятельности в поддержку жителей и ополчения Новороссии, но лукавим при этом, потому что никогда на одежде и шевронах не заработаем столько, сколько тратим на ту же гуманитарную помощь.

Cейчас наготове 16 новых линий. Мы рассматриваем варианты открытия сети шоу-румов и много работаем с распространителями. Россия только поднимается с колен и мы сделаем все для того, чтобы Русский Медведь больше не завалился спать.

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 7.

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 8.

 

Алексей СВИННИКОВ

Руководитель магазина KupiFutbolku.com (г. Кемерово)

Патриотические футболки довольно востребованы, их часто берут, и в последнее время интерес к ним увеличился. Но по популярности на первом месте всё ещё держится футболка с суперменом. Часто берут майку «Сделан в СССР», люди сами присылают нам принты. Среди тех, что было популярно в последнее время: «Крым — Россия» и «Вежливые люди». В общей выручке процент не очень высок — на патриотических зарабатываем 5-10%.

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 9.

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 10.

 

Алексей

Руководитель магазина футболок Tees.ru (г. Москва)

У нас нет статистики, сколько именно футболок заказывают те или иные люди. Всегда есть сезонность — люди реагируют на те или иные вещи. Говорить, что 40 лет теперь будет спрос на патриотически майки не приходится — ажиотаж уже прошёл. Всего от общей выручки у них 10-15% ежемесячно. Это устойчивая тема, но чем старше становится поколение, тем меньше ему это интересно. К нам приезжали люди, которые говорили, что хотят защитить Крым, делали футболки. Такое бывает.

Тренд «Вежливых людей» был популярным — его подхватили и хорошо распиарили. Но понимают, кто это такие процентов 50, остальные берут, потому что думают: «Хаха, это русские, которые сделали революцию — можно в Instagram повесить». Просто люди не могут не реагировать на то, что происходит, как они не могут не реагировать на дождь. Но мы не спрашиваем о том, из каких чувств они что-либо напечатали. А чтобы это сделало большую кассу нельзя сказать — зарабатывали 200 рублей, а теперь стали 201 рубль. Вот и всё.

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 11.

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 12.

 

Виктор БЕЛЯВСКИЙ

Руководитель магазина Rusatribut (г. Санкт-Петербург)

Мы открывали магазин изначально с более-менее «прикольной» тематикой и постепенно вводили дополнительные товары и услуги различных направлений, в том числе военно-патриотическую. Старались быть в теме актуальных событий, будь то спорт или какой то праздник (23 февраля, день ВДВ, ВМФ и т.д.) И чем дальше, тем больше переходили на тему патриотизма, так как товар становился всё более и более востребован. Часто даже не предложение рождало спрос, а наоборот — приходилось делать что-то по заказу одного-двух заказчиков и после запускать в массовый тираж. К нам приходят самые разные люди — как туристы, так и россияне, недавно вот из Донецка приезжали. 

После событий на Украине, патриотизм в стране вырос на новый уровень, до этого такой подъём вспоминается только на Чемпионате Европы-2008, когда Россия заняла третье место. Сейчас востребован товар по этой тематики. Наиболее популярные товары можно увидеть на главной странице — футболки с Путиным на трендовые темы, символика российской армии и др. О выручке говорить сложно, потому что нет стабильности — в период праздников и каких-то событий она намного выше средней.

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 13.

 

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 14.

 

Илья ИГНАШЕВ

Основатель и директор компании Printdirect (г. Москва)

Нельзя сказать, что в последнее время интерес к патриотической теме среди наших покупателей сильно вырос, не смотря на в целом активный летний сезон. С одной стороны, вероятно, это следствие того, что в каталоге Printdirect, дизайны товаров для которого создают сами пользователи сервиса, представлен очень широкий спектр дизайнов – более 500 000 – среди которых есть и патриотические, в том числе действительно оригинальные и красивые, но они не занимают в нем серьезно определяющего места. 

Если рассматривать наш каталог, как отражение настроений и трендов, что, наверное, отчасти справедливо, так как в его развитие вовлечены уже десятки тысяч человек, то получается, что патриотическая тематика не является для них приоритетной. Как правило, доля заказов с патриотическими принтами составляет около 3-5%.

Иногда мы реагируем на сайте и в рассылках на положительные события, которые происходят с нашей страной, способствующие росту нормальных патриотических чувств (такие, как успехи наших сборных, годовщины важных достижений, культурных событий), делая дополнительное промо для патриотических дизайнов. При этом, мы изначально решили для себя не допускать в каталог и пользовательские магазины принты, явно намекающие на патриотизм в его отрицательном значении. Хоть мы и знаем, что подобные дизайны также составляют определённую нишу в продажах в Рунете, отказ от них – наша принципиальная позиция.

За Россию: Предприниматели, которые зарабатывают на патриотизме. Изображение № 15.

Фотография на обложке: Shutterstock