«The Village Черное море» побывал за кулисами цирка и узнал, как устроено шоу Totem — от задумки до сценического воплощения.

фотограф

Иван Кузнецов

фотограф

Даниил Рубанов

Как зарождается шоу

В среднем на подготовку каждого шоу Сirque du Soleil уходит полтора-два года. Режиссер придумывает идею, подбирается команда: арт-директор, сценограф, художник по реквизиту, художник по костюмам и гриму, главный хореограф, постановщик акробатических номеров, мастер по свету, композитор. Создается первоначальный сценарий, рисуются наброски костюмов, светового и звукового оформления. За семь-девять месяцев до премьеры, которая всегда проходит в Монреале, собирается труппа артистов. Начинаются репетиции, шьются костюмы, изготавливаются декорации.

Идея

Концепция шоу — история развития человека и его взаимоотношений друг с другом, с космосом, с природой. Действие на сцене рассказывает о том, как зарождалась жизнь и как протекала эволюция человека как вида: от простейших и водных рептилий к неандертальцам и кроманьонцам и до современного яппи в костюме и с телефонной трубкой в руках. Здесь показываются границы человеческих возможностей и подчеркивается связь человека и природы. Акробатические номера сменяются клоунадой и небольшим интерактивом со зрителями.

Гастроли

График всех шоу цирка распланирован на два-три сезона вперед. Отпуск возможен только две недели в году и во время длительных переездов.

Первый показ «Тотема» состоялся в апреле 2010 года и после премьеры шоу сразу же отправилось путешествовать. За семь лет историю эволюции человека посмотрели в Австралии, Великобритании, США, Новой Зеландии и Нидерландах. В Россию шоу прибыло из Японии, где показы шли целый год. После гастролей в Сочи Сirque du Soleil отправится в Европу.

В тур едут более 100 человек. Это 46 артистов и музыкантов, арт-директор, хореографы и тренеры акробатических трюков, административный персонал (бухгалтерия, менеджеры), два физиотерапевта, три сотрудника костюмерной, 27 технических специалистов (свето- и звукотехники, работники сцены). Это те люди, которые полностью сопровождают гастроли. В каждом городе дополнительно нанимаются три человека в костюмерную, два массажиста и 60—100 человек для монтажа и демонтажа оборудования.

Реквизит

Totem — гибридная постановка, которая может проходить и в формате «биг топ» (представление под собственным большим куполом), и в формате «арена» (то есть выступать на существующих в городе площадках). Реквизит большого купола занимает 50 трейлеров, внутренняя начинка (сцена, оборудование, свет, звук, костюмы) умещается в 20 грузовиков.

В Сочи Сirque du Soleil выступает в ледовом дворце «Большой», собственный купол здесь не нужен. Два грузовых самолета из Японии и три морских контейнерах из Канады с реквизитом прибыли сначала в Новороссийск, а оттуда на фурах добирались до Сочи.

Totem — технически сложное шоу. Вся верхняя конструкция — свет, звук, акробатическое оборудование, специальный рукав, по которому артисты проходят под купол, — весит около 40 тонн. Монтаж сцены начинается за две недели до премьеры. Технический директор приезжает за три недели и уезжает самый последний, когда все оборудование уже вывезено.

Сценография

Сценографы Сirque du Soleil любят, когда сцена трансформируется и меняется с каждым номером.

В сценографии шоу два главных элемента: остов черепахи и скорпионий хвост. Образ черепахи выбран не случайно — во многих мифологиях жива идея о том, что мир держится на большой черепахе. Черепаший панцирь — это не просто элемент сценического дизайна, но и акробатический снаряд.  Это одновременно и купол, и открытая раковина (когда поднимается вертикально и становится фоном), и опора для акробатического номера (например, в номере с воздушными гимнастами).

Скорпионий хвост может служить мостом, по которому к зрителям выходит клоун. На нем эффектно спускаются на сцену певцы и музыканты. В одном из клоунских номеров скорпионий хвост декорируют как нос катера, на котором главные герои мчатся по морю. Механизмом хвоста управляют 8 гидравлических приводов, благодаря которым он поднимается, опускается, выдвигается, убирается и заворачивается, как настоящий скорпионий хвост. В основании конструкции находятся световое оборудование, лазер, колонки и камеры. Во время шоу мостом управляет отдельный технический специалист при помощи четырех инфракрасных камер.

Сама сцена является интерактивным экраном, на который для каждого номера транслируется свой видеоряд (море, горы, леса, цветы, пустыня, извержение вулкана и прочее). Все изображения снимались специально для шоу по всему миру, в том числе в Исландии, на Гавайях, Гватемале и даже с борта Международной Космической Станции.

Задача сценографов — не просто сделать яркую и красивую историю, которая будет понятна даже ребенку, но и создать камерную атмосферу. На каждое представление шоу продается не более 3,5 тысяч билетов, хотя «Большой» рассчитан на 12 тысяч зрителей. В этом также проявляется уважение к публике — покупая билет не самой высокой ценовой категории, можно быть уверенным, что обзор будет хорошим с любого места.

Режим и тренировки

Со сцены зрительного зала есть проход во второй зал ледового дворца — зал для репетиций. Все оборудование, от самого маленького мяча и коврика и до больших тренажеров, возится с собой. Весь зал поделен на зоны: для силовых и кардиотренировок, отдельные островки для каждого номера (специальный круг для роллеров, прорезиненный пол для унициклистов, маты для акробатов). Схема тренировок у каждого индивидуальная, одни тренируются под присмотром наставника, другие самостоятельно. В перерывах лениться не принято: даже по телефону акробаты разговаривают, сидя в шпагате.

Специального режима дня и тренировок во время гастролей нет, также как и особой диеты. Все понимают, что тело — это рабочий инструмент артиста и каждый участник сам следит за своей формой.

Костюмерная

В костюмерной трудятся шесть человек: два постоянных костюмера, специалист по обуви и трое помощников. Костюмеры также помогают артистам с мейк-апом.

Костюмы, грим и все дополнительные материалы к ним занимают целый трейлер. Стиральные машины (цирк возит свои специальные машины для стирки), сушки, отпариватели и утюги путешествуют в отдельном контейнере. У каждого артиста — по два одинаковых костюма. Если одну и ту же роль исполняют два артиста, то у каждого есть свои индивидуальные костюмы. К пошиву относятся очень тщательно: снимаются очень точные мерки, ткань должна быть эластичной, мягкой и не сковывать движения. Малейший дискомфорт тут же устраняется. Все костюмы, парики, маски и бижутерия изготавливаются в Монреале, там же для каждого костюма индивидуально принтуется ткань.

Костюмеры приезжают в город за десять дней до начала премьеры, чтобы все разложить, развесить, проверить, как костюмы и прочие элементы пережили путешествие, отремонтировать в случае необходимости. Костюм стирается каждый день, после каждого представления. Большая часть — в машинах, но есть те, которые стираются только вручную. Сушатся, потом отглаживаются, отпариваются. Перед представлением проверяется каждый фрагмент костюма. В сценической одежде выполняются сложнейшие трюки, она соприкасается с акробатическим реквизитом, поэтому каждая деталь закрепляется очень прочно. Оторвавшийся камень или страза, попавшие под колесо уницикла, могут стать причиной несчастного случая, поэтому каждый день работники костюмерной детально проверяют весь реквизит артиста, подклеивают и пришивают болтающиеся элементы. В арсенале костюмеров — огромный шкаф с дополнительными стразами, пайетками, бусинами, пуговицами, ленточками и прочими деталями костюмов. Все аккуратно разложено по ящичкам, баночкам и полочкам, подписано, к какому персонажу что относится, чтобы в любой момент костюмер мог не просто отремонтировать костюм, но даже сшить новый. Если артист набирает вес, то костюмеры на месте могут расставить ткань, но до этого редко доходит.

Образ каждого персонажа дополняют еще множество деталей: парики, цветы, ремни, маски, накладные волосы, перчатки в форме лап, шлемы и пр. Все парики — натуральные, каждый волосок пришивается вручную. Маски животных выпекаются по специальной технологии, в точности повторяющей лицо артиста. Маски также изготавливаются вручную: от мельчайших волосков до зубов. В среднем срок жизни одного элемента костюма шоу Totem составляет 6 месяцев.


Маргарита Чооду

сотрудник костюмерной шоу Totem

В первые минуты из-под купола в полумрак сцены опускается Кристалл Мэн, символизируя собой энергию, которая движется сверху и приносит жизнь на землю. Этот персонаж — связующее звено всего спектакля. Самый эффектный и самый сложный костюм одновременно. На нем 4,5 тысячи зеркальных камней, стирается он вручную и сохнет 48 часов, потому что для его создания используется специальный клей, который сохнет не менее двух суток.


Образ каждого персонажа дополняют еще множество деталей: парики, цветы, ремни, маски, накладные волосы, перчатки в форме лап, шлемы и пр. Все парики — натуральные, каждый волосок пришивается вручную. Маски животных выпекаются по специальной технологии, в точности повторяющей лицо артиста. Маски также изготавливаются вручную: от мельчайших волосков до зубов. В среднем срок жизни одного элемента костюма шоу Totem составляет шесть месяцев.

Самая дорогая маска шоу Totem — маска гориллы. Стоимость 19 000 долларов

Грим

Артисты одеваются и гримируются сами. У каждого персонажа есть своя персональная папка с пошаговой инструкцией. Во время первых спектаклей грим наносит специалист. Потом трудоемкий процесс делится пополам: одну часть лица раскрашивает гример, вторую — сам артист. Через несколько дней весь грим участник шоу наносит самостоятельно, но по рассказам бывалых, первые две недели это занимает от четырех до шести часов. На сегодняшний день на мейк-ап артисты тратят до полутора часов в зависимости от сложности.

За полтора часа до шоу все участники и музыканты должны быть за сценой: здесь висит список, где каждый отмечается. Это время нужно для того, чтобы размяться, нанести грим, надеть костюм, закрепить на нем все детали. Те, у кого сложный грим, приходят раньше или гримируются заранее у себя в номере.

Артисты

Всего в Totem 46 исполнителей из 17 стран (Австралия, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Канада, Китай, Молдавия, Монголия, Россия, США, Украина, Финляндия, Чехия и Япония). У каждого артиста четыре-пять выходов на сцену. Возраст участников — от 19 до 56 лет.


Сара Тессье и Гийем Кашуа

исполнители номера на статичной трапеции

Мы учились вместе в цирковом училище, и этот номер был нашей дипломной работой. В паре работаем уже восемь лет, самому номеру пять лет. Самое главное в нашем деле — уметь подстраиваться друг под друга. Понимать, кто сегодня в лучшей физической форме. И если один из нас, например, не выспался или чувствует недомогание, то второй должен отдаваться больше.


В цирк приходят люди не только после циркового училища. Много людей с хореографическим или музыкальным образованием. Часть артистов пришла в цирк из профессионального спорта. В последнее время Сirque du Soleil активно приглашает в свою труппу паркуристов.


Олли Торккель

исполнитель номера "Эскалада"

Специально для моего номера была разработана конструкция, отдаленно напоминающая китайскую мачту. Пришлось учиться практически с нуля, хоть я и пришел в цирк из художественной гимнастики. Задача моего персонажа, как представителя человека наших дней, оказаться на вершине эволюции и этой акробатической конструкции. Самое сложное в этом номере было совместить актерское мастерство и акробатику. Я же пришел в шоу из спорта, там артистизм не требуется. А в цирке важно быть не просто крутым акробатом, но и артистом.


В цирке есть перспективы карьерного роста. Например, Ниланти Вадивель пришла в Сirque du Soleil танцовщицей, потом стала хореографом в стационарном шоу Michael Jackson ONE в Лас-Вегасе. Сегодня Ниланти — арт-директор в шоу Totem.

Задача арт-директора — следить за тем, чтобы с одной стороны, шоу соответствовало изначальной режиссерской концепции, с другой — чтобы оно развивалось, усложнялось, чтобы акробатика оставалась актуальной и современной. Поддерживать шоу не в законсервированном состоянии, а в живом и развивающемся.

Страховка

На репетициях страховка используется всегда. В зрительном зале страховка чаще всего вписана в сценический реквизит. Например, в номере на трапеции в роли страховки выступает мат. В шоу он декорирован под большой плот, на котором в зал выплывают артисты.


Фрэнк Ханзельман

тур-менеджер шоу Totem

Безопасность артистов — наш приоритет номер один. Неправда, что наши артисты работают без страховки. Есть очень четкий регламент использования страховки, в зависимости от сложности номера, высоты и прочего. Правилами безопасности также продиктовано наше требование не фотографировать со вспышкой. Акробаты в номере ориентируются по всем источникам света на площадке, и незнакомый свет отвлекает внимание. У нас разработана целая система световых подсказок из пультовой в зрительном зале. Например, лампочка мигает определенным образом, значит что-то пошло не так, что-то не в порядке с акробатическим оборудованием. Поэтому вспышки в зрительном зале небезопасны для артиста.


Музыка и язык

Специально для каждого шоу пишется своя музыка и придумывается свой язык (чаще всего это так называемый «циркишь» — выдуманный диалект, смесь арабского, испанского, английского и итальянского).  При создании музыки композиторы Ги Дюбук и Марк Лессар (известные в музыкальном мире под псевдонимом Bob & Bill) вдохновлялись культурным наследием и этномузыкой североамериканских и канадских индейцев.

Тексты песен написал Кристиан Садаква Лавю — представитель виандотов, коренного населения Канады. Сам Лавю также является главным певцом шоу — исполняет песни на своем родном языке. Задачей композиторов было не просто соединить разнообразные музыкальные культуры Северной и Южной Америки и стран Юго-Восточной Азии, но и придать им современное звучание. В саундтреке Totem можно услышать сплав разнообразных музыкальных традиций и жанров, что отражает главную тему шоу.


фотографии: обложка, 1, 10, 11, 18-23 — Иван Кузнецов, 2-9, 12-17, 24-26 — Даниил Рубанов