В новом ледовом шоу участвуют семь олимпийских чемпионов. Роли Ромео и Джульетты исполняют Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин (золотая медаль на Зимних Олимпийских играх в Турине в 2006 году). Олимпийские чемпионы 2014 года Татьяна Волосожар и Максим Траньков исполняют роли князя и княгини Вероны. Алексей Ягудин (золотая медаль из Солт-Лейк-Сити в 2002) и Роман Костомаров (чемпион Олимпийских Игр 2006 году в Турине) сражаются на шпагах в ролях Меркуцио и Тибальта. Париса играет Илья Кулик, олимпийский чемпион 1998 года в Нагано. Всего в новом ледовом проекте задействованы более 100 человек: ледовый балет, цирковые артисты, вокалисты и музыканты, творческая и техническая группы.

фотограф

Даниил Рубанов

Как выбирали тему

Сюжет ледового шоу мало чем отличается от классического. Исключением стала тема Лоренцо — монах играет одну из главных ролей. Спектакль начинается с того, что после смерти влюбленных Лоренцо винит себя в том, что недостаточно тщательно продумал план по воссоединению Ромео и Джульетты и стал косвенным виновником их гибели. Кроме этого, в историю включены воспоминания монаха об умершей возлюбленной, и объясняется, что именно в память о ней Лоренцо согласился помогать главным героям.

Один из образов, которых не было у Шекспира — Чума. Из мнимого проклятья, которое посылает Меркуцио Монтекки и Капулетти («Чума на оба ваши дома»), чума превращается в реальную силу, туманит рассудок Тибальта и срывает план Лоренцо.


Екатерина Цанава

соавтор либретто

Почему именно это тема? Красивая. Нежная. Щемящая. Вечная. Мы любим делать масштабные спектакли, поэтому вслед за «Кармен» мы обратились к не менее фундаментальному и знаковому произведению У. Шекспира.



Илья Авербух

автор идеи, режиссер-постановщик, генеральный продюсер

Мне, как любому амбициозному режиссеру, хочется сделать драматический спектакль с абсолютно оригинальным содержанием. Но, к сожалению, все сценарии, которые попадаются, похожи друг на друга. Возможно, сценаристы уже перебрали все темы. Может, в этом основная проблема, что у нас так много премьер «ревизоров» или «чаек», и все основные сюжеты уже написаны. Поэтому второй раз я обращаюсь к такому известному произведению и надо было на это решиться, потому что «Ромео и Джульетта» — вызов для любого постановщика, эту пьесу сто раз ставили до меня и еще будут ставить тысячи. Но ты, как режиссер, должен донести до людей свое понимание этой истории.

Для меня важна визуализация. Я сразу представляю, кто будет выступать, как будет выступать, как интегрировать человека, какой характер у персонажа и кто сможет его сыграть. Я люблю работать абсолютно самоотверженно, 24 часа в сутки, но не растягивая это над долгие годы. Иначе можно закопаться. В общей сложности над спектаклем суммарно работа велась порядка восьми месяцев, плотная работа — начиная с февраля, то есть пять месяцев.


Процесс репетиций

Артисты, музыканты и певцы приехали в Сочи за 10 дней до премьеры, технические специалисты чуть раньше. Все участники шоу, а их около 100 человек, включая техперсонал, — из Москвы, в Сочи нанимали людей только для монтажа сцены и декораций.

Ледовое шоу не имеет свой зал для репетиций в Москве, а потому основная часть спектакля живет только в воображении режиссера. Именно он бесконечно прокручивает в голове номера, а у артистов есть всего несколько дней, чтобы освоить программу на практике.

Тренировки фигуристов проходят каждый день. Так как в спектакле много батальных групповых сцен, специально нанимали тренера по актерскому фехтованию. Задача усложнялась тем, что сражаться на шпагах надо на коньках. Для каждого персонажа, для каждой сражающейся пары разработана своя хореография по фехтованию.

Тренировки начинаются с 14 часов, к 18:30 все участники спектакля полностью готовы к показу. До обеда у артистов условно «свободное время», но мало кто использует его для отдыха: большинство, если не тренируются сами, тренируют других. Многие фигуристы ведут свои мастер-классы, занимаются с учениками. Вся тренерская работа — строго в первой половине дня, до 13 часов, потом начинаются репетиции.


Илья Авербух

автор идеи, режиссер-постановщик, генеральный продюсер

Весь спектакль собирается у меня в голове и когда мы приезжаем сюда, у нас остается 10 дней, в течение которых я должен успеть всех расставить по местам. Но учитывая, что репетиции идут каждый день, а спектакли по 4-6 раз в неделю, то можно сказать, что чем ближе к концу, тем шоу будет более отточенным. Уже через три недели после премьеры спектакль на 50% лучше, чем был в первые дни. Каждый день я здесь, я придираюсь к мелочам, мы тренируемся и отрабатываем. Но никто от такого режима не страдает. Все мы бывшие спортсмены, и понимаем, что без регулярных тренировок невозможно достичь результата.



Илья Кулик

олимпийский чемпион Нагано 1998 года, исполнитель роли Париса

За 10 дней вполне можно включиться в процесс, уповаем на свой профессионализм. Все старались, ночами не спали, особенно Илья (Авербух — Прим. ред.), он не спал, наверное, две недели. Для нас, фигуристов, процесс был творческий и веселый, отдыхать, то есть высыпаться, мы успевали. Для другого отдыха времени особо нет, на море не ходить некогда, много репетиций.


Декорации

После того, как написан сценарий, начинается работа декоратора. Его задача — воссоздать тот мир и атмосферу, который придумали авторы. Художник-декоратор Нина Кобиашвили спроектировала несколько главных акцентов в шоу. Это витражное окно, характерное для европейских соборов. Лестница в форме кинжала, которая разделяет сцену на два враждующих лагеря и одновременно является связующим звеном между ними. Балкон и окно Джульетты служат фоном для семьи Капулетти, а дом Монтекки с противоположной стороны — сценой для певцов и музыкантов. Объединяющим элементом выступает образ органа, который придает всей конструкции величие и монументальность. Пространство декораций занимает в общей сложности 60 метров.

Артисты

Многие участники шоу приехали на гастроли с семьями. Практически у всех личные и семейные номера. Кто-то из детей ходят в местный детский сад, другие проводят время с бабушками или нянями.

Состав артистов очень большой: всего на сцене задействовано 22 солиста ледового балета (это все именитые фигуристы, закончившие свою спортивную карьеру), 12 артистов ледового балета (исполнители второстепенных ролей: горожан, представителей кланов Монтекки и Капулетти), 10 танцоров, 5 певцов, 5 музыкантов.


Екатерина Цанава

соавтор либретто

У нас за плечами 10-летний опыт шоу «Ледниковый период». Все, кто участвовал в нем, прошли богатейшую школу работы как с обычными артистами, так и с артистами на льду. Там были и разыгрывания мини-сцен, и перевоплощения. Было по 16 танцев за сезон, где бывшие спортсмены играли совершенно разные роли, от комических до трагических, умирали и веселились и что только на льду не делали. Это все нам очень помогло. При этом все солисты в шикарной спортивной форме, делают виртуозные пируэты, сложнейшие прыжки. Другого состава нет, у нас незаменимые артисты. Нельзя заменить олимпийских чемпионов. Теоретически можно поставить кого-то из балета, но это будет не то.



Алексей Ягудин

олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити 2002 года, исполняет роль Меркуцио

Поскольку Илья никогда не повторяется, мы не можем спустя какое-то количество лет, возвращаться к тем историям, которые были пройдены. Поэтому появляются новые спектакли и роли распределяются разные для всех, каждый год что-то новое. И пусть какие-то характеры (Алексей Ягудин играл Мышиного короля в «Щелкунчике», Тореадора Эскамильо в «Кармен», Карлсона в постановке «Малыш и Карлсон», Мороза в сказке «Морозко» — Прим. ред.) в каком-то плане схожи, но все равно это абсолютно разные роли и каждую ты пытаешься подробно разобрать. Огромный плюс, что Илья знает нас на протяжении многих лет, когда мы еще соревновались в спорте, и зная меня, понимает, мне, например, было бы сложно быть Ромео, я больше Меркуцио. Он знает досконально, что мы можем, кого мы из себя представляем и какие образы нам будет проще примерить на себя.


Музыка

Композитор шоу — Роман Игнатьев, написавший музыку к таким популярным мюзиклам, как «Анна Каренина», «Граф Орлов» и «Монте-Кристо». Все музыкальные и вокальные партии в спектакле исполняются вживую, фонограмма используется только для репетиций фигуристов и танцоров. Саундчек и репетиции музыкантов и вокалистов проходят каждый день, как и тренировки артистов. В спектакле также используются музыкальные фрагменты из произведений В. А. Моцарта, И. С. Баха, Ф. Мендельсона, С. Прокофьева. Все песни исполняются на русском языке, кроме сцены венчания главных героев — в этот момент звучит Gloria на латинском языке Ф. Мендельсона.

Автор либретто — Алексей Шнейдерман, все вокалисты — ведущие исполнители мюзиклов «Ромео и Джульетта», «Mamma Mia», «Красавица и Чудовище», «Зорро», «Русалочка», «Бал Вампиров», «Чаплин», «Хиты Бродвея», «Преступление и наказание», «Монте-Кристо», «Иствикские ведьмы».

Площадка

Уже четвертый год ледовые шоу проходят во Дворце зимних видов спорта «Айсберг». Это универсальная площадка-трансформер, используется и как спортивная ледовая арена и как пространство для культурно-зрелищных мероприятий. В дни, когда у ледового шоу выходной, здесь проходят концерты. Ледовая площадка покрывается специальным ковером, закрываются декорации, ставится сцена, трансформируется партер. Зрители не видят и не чувствуют льда, не видят декораций.


Илья Авербух

автор идеи, режиссер-постановщик, генеральный продюсер

Я много где за границей работал, эта площадка — на 10 баллов. Это один из самых лучших примеров, как может работать олимпийский объект после окончания Игр. Для нас «Айсберг» великоват: верхний ярус не востребован, для зрителей слишком высоко. Но это современнейший дворец он абсолютно прекрасно обустроен технически, конечно, это мечта — работать в таком зале.


Планы

В планах у продюсерского центра гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, Минске. Из грандиозных планов — гастроли на арене Вероны в Италии.


Илья Авербух

автор идеи, режиссер-постановщик, генеральный продюсер

Мало кто верит, что до сих пор, третий месяц, каждый день мы собираем полный зал. У нас жесткая конкуренция, весь июль Cirque du Soleil стоял напротив. И это даже хорошо, если тут много качественных проектов, то это привлекает сюда людей, и площадка востребована. Могу сказать, что весь сезон мы растем по количеству зрителей.

Я уверен, что на следующий год мы снова будем в Сочи. Моя идея фикс — показать «Ромео и Джульетту» на арене Вероны, залить там лед. Песни будут петь на итальянском языке. «Кармен» я тоже хотел вывезти в Мадрид, но, к сожалению, это не удалось. Я верю что в этот раз у нас получится.