Кто в России продаёт и покупает современное искусство. Изображение № 1.

Василий Кузнецов

директор художественной галереи Veresov Gallery 

Что теперь покупают россияне

Антикварный рынок рухнул в 2008 году, хотя то, что это однажды случится, было понятно и раньше. Весь XX век рынок заполнялся антикварными вещами, которые собрало для него время, но это не могло происходить бесконечно. Новые аутентичные вещи подходили к концу, а подделок становилось всё больше. В 1990-х в России открывалось огромное количество антикварных магазинов с однотипными названиями. Торговля шла хорошо, и никто из них особенно не задумывался о репутации и качестве товаров. Люди покупали старинные вещи в надежде на то, что, если наступят сложные времена, они всегда смогут продать их за хорошую цену. В 2008 году все начали активно распродавать свои коллекции, и здесь оказалось, что 70 % всех вещей на рынке — это подделка. За картину, которая для них стоила 200 тысяч долларов, они в лучшем случае могли получить 5 тысяч. Так были похоронены миллионы долларов, а коллекционеры стали очень осторожно относиться к антикварному рынку. 

Причём подделки не обязательно являются сознательным мошенничеством, они и правда могут появиться на рынке в результате ошибки эксперта. Как обычно происходит работа с антиквариатом: вы покупаете вещь у частного лица, затем отдаёте её на экспертизу, получаете заключение, реставрируете, выставляете на выставках и продаёте уже как полноценное произведение искусства.

Илья Кабаков. В университете. 1972, 2002. Холст, масло. Courtesy Dorotheun. Изображение № 2.Илья Кабаков. В университете. 1972, 2002. Холст, масло. Courtesy Dorotheun

В случае с портретами, если вы также провели иконографический анализ, то есть определили, кто именно изображён на картине, то работа дорожает на 30–40 %. Важно выбрать подходящего эксперта-искусствоведа, потому что каждый из них специализируется на конкретном периоде и имеет определённый авторитет на рынке. Например, сейчас, чтобы подтвердить работу Малевича, нужно получить 18 экспертных заключений от всех признаваемых мировым сообществом экспертов по его творчеству. В 1990-е же любой неопытный эксперт мог провести анализ и поставить свою подпись.

Не только эксперты ошибаются, но и само время любит путать карты. Например, на американских яйцах Фаберже стоят настоящие клейма, раритетные монеты печатались несколькими тиражами, выпускники Академии художеств делали копии великих мастеров великолепного качества. Среди этого изобилия подделок очень сложно определить, где настоящее. Сейчас среди коллекционеров наметилась тенденция покупать современное искусство, потому что здесь вы уж точно не натолкнётесь на подделку. К тому же цены на новые картины растут намного быстрее, чем на старые. Через два года купленную картину можно продать в два-три раза дороже.

 

Сколько стоит современное искусство

Когда упал «железный занавес», русские художники начали активно продавать свои работы за бесценок, по 100–200 долларов. Тогда в России это были хорошие деньги, но этой дешевизной они сильно испортили рынок. Западный рынок перенасытился работами русских художников, и теперь они не так высоко ценятся. Самый крупный арт-рынок в мире сейчас — это Китай. Там активно строятся музеи, проводится много выставок, люди коллекционируют искусство, к тому же там очень много богатых людей. Они очень любят советское искусство, так что если и заниматься продажей картин за пределами России, то там.

Средний оборот художественной галереи в России — порядка 2 миллионов долларов в год. Самый дорогой современный русский художник — это Илья Кабаков, его работы продаются по 5–6 миллионов долларов, но это недостижимая высота для остальных.

 

Если бы ваша бабушка инвестировала в картины Дейнеки, вы сейчас были бы очень богатым человеком. Но это касается не всех его работ

 

Обычно, если продвигать качественную работу современного художника несколько лет, её можно продать за 100–200 тысяч долларов. Графика всегда стоит дешевле живописи. Самые дорогие работы — это холст, масло, размер от метра.

Стоимость картины складывается из определённых показателей: статуса художника, аукционной истории продаж других его картин и картин этого периода, художественного уровня картины, её известности, участия в выставках, сюжета, количества работ этого художника на рынке и многого другого. Картины покупают по-разному: очень редко бывают импульсивные покупки, но часто бывает, что человек ходит в галерею по несколько лет, прежде чем решится на покупку.  

 

Как заработать на картинах

В России сейчас наберётся от силы две сотни человек, которые могут позволить себе инвестировать в искусство, то есть покупать картины не для того, чтобы повесить их на стенку, а для того, чтобы в будущем на них заработать. Сейчас коллекционеры активно покупают современное искусство, соцреализм, советский нонконформизм. Это хороший тип инвестиций, потому что, в отличие от каких-нибудь акций, цена на картину никогда не упадёт до нуля. Просто, во-первых, к выбору картины нужно подходить мудро, а во-вторых, надо заставлять её работать.  

Если бы ваша бабушка инвестировала в картины Дейнеки, вы сейчас были бы очень богатым человеком. Но это касается не всех его работ. Например, его изображения спортсменов и дельтапланов рынку интересны, а вот его пейзажи — нет. У каждого художника есть своё лицо, стиль, сюжеты, которые являются определяющими для его творчества. А остальные работы — просто неликвидны.

Александр Дейнека. Раздолье. 1944. Изображение № 5.Александр Дейнека. Раздолье. 1944

Цена на картину никогда не растёт самостоятельно, этим нужно специально заниматься — продвигать её на рынок, делать её известной. Поэтому, когда человек покупает картину, он автоматически платит за то, что она будет участвовать в нескольких выставках, будет напечатана в каталогах и, может, в перерывах немного повисит у него на стене в спальне. Чтобы понять, как это устроено, представьте, что вы купили два завода: один нерабочий, а второй — действующий. Зачем вам покупать завод, который ничего не производит? Так же и с картиной — чем больше она светится, тем дороже становится. Это называется провенансом картины — аналог резюме. Чем больше у вас граф в резюме и больше опыта работы, тем дороже вы стоите.

В России 20 тысяч профессиональных художников. В каждой галерее есть специалисты-искусствоведы, которые ездят по стране, смотрят на их работы и выбирают подходящего конкретной галерее мастера. С точки зрения галереи, художник — это проект. Чтобы продать его картины, нужно несколько лет целенаправленно вкладываться в их продвижение. Художник живёт и творит на деньги, выделяемые ему галереей, которая также подсказывает ему направление работы. Например, мы недавно предложили художнику Виктору Брагинскому поехать за вдохновением в Марокко. Работ, которые он там создаст, ещё нет, но у нас уже запланирована выставка с ними в 2015 году в Шереметьевском дворце. 

Многие российские художники пока побаиваются сотрудничества с галереями, хотят всё делать самостоятельно, но из этого редко что выходит. Обычно из художников получаются плохие продюсеры собственных работ. Бывает, что они даже обижаются, когда видят, что мы покупаем у них работу по одной цене, а продаём в десятки раз дороже. Им кажется, что их как-то обманули. Хотя на самом деле высокая итоговая цена — это результат дорогой и длительной пиар-работы. Например, проведение выставки стоит галерее 3–4 миллиона рублей, а печать каталога — ещё 1 миллион.