Антикафе «Третье место» — площадка для отдыха и работы  жителей Владивостока. Она уже около двух лет принимает гостей в Старом дворике ГУМа. «The Village Владивосток» узнал у основателя пространства — 28-летнего Дмитрия Богачёва, — как развивается проект и какие перемены ждут его в ближайшем будущем.

История антикафе

История «Третьего места» началась задолго до его появления. В 2013 году руководители проекта купили готовый бизнес — первое антикафе Владивостока, которое сами регулярно посещали, — «Отдел культуры», но спустя два года
из-за конфликта с арендодателями его пришлось закрыть. Тогда стали искать новые варианты и вспомнили про Старый дворик ГУМа, который обещал стать интересным городским пространством.

Проекты, которые на тот момент уже «зашли» во дворик, задавали некий уровень, и команде было интересно создать что-то новое, а не вытаскивать старое. «Отдел культуры» имел свой багаж прошлого, и у людей было совершенно разное впечатление об этой площадке: кто-то говорил, что она для хипстеров, кто-то — для школьников.

Ремонт как способ похудения

После переезда начались трудные три месяца ремонта. Бюджет, который после первого подсчета казался посильным, через некоторое время увеличился в два раза, а затем еще в два. Чтобы сэкономить, многие вещи делали своими руками, специально для каждой зоны. Изначально планировали помещение еще и под квесты, но их организаторы в конце концов передумали — так появился кинозал. В процессе обменивались опытом с другими арендаторами дворика, за несколько месяцев познакомились со всей оргструктурой ГУМа, включая электриков и сантехников.


Дмитрий Богачёв

Сначала хотели обойтись азиатской рабочей силой, но с ними возникли трудности перевода, и они очень сильно нам напортачили. Потом нашли вменяемых русских мужиков, которые оказались рукастее, чем все корейцы вместе взятые и, к тому же, обошлись дешевле. Когда закончили, я понял, что ремонт — лучший способ похудения. Потому что сбросил восемь килограммов, таская всё без лифта и грузчиков.


Открытие прошло не в сезон — 23 апреля, а лучшее время для антикафе началось только в октябре, когда похолодало и люди разбежались по заведениям. Проект потребовал много затрат, и весь первый год команда работала, чтобы отдать деньги инвесторам. Сейчас еще планируются доработки кинозала, которые также требуют вложений, — на вентиляцию, разделение пространства, мебель.

Активности

Из развлечений в антикафе есть игровые приставки, настольные игры, книги и комиксы. К последним подходят особенно серьезно и постоянно расширяют каталог. Всё, что стоит на полке, — категории «18+». Здесь хотят донести, что комиксы — недетское чтиво.

Днем в «Третьем месте» предлагают формат лайт-коворкинга, где можно посидеть и поработать с ноутбуком в спокойной обстановке — без непонятной музыки, шумных компаний и посторонних звуков. Для удобства сделали много розеток и хороший Wi-Fi. По вечерам регулярно проводят кинопросмотры, игры в «Мафию» и спортивный покер.

Местные группы иногда устраивают здесь квартирники с акустической музыкой. Помимо этого, в заведении много заходящей аренды — лекционные мероприятия, выставки, мастер-классы, презентации, вечеринки и дни рождения, для которых берут как отдельные залы, так и всё помещение.

Со временем «Третье место» обросло постоянными проектами, например, «Что? Где? Когда?». Периодически в пространстве экспериментируют и меняют формат под то или иное событие.

В антикафе можно бесплатно выпить чай или кофе и угоститься печеньем. Гости платят только за время, тариф — 2,5 рублей за минуту, минимальный чек — 100 рублей, максимальный — 600 рублей. Есть групповые скидки и абонементы.

Персонал

Команда редко набирает персонал по объявлению, это скорее исключение, чем правило. Обычно желающие приходят сами и предлагают свою кандидатуру. В рабочей группе «Третьего места» изначально были люди, которые делали «Отдел культуры». Сейчас многие из них переросли проект и ушли дальше. Работают молодые и инициативные ребята, которые разделяют идеологию места. Некоторые из них со временем стали брать больше функций, так появился старший администратор и арт-директор.

Посетители

Концепция «Третьего места» как открытого пространства — в том, что здесь разные люди могут встретиться и начать взаимодействовать. Оно рассчитано на аудиторию, открытую к общению. Отдельно привлечением посетителей в антикафе не занимаются. Обычно приглашают организаторов мероприятий, которые приводят с собой определенную тусовку. Как правило, ее большая часть затем возвращается в качестве постоянных гостей.


Дмитрий Богачёв: К нам часто заходят родители с детьми, которым здесь не самое место — в антикафе множество контента «16+», который ребенка может «травмировать». Мне кажется, в городе не хватает площадок под детей. Это видно и по городским событиям. Люди, которые привыкли ходить на такие мероприятия, уже обзавелись детьми и не знают, куда их деть в это время.


Взаимодействие с ГУМом

За полтора года с открытия «Третьего места» благодаря взаимодействию команды арендаторов с администрацией ГУМа произошли изменения в развитии общей концепции дворика. Улучшилась инфраструктура — появился свет, лавочки, качественная музыкальная подборка и другие мелкие нюансы, за которые пришлось «повоевать».


Дмитрий Богачёв: Мне сложно оценить, как антикафе влияет на жизнь Владивостока, потому что я нахожусь внутри системы. Но я вижу влияние на сам дворик, на администрацию ГУМа. Несмотря на их желание делать всё качественно, сама структура очень формальна и многие вещи приходится долго согласовывать, доносить.

Стараемся всячески подсказывать и двигаем их в определенную сторону, которая интересна нам как арендаторам, потому что коммерческому проекту всегда нужны люди. А если людям интересно, то площадка нужна городу. Старый дворик ГУМа — отражение Владивостока. Это такая же совокупность разных проектов, между собой никак не связанных, но которые вместе создают ощущение чего-то лаконичного и единого.


Планы на будущее

Для «Третьего места» сейчас наступил переломный момент. С одной стороны, у команды есть большие планы на развитие. С другой, руководство пришло к пониманию, что проект отнял слишком много сил и нужно идти дальше. Стоит выбор — передать дело в другие руки или создать новую самостоятельную команду и отойти от управления.


Дмитрий Богачёв: Сейчас мы всерьез задумались о том, чтобы продать этот проект. Не для того, чтобы избавиться, а для того, чтобы спасти. Закрывать его, конечно, не хочется. Хотим отдать тем людям, которые продолжат наше дело и сделают его еще лучше.

Я чувствую, что сам начинаю выгорать, а здесь очень важен собственный энтузиазм. Наше дело в том виде, в котором есть, это результат деятельности многих людей, которых я заразил идеей, и они в ответ давали энергию мне. Если продолжу работать сам, то я только загублю всё.



Фотографии: обложка — Pokemon,  1, 8–10, 15–17 — Алексей Зайцев, 2–7 — Катерина Романова, 11 — «Третье место», 12–13 — Василиса Вакилова, 14 — Ксения Рябова