Как обслуживают яхты в Сочи. Изображение № 1. 

Максим Кондратенко

генеральный директор порта Имеретинский в Сочи

   

Олимпиада на море

«Жизнь одна, и прожить её надо на юге», — для меня эта фраза стала мотивацией перебраться с Дальнего Востока, где я родился, в Краснодарский край. До Сочи я жил в Новороссийске, где работал в морском агентстве, грузовом порту и припортовом контейнерном терминале. Параллельно с работой увлёкся виндсёрфингом и понял, что море и парус — это моя стихия. В 2010 году на волне подготовки к Олимпиаде меня пригласили в Сочи в проект с громким названием «Грузовой район порта Сочи с перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга», построенный структурами «Базового элемента» Олега Дерипаски.

По предварительному плану, порт Имеретинский должен был перевалить 20 миллионов тонн олимпийских грузов, включая стройматериалы и оборудование. Однако, по причине сомнительной переориентации грузов в основном на железнодорожный транспорт, мы оказались не в самом выгодном положении и перевезли только 4,6 миллиона тонн.

Новый этап в жизни порта, уже как пассажирского терминала и яхтенной марины, начался перед Олимпиадой, когда в акваторию перед Олимпийским парком зашли три круизных лайнера, служившие плавучими отелями для 16 тысяч зрителей, и 96-метровая яхта Tatoosh совладельца Microsoft Пола Аллена, приехавшего на Олимпиаду. С ним, кстати, связана забавная история. Во время Олимпиады он обратился в нашу консьерж-службу и попросил сделать из дерева матрёшку в человеческий рост, раскрашенную в цвета американского флага и с медалями на груди. Матрёшку ростом 1,8 метра мы сделали, установили её на причале, и в течение месяца она радовала гостей судна. А после игр осталась у нас как напоминание об Олимпиаде.

Как обслуживают яхты в Сочи. Изображение № 2.

Что происходит с яхтами в России

В России пока отсутствуют понятия «яхтинг» и «яхтенный бизнес». Все существующие марины были некогда рыбколхозами. Возможность круглогодичной навигации существует только на Чёрном море. Лучшая с точки зрения природной инфраструктуры и защищённости черноморская марина — это «Форт Утриш» недалеко от Анапы. Там сама природа создала уникальную бухту с качественной защитой от ветра и волн. В крымской Балаклаве тоже есть уникальная бухта, в которую практически не требовались вложения. Среди других крупных игроков — центральная «Гранд Марина» в Сочи и «Алексино порт Марина» в Новороссийске.

В России этот яхтинг находится пока в зачаточном состоянии во многом из-за несовершенной правовой базы и законодательства. Например, такая услуга, как коммерческое управление судном, в нашей стране ещё почти не представлена. Суть её в том, что владельцы лодок могут сдавать свои суда в аренду на время, пока они не пользуются лодками. У нас психология человека, купившего яхту, не позволяет ему сдавать своё судно в аренду. Не комильфо это. Плюс ко всему несовершенство страхового законодательства в отношении арендованных плавсредств и большое количество дополнительных бумажных формальностей и ограничений ограничивает владельцев. Официальная сдача яхты в аренду подразумевает получение определённого набора разрешений и лицензий.

Раньше зафрахтовать лодку в Сочи можно было в центральном порту, где ушлые предприниматели по внешнему виду оценивали платёжеспособность клиента и выставляли цену. Имеретинский порт в прошлом году начал предоставлять в аренду суда от нашего партнёра, московской яхтенной компании. Порт от этого получал агентское вознаграждение — 10 % от суммы аренды. Предложения с фиксированной ставкой аренды лодок находились на всех стойках в отелях нижнего и горного кластера. Спрос на морские прогулки был колоссальный, но из-за того, что вся территория порта, включая марину, находились в пределах пункта пропуска, всем арендаторам нужно было получать пропуска в режимную зону, а это бюрократически медленная процедура. В итоге только к 1 сентября нам удалось пролоббировать вывод территории марины из режима, после чего некоторые предприимчивые сочинские бизнесмены стали рекламировать прогулки в порту на бортах своих автомобилей, продавая наши туры с наценкой.

К концу летнего сезона мы их бизнес разогнали, и с этого лета аренда моторных и парусных судов будет производиться только через консьерж-службу курортного района Имеретинский. В каждом отеле будет прямое предложение с единой тарифной политикой в зависимости от размера и уровня лодки. Цены будут варьироваться от 4 тысяч рублей в час за 10-метровую лодку со шкипером до 40 тысяч рублей в час за большое судно от 13 метров.

Яхтенный порт — на первый взгляд исключительно летняя тема. Но на самом деле он в Сочи открыт и зимой. В дни, когда нет сильных штормов, прогулки с дельфинами — неплохая альтернатива отдыху в горах. Ну а летом, спустившись с гор после велосипедных прогулок, можно выйти под парусом и принять участие в регате или выйти на рыбалку. У нас всегда клюёт! 

Как обслуживают яхты в Сочи. Изображение № 3.

На чём зарабатывает порт

Сейчас яхтенная марина включает в себя три причала и огромную акваторию порта протяжённостью 1,2 километра. Есть ещё незанятые пять причалов, которые ещё предстоит оборудовать для стоянки больших судов. Основные источники дохода порта — это главным образом сдача в аренду 42 стояночных мест и оказание сервисных услуг. В прошлом году в порту ежемесячно стояли 28–30 яхт. Но прошлый год непоказателен из-за того, что до сентября действовал пропускной режим в марину: это останавливало большинство клиентов. В этом году у нас полная загрузка всех 42 мест, плюс будем использовать причалы для размещения дополнительных судов.

Стоимость парковки судна в акватории порта — 25,5 рубля за один квадратный метр занимаемой акватории в сутки. То есть при длине лодки в 20 метров и ширине 5 метров площадь акватории рассчитывается следующим образом:(20+0,5) x (5+0,5). Таким образом, стоимость суточной парковки будет 25,5 x 112,75, или 2 875 рублей. Стоимость сухой стоянки в два раза ниже. Тарифы варьируются в зависимости от сезона: с мая по конец сентября — высокий сезон, и цена составляет 25,5 рубля за метр акватории, а в низкий сезон у нас 12,75 рубля на стоянку как на воде, так и на суше. Если лодка приходит на крупное мероприятие типа «Формулы-1», то применяются отдельные тарифы. Тем не менее изначально мы сделали так, чтобы наши цены были ниже, чем в существующих маринах Чёрного моря.

Кроме того, порт зарабатывает на оказании сервисных услуг, таких как поднятие лодок и спуск на воду, зачистка и мойка корпуса судна. К примеру, мойка 20-метровой яхты обойдётся в 6 372 рубля.

Корпоративные регаты — один из новых видов доходов порта, которые, судя по числу яхт на московских водохранилищах, в открытом море будут пользоваться не меньшим успехом. С 15 апреля в порт зайдут 10 лодок Beneteau Platu, которые привозит компания, основанная Екатериной Скудиной, чемпионкой мира по яхтенному спорту. Совместно с ними будем популяризировать яхтинг в Сочи.

Кто ходит на яхтах

Среди владельцев яхт немало таких, кто покупает лодку исключительно для рыбалки. Я их называю рыбаками. Например, один из таких клиентов — зрелый мужчина, занимавшийся поставками топлива в Санкт-Петербурге. Надоел ему питерский климат, съездил в Сочи отдохнуть, влюбился в этот город и переехал с семьёй. Купил в Сочи дом, лодку и на ней теперь ежедневно выходит в море.
А благодаря тому, что глубина порта достигает девяти метров, не нужно заплывать далеко. Рыба и так клюёт. В основном это барабулька, сарган, черноморская камбала, ставрида, хамса (анчоус) и кефалевые.

Другой тип клиента — те, кто уже приобрели или планируют приобрести недвижимость в Сочи либо просто регулярно бывают здесь. Они в большой компании выходят в море и купаются подальше от берега.

Самый малочисленный клиент — это тот, кто зимой держит лодку в Турции или на Лазурном Берегу, а на лето перегоняет судно в Сочи для проведения деловых встреч и переговоров. Как правило, это люди, делающие бизнес в России, но предпочитающие жить за рубежом большую часть времени.

Надеюсь, с этого лета среди наших клиентов появится немало иностранцев. Так, китайские туроператоры с начала года приезжают в Сочи на разведку, составляют программу туров с учётом любви китайцев к советскому наследию и современной инфраструктуре. В июне должно открыться прямое авиасообщение между китайскими городами и Сочи, тогда и в порту прибавится туристов из Поднебесной. Они уже выразили желание, чтобы наряду с морскими прогулками появилась возможность рыбачить и готовить пойманную рыбу на месте.

Китайцам наверняка понравится наша идея по созданию плавучего музея из личного катера Брежнева «Меркурий», который сейчас стоит в нашем порту. Несколько лет назад его пригнали из Ялты в Сочи, где туристы ещё какое-то время заказывали «Меркурий» для прогулок по морю и банкетов. А потом катер решили распилить на металлолом. Я нашёл в Москве покупателя, и сейчас мы просчитываем возможные варианты его эксплуатации. Либо сделаем музей (что дешевле), либо отреставрируем, чтобы судно снова было на ходу.

Как обслуживают яхты в Сочи. Изображение № 4.

Как обслуживают мегаяхты

Мегаяхтами считаются суда от 40 метров. В порт ежемесячно заходят три-четыре мегаяхты, за исключением крупных ивентов вроде «Формулы-1», когда их количество может превышать 10. Часть мегаяхт находятся во фрахте, то есть в аренде. Для подбора такой яхты клиент обращается к брокеру, тот находит судно по заданным параметрам, после чего человек отправляется на нём в путешествие. Как правило, в Сочи они заходят в рамках круиза по Чёрному морю, который включает Севастополь, грузинский Батуми и турецкие Трабзон и Самсун.

Другая категория мегаяхт — это иностранные суда, находящиеся в частной собственности. На борту, как правило, пассажиры, которые приехали в Сочи на крупные мероприятия. Они часто берут недельный тур, включающий пятидневное пребывание в Сочи и два дня на Москву и Санкт-Петербург.

Мы сейчас открыты для приёма любой лодки, но не в нашу пользу играет исторически сложившаяся практика хождения на яхте в Турции, Хорватии и на Лазурном Берегу. Порт Сочи начал раскручиваться три-четыре года назад. «Гранд Марина» в центральном порту вообще появилась только год назад, и в прошлом же году открылась марина в Имеретинском порту.

Одним из самых массовых событий в порту после Олимпиады был Гран-при «Формулы-1», когда в октябре 2014-го в Имеретинском стояли 11 лодок длиной от 20 до 50 метров. Хотя многие владельцы яхт по традиции предпочитают швартоваться в центральном порту, клиенты Имеретинского любят его за приватность. В Имеретинке можно встать так, что гости не попадут в объективы фотокамер туристов, в то время как в центральной марине всё как на ладони.

Говоря об обслуживании мегаяхт, нельзя не сказать о консьерж-услугах, обязательном элементе сервиса для такого рода лодок. Когда в порт приходит большая яхта, то пассажиры просят нас помочь арендовать VIP-зал для встреч и лимузины, организовать охрану, заказать специфическую еду. Во время Олимпиады в порту работала вахтенная служба дежурных консьерж-агентов — четырёх человек, которые сменялись каждые 12 часов. Помимо прочего, они занимались обеспечением прохода, проезда и оформлением электронных паспортов болельщика в кратчайшие сроки для важных гостей. 

Что произошло после присоединения Крыма

Сочи на протяжении второго летнего сезона продолжит терять иностранный пассажиропоток из-за ситуации с международным статусом Крыма.
У иностранных круизных туроператоров всегда был стандартный круиз по Чёрному морю: Стамбул — Варна — Несебр — Констанца — Одесса — Севастополь — Ялта — Сочи — Батуми — Трабзон/Самсун —Стамбул. Теперь Крым и Одесса выпали из этого маршрута. Последняя — из соображений безопасности.
В соответствии с международным законодательством, заход в Крым считается незаконным и грозит остановкой судна в первом европейском порту и его дальнейшим арестом. Более того, на территорию Крыма не распространяется юрисдикция иностранных посольств и представительств, а следовательно, если что-то случится с конкретным туристом, его государство не сможет оказать необходимую помощь и поддержку.

В сложившейся ситуации, чтобы круизное судно завершило свою программу с заходом в порт Сочи, ему нужно провести два дня в море. Для круизных компаний день, проведённый в море без захода в порт, — это прямые убытки, потому что основная статья дохода круизного оператора — это экскурсии в портах стоянки. Получается, заход в Сочи делает нецелесообразным нахождение в Чёрном море с финансовой точки зрения.

Это всё привело к тому, что из 160 заявленных на 2014 год заходов в центральный порт Сочи вошли порядка 60 лайнеров, то есть более чем вполовину меньше заявленного плана. В этом году ожидается ещё меньше заходов. И сейчас центральный порт делает всё возможное, чтобы вернуть обратно круизных операторов. Но это произойдёт только тогда, когда будет решён вопрос со статусом заходов в Крым.

К счастью, в Сочи всё-таки можно будет попасть на итальянском лайнере Opera, принадлежащем Mediterranean Shipping Company (MSC), который стартует из Венеции, дальше следует в Бари, затем в греческий Пирей, румынский порт Констанца и оттуда в Сочи, где возьмёт на борт туристов и завершит круиз в Стамбуле. Российские туроператоры убедили итальянцев, что лайнер будет полностью загружен.

В России сейчас сложилась парадоксальная ситуация: с кризисом вырос спрос на местные курорты, но до сих пор нет ни одного российского туроператора, который бы предлагал круизы по Чёрному морю на борту лайнера. Кольцевые маршруты Батуми — Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь — это золотое дно, но транспорта для таких вояжей ни у кого нет.

Если предположить, что кто-то из туроператоров возьмёт в аренду круизное судно под иностранным флагом, то ему придётся оформлять таможенный режим временного ввоза. Операторов, способных потянуть такие расходы, на российском рынке нет. Но даже если оплатить временный ввоз, остаётся проблема невозможности совершать каботаж, то есть переход между портами одного государства, под иностранным флагом. Другими словами, пассажир, севший в Сочи, должен в Сочи и сойти, а вот покинуть судно, например в Севастополе, он не сможет.

Проблему эту можно решить следующим образом. Взять судно в Турции или Греции, получить разрешение Минтранса на каботаж без уплаты пошлин. Тогда вся эта схема заработает. Это была бы живая история с посадками во всех пяти портах. Но на это нужна политическая воля. Знаю, что сейчас несколько туроператоров пытаются получить такое разрешение. Они нашли суда, аренду которых могут позволить. Но временный ввоз они потянуть не могут. Чем закончатся переговоры, узнаем в мае.