В последние несколько лет количество доступных программ, позволяющих любому создавать карты, значительно выросло. С их помощью можно легко составить маршрут прогулки на выходные, а также распечатать свой квартал на 3D-принтере. Одновременно увеличивается объём открытых данных: множество организаций, от городских администраций до активистов, собирают информацию, которой может воспользоваться каждый. Новые открытые картографические платформы позволяют создавать контент самим пользователям — и такие карты часто оказываются точнее коммерческих аналогов вроде Google Maps. The Village поговорил с компаниями Urbica Design и Habidatum, которые профессионально занимаются городской картографией и большими данными, и узнал, как карта может помочь в решении городских проблем.

Urbica Design

 

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 1.

основатель Urbica Design

андрей кармацкий

 

Карты и город

Моё увлечение картами началось лет десять назад, когда мне нравилось ездить за город и составлять маршруты поездок. Под рукой не было удобных карт, и так получилось, что я стал создавать свои. Потом неожиданно устроился в «Яндекс», где восемь лет работал над дизайном «Яндекс.Карт». Сейчас я продолжаю заниматься картографической деятельностью в широком смысле — не только картами и сервисами общего применения, а ещё и интересными проектами, связанными с пространственным анализом.

Город в привычном понимании — это пространство. А карта — наиболее удобный способ представить и изучить это пространство. Жителей интересует не только традиционная карта и кратчайший маршрут из точки А в точку Б. Например, пешеходам в городе интересно знать, по каким улицам они могут комфортно перемещаться, а это включает в себя множество параметров, которые надо знать и уметь о них рассказать жителям.

Открытость данных

Важно делать данные доступными для всех жителей. Например, в случае с криминальной статистикой города Москвы есть две причины открытия данных. Во-первых, мне интересно посмотреть на район, в котором я живу, и узнать, насколько там опасно. В рамках исследования «Механика Москвы» Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) провёл социологический опрос о субъективном восприятии безопасности районов Москвы. Например, известное всем Гольяново считается очень небезопасным районом. Но при этом если смотреть на объективные показатели — количество краж или преступлений в городе, — то оказывается, что центральные районы более опасны, вероятность того, что у вас утащат кошелёк, там выше из-за большего скопления людей. Нельзя сказать, что теперь можно разгуливать ночью по Гольяново, но есть вещи, связанные с ощущениями, а есть объективная статистика.

Вторая причина открытия данных — в том, что это ценный срез знаний для компаний. Возьмём известный американский поисковик недвижимости trulia.com. Помимо поиска по цене, там есть возможность посмотреть, насколько криминогенна обстановка в том районе, где человек ищет себе недвижимость. Это очень важный параметр для принятия решений. Соответственно, грамотная аналитика позволяет подобным сервисам предоставлять качественные данные и объяснять, почему квартира в этом районе стоит дороже, а в этом дешевле.

Будущее городской картографии

У городской картографии большое будущее, потому что сервисы, связанные с геоинформационными системами, сейчас только развиваются, и достаточно бурно. Конечно, технологии уже сейчас помогают планировать транспортные маршруты, архитекторы не могут проектировать без карт. Но современные технологии предлагают гораздо больше способов использования карты. Всё только начинается, инструменты и технологии перестают требовать особого внимания, это позволяет фокусироваться непосредственно на исследовании и анализе данных.

 

Проекты

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 2.

Узнать больше о проекте можно здесь: walkstreets.org

Улицы прогулок

В нашем проекте-исследовании пешеходной среды «Улицы прогулок» мы собрали и проанализировали данные о ширине тротуаров и уровне шума в центре Москвы. Узкие тротуары здесь не редкость, и по ним неудобно перемещаться: приходится всё время прижиматься к краю тротуара, чтобы пропускать идущих навстречу людей. На крупных улицах — например, на Большой Якиманке — прекрасный широкий тротуар, но очень шумно. Совмещая данные о ширине тротуаров и уровне шума, можно найти улицы, где есть достаточно широкий тротуар и вполне тихо, чтобы можно было гулять и общаться с друзьями. Среди таких мест — улица Бахрушина или Большая Татарская. Мы продолжаем работать над этим проектом, экспериментируем с различными данными. Нам интересно проанализировать степень озеленения улиц — это важно для пешеходов: кроны деревьев дают тень и прохладу и позволяют чувствовать себя комфортно в городе.

 

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 3.

Узнать больше о проекте можно здесь: medium.com

Анализ системы проката велосипедов «ВелоБайк»

Второй пример из нашей практики: анализ данных системы проката велосипедов «ВелоБайк» для департамента транспорта Москвы. Мы смоделировали маршруты поездок в городе по различным срезам. Например, в центре наиболее популярен тариф «День» — он используется для долгих велопрогулок по набережным и Бульварному кольцу. А для коротких и регулярных поездок по делам между районами люди чаще покупают тариф «Сезон» или «Месяц». В итоге на карте хорошо видно, где велосипед — это один из способов хорошо провести время, а где — вид транспорта. Нам удалось выяснить, что в жилых районах велосипед заменяет маршрутки или долгую пешую прогулку.

 

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 4.

Карта плотности расположения мест общественного питания в Москве

Редевелопмент советских кинотеатров

Недавно мы помогали команде Aventica/Nowadays в конкурсе на редевелопмент советских кинотеатров. По условиям конкурса необходимо было не только создать архитектурный проект, но и исследовать городскую среду вокруг выбранных для конкурса кинотеатров, а потом предложить их смысловое наполнение. Карты и открытые данные в подобных проектах — незаменимая вещь, которая позволяет проверить и отсеять множество идей и гипотез, понять, как наиболее эффективно использовать пространство.

Например, с помощью пространственного анализа мы рассчитали, сколько потенциальных посетителей имеет пространство кинотеатра «Восход» и проанализировали инфраструктуру района — какие услуги представлены вокруг этих локаций. Удивительная штука: если прочертить окружность в 15-минутной доступности до него, получается площадь с населением около 50 тысяч человек. Но если оценивать только зону пешей доступности с учётом отрезанности этого района, пешеходных дорожек, магистралей, железной дороги, Кусковского лесопарка, выясняется, что туда могут быстро добраться только 36,5 тысячи жителей. Это гораздо точнее и очень важно при расчёте финансовой модели.

Habidatum

 

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 5.

вице-президент,
со-основатель

ЕКАТЕРИНА СЕРОВА

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 6.

дизайн-директор, партнёр

ЭДУАРД ХАЙМАН

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 7.

технический директор,
партнёр

ВАДИМ СМАХТИН

 

Особенности работы

Habidatum занимается визуальным анализом для городского планирования и принятия решений о городе. Мегаполис — это сложная динамическая информационная система, у неё есть пространственное и временное измерение. В основном мы собираем данные для масштабных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, недвижимости и развития территорий, городской экономики, бизнеса.

Мы работаем со спонтанными данными, или big data, — информацией, которая не собирается по специальному запросу, а генерируется в автоматическом или полуавтоматическом режиме как продукт жизнедеятельности города. Это может быть нечто привязанное к месту, но изменяющееся во времени — например, информация с сенсора или нечто, передвигающееся в пространстве — как собака с суперошейником или сотовый сигнал. Есть ещё одна категория данных — так называемые семантические. Помимо привязки к пространству и времени, они обладают дополнительными смыслами, которые извлекаются из текстов, — например, твит.

Поиск данных

За спонтанными данными далеко ходить не надо, так как жители города сами публикуют информацию, она часто находится в открытом доступе. Есть, конечно, куча данных, которые невозможно получить прямым способом, и необходимо создавать алгоритмы, которые будут их собирать, или договариваться с провайдерами данных.

Доступные данные позволяют нам сгенерировать много вторичной информации. И в этом, собственно, состоит половина нашей работы — находить смыслы известных нам данных. Сами по себе данные ничего не значат: большую часть времени мы уделяем созданию методологии их обработки и получению производных.

Никого уже не удивишь работой с твитами или, скажем, с какой-нибудь пространственной информацией с мобильных приложений. Все с ними работают, это супер. Вопрос в том, какие смыслы из них извлекают и сколько измерений получают, — мы получаем много.

Будущее картографии

В будущем хотелось бы увидеть переход от аналитики данных через срезы к анализу процессов, переход от видения города в пространстве к пониманию города в пространстве и времени. Это то, с чем сейчас пока мало кто умеет работать. Мы пока сами только учимся это делать.

Ну и третье важное направление — это анализ и понимание виртуального пространства города. Что жители думают о разных составляющих городской жизни? Каковы их ценности? Каков их образ жизни? Каково их мышление? Как это мышление меняется со временем? Это то, из чего наполовину состоит город. Хочется, чтобы в будущем это стало фундаментальной составляющей анализа для принятия решений в городе. 

 

Проекты

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 8.

Узнать больше о проекте можно здесь: habidatum.com

Ментальная география москвичей

Проект «Ментальная география москвичей» создавался в рамках исследования «Археология периферии» Московского урбанистического форума. Задача состояла в том, чтобы понять, что происходит с периферией Москвы, на территории между ТТК и МКАД. Мы выясняли это на основе семантических данных из социальных сетей — «ВКонтакте», Foursquare и Twitter. Мы решили взглянуть на две темы: пространственное ощущение горожан и характеристики, которыми они наделяют какие-то места.

Выяснилось, что периферию не понимают практически никак, что для нас было более-менее очевидно. И тем не менее масштаб оказался достаточно велик: говорят в основном только про центр, а на периферии даже негативные эмоции особенно не проявляются.

 

Как карты помогают сделать город лучше . Изображение № 9.

Узнать больше о проекте можно здесь: chronotopecity.habidatum.com

Chronotope City

Chronotope City — это исследовательский проект, который мы делали при поддержке студентов геофака МГУ, а затем показывали на Smart City Expo в Барселоне. Мы изучили, как работают разные функции на нескольких улицах Москвы. Это позволило нам понять, например, что более 40 % времени это пространство не используется. В этом году мы представили расширенную версию проекта — для улиц в США.

Это был задел для того, чтобы продолжить исследование: сейчас мы думаем о том, какое влияние оказывают друг на друга разные функции и как они могут дополнять друг друга во времени, находясь в одном и том же пространстве.

 

Карты: @ Urbica Design © Habidatum © OpenStreetMap © ВелоБайк © Портал открытых данных правительства Москвы