Как устроена СМС-рассылка и СМС-спам. Изображение № 1.

Денис Волков
коммерческий директор Devino Telecom

 

Кто присылает СМС

Мы девять лет на рынке, отправляем свыше полумиллиарда СМС в месяц. Это только легальные рассылки, на которые абонент дал согласие. Среди заказчиков — «Эльдорадо», «Спортмастер», «М.Видео». Всего наша компания обслуживает около тысячи клиентов.

Примерно 70 % сообщений — информационные: поступление переводов, списание денег со счёта, сведения о подаче такси или заказах в интернет-магазинах. Даже крупные банки не рассылают СМС сами — наша компания выполняет роль посредника, передавая сообщения в сеть оператора: банкам, да и не только им, взаимодействовать с оператором напрямую невыгодно и технически сложно. 

Оставшиеся 30 % трафика приходятся на рекламные СМС, это сообщения о скидках и акциях. Крупные компании проводят рассылку по своей базе. Если собственной базы у клиента нет, то он может разослать сообщения согласным на это абонентам сотовой связи. Такая услуга оказывается оператором, мы же выступаем в роли агента, прямого доступа к базе у нас нет. Подобная рассылка стоит дороже. К тому же одному абоненту нельзя отправить больше двух рекламных сообщений в месяц от всех компаний.

Реклама отделяется от информационных сообщений и просматривается модераторами на предмет соответствия законодательству, в то время как одноразовые пароли интернет-банка, к примеру, отправляются абоненту мгновенно. За прошлый месяц было отклонено более 80 миллионов сообщений.

Крупные ретейлеры, конечно, не присылают СМС с рекламой наркотиков. Но к нам подключены менее крупные региональные агрегаторы — много спама приходит от них. Модераторы выявляют нарушения и сообщают об этом отправителю.

 

Как к вам приходит СМС-рассылка

 

Как устроена СМС-рассылка и СМС-спам. Изображение № 2.

 

 

 

 

Банковская рассылка

Вы даёте номер телефона при открытии счёта в банке и подключаете услугу СМС-оповещения.

После транзакции отдел процессинга банка передаёт
сообщение с текстом СМС и номером телефона клиента по защищённому каналу агентству.

Агентство определяет мобильного оператора адресата и пересылает ему сообщение.

Оператор посылает СМС абоненту.

 

 

 

 

Рассылка магазина

Вы оставляете номер телефона при получении бонусной карты и даёте согласие на получение рассылки.

Маркетинговый отдел магазина просит агентство разослать сообщение об акции по базе покупателей.

Модератор агентства проверяет текст СМС на соответствие закону о рекламе.

Если сообщение одобрено, агентство пересылает его оператору.

Оператор присылает СМС.

 

Как устроена СМС-рассылка и СМС-спам. Изображение № 3.

 

 

 

Как устроена СМС-рассылка и СМС-спам. Изображение № 4.

 

 

 

 

Рассылка спама

Спамеры собирают телефонные номера (могут использоваться украденные базы операторов или данные из интернета).

Делают массовую рассылку через международных операторов и недобросовестные агентства.

Российский оператор получает СМС и пересылает абоненту (с 21 октября, после вступления в силу закона о запрете СМС-спама, оператор будет блокировать массовые рассылки от компаний, не заключивших с ним прямой договор).

 

 

 

Как устроен рынок

Наша компания — одна из крупнейших на легальном рынке СМС-рассылки, доля оценивается в 50 %. Каждый месяц мы рассылаем порядка 500 миллионов сообщений, стоимость каждого — около 30 копеек, в зависимости от типа заказчика и объёма рассылки. Соответственно, выручка составляет от 150 миллионов рублей в месяц.

Большинство представителей рынка — маленькие компании, состоящие из двух-четырёх сотрудников. Чаще всего они работают на существующих платформах, нашей в том числе. Devino Telecom предоставляет систему под ключ — клиенту нужно только придумать название, сделать сайт и нанять продавцов. Всего у нас порядка ста реселлеров — охвачены почти все регионы.

Если всю белую СМС-рассылку можно оценить в миллиард рублей в месяц, то чёрный рынок, по нашим ощущениям, составляет ещё столько же.

 

Зачем магазинам рассылки

Все крупные ретейлеры занимаются привлечением и удержанием клиентов, и им просто необходимо проводить рассылку. В октябре-декабре — высокий сезон, все сообщают о распродажах и акциях. Есть заказчики, у которых дела распланированы на полгода. Некоторые не знают, что будет завтра. Кто-то внезапно захотел провести рассылку, и мы помогаем: система позволяет разослать одновременно свыше 100 миллионов сообщений.

Мне кажется, СМС — это самый действенный инструмент планомерного воздействия на аудиторию. За несколько минут можно донести информацию до тысяч людей. Это необходимая услуга: так работают сервисы одноразовых паролей, оповещения и другие важные вещи.

 

Как реагируют абоненты

СМС-сообщение — эффективный способ коммуникации: оно приходит моментально, и 98 % людей его просматривают. Оптимальная частота — три контакта с абонентом в месяц. Если отправлять реже, то клиент может утратить связь с брендом, а если чаще — начинает уставать.

Некоторые абоненты жалуются на получение рекламной рассылки, согласия на которую не давали. В этом случае человек может обратиться к нам, затем мы узнаём у заказчика, подписывал ли абонент согласие на получение СМС. Если не подписывал, то рассылка прекращается. Тем, кого раздражают рекламные СМС, я бы посоветовал позвонить компании-отправителю и попросить отписать от услуги. Это наиболее действенный способ.

Впрочем, иногда пользователи жалуются даже на информационные сообщения от банка. Бывает, что человек звонит оператору, требуя, чтобы его отписали от всех рассылок, а позже жалуется, что ему не приходят СМС о списании денег.

 

Инфографика: Наталья Осипова