Азиатские онлайн-магазины доминируют на российском рынке. По данным «Почты России», доля отправлений из Китая, Гонконга и Сингапура составляет более 90 % от общего объема международной почты. В октябре на российский рынок вышел еще один интернет-магазин — Tmall, который вместе с TaoBao и AliExpress входит в состав китайской Alibaba Group. При этом часть покупателей в России предпочитает не связываться с китайскими торговыми площадками, а приобретать товары у посредников в социальных сетях и на сайтах с объявлениями. The Village узнал, как организованы маркетинг и логистика этого бизнеса.

Свой бизнес

Петру 22 года, юридический факультет института он бросил, потому что не видел в обучении никаких перспектив. Вот уже два года он занимается перепродажей товаров с AliExpress, и его средняя прибыль составляет 150 тысяч рублей в месяц. В будущем Петр планирует вложиться в какую-нибудь франшизу, например бара или кофейни. Но пока у него есть более актуальная цель для накоплений — автомобиль с мощностью двигателя в 360 лошадиных сил.

Петр занимается в основном одеждой и техникой, с копиями вещей известных брендов он принципиально не связывается, предпочитает перепродавать noname. Для продажи Петр использует Instagram, «ВКонтакте» и «Авито». Он устанавливает наценку до 700 %: товар, который на AliExpress стоил около 3 долларов, в его группе будет выставлен за 15–20.


В 2016 году «Почта России» обработала 225 миллионов посылок с товарами,

а в социальной сети «ВКонтакте» есть более 30 тысяч сообществ, посвященных AliExpress


Перепродажа товаров с AliExpress не требует особых затрат или знаний. Механизм очень простой: частные лица делают заказы в китайском онлайн-магазине небольшими партиями, которые на таможне считают товарами для личного пользования. Получив посылку, можно перепродать вещи по новой цене. Поскольку покупки частных лиц до тысячи евро не облагаются налогом, такие перепродавцы получают ценовое преимущество перед крупными магазинами. «По своей сути, это внешнеэкономическая деятельность, но в микромасштабе, — объясняет Дмитрий Шиманов, генеральный директор компании Mar Consult. — Подобный онлайн-торговец оперирует оборотными средствами, следит за доставкой грузов, размещает товар на торговых площадках, организует доставку. Конечным потребителям это выгодно, так как они не должны ждать несколько недель, пока посылка дойдет из Китая».

Оценить объем такой деятельности сложно, но есть, например, в открытом доступе информация, что в 2016 году «Почта России» обработала 225 миллионов посылок с товарами, а в социальной сети «ВКонтакте» есть более 30 тысяч сообществ, посвященных AliExpress, многие из которых предлагают купить товары оттуда, а под тегом #алиэкспресс в Instagram опубликовано более 160 тысяч фото.

Решение вопросов

В месяц Петру приходит обычно по семь посылок, которые он получает на почте. Пресс-служба «Почты России» сообщила, что совместно с Федеральной таможенной службой было разработано специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать количество, вес и стоимость отправлений в адрес тех или иных физических лиц. То есть попасть в поле зрения госорганов за то, что тебе слишком часто поступают посылки, все же можно.

У Петра и тут есть готовое решение. «Даже если это незаконно, всем наплевать. Таможня в основном интересуется посылками, где могут быть наркотики, а до каких-нибудь 100 спиннеров им абсолютно нет дела», — рассуждает он. Пока посылку не задержали, можно вообще не переживать. «Но даже если что-то пошло не так, просто приезжаешь на таможню и разбираешься. Решением таких вопросов занимаются мелкие служащие, а люди „на конвейере“ очень любят деньги. С ними можно договориться, и они сменят тебе маркировку на посылке», — говорит Петр. Однажды он уже получил так под видом тапочек несколько планшетов. «Я завел нужные знакомства, и теперь даже приезжать самому не надо. Просто скидываю на карту человеку определенную сумму и говорю номер посылки», — рассказывает он. Обычно цена вопроса — 50 долларов за одну посылку. Он уверен, что в случае чего ему грозит только уплата пошлины, но и это не проблема: «Добрый китаец с радостью напишет стоимость в пару баксов, потому и пошлина будет копеечная».

Действительно, при больших заказах на AliExpress продавцы сами заинтересованы указывать заниженную цену, иначе таможня может посчитать партию коммерческой и покупателю придется платить за нее пошлину. Этого обычно никто не хочет делать, потому товар возвращается продавцу, который несет издержки.

Пока Петр ходит на почту и хранит заказанные товары у себя дома (габариты квартиры позволяют), некоторые продавцы используют дропшиппинг — схему, когда посредник вообще не соприкасается с тем, что продает. Например, перекупщик может создать сайт, который будет организован более удобно и логично, чем тот же AliExpress, но цены там будут на порядок выше. Когда с этого сайта поступает заказ, посредник не выкупает товар, а просто перенаправляет его китайскому поставщику, и тот отправляет посылку в Россию без своих опознавательных знаков.

Для тех, кто не любит ждать

«Ваши родители умеют заказывать товары сами, а вот мои, например, нет. К тому же это в Москве за китайскими вещами можно поехать на тот же рынок „Садовод“, а у нас остается только заказывать в интернете», — рассказывает предприниматель из Омска Николай Шмидт. Около года он работал с AliExpress, заказывал и перепродавал самые разные товары: наушники, сумки, внешние зарядные устройства, чехлы для телефонов, футболки. Когда после падения курса рубля это стало не так выгодно, Николай перешел на оптовые торговые площадки — TaoBAo и «1688». Сейчас Николай вообще ушел из сферы продаж, говорит, что стало скучно и захотелось заниматься чем-то более творческим. Обсуждать свое новое, более творческое дело он отказался, но сказал, что с криптовалютами оно не связано.

«У нас было такое, что мы продавали один и тот же товар разным клиентам по разной цене. С точки зрения морали это неправильно, но бизнес есть бизнес», — говорит Николай. Ему нравится китайский подход к ценообразованию, где один и тот же товар могут продать как за 10 юаней, так и за тысячу — в зависимости от места и аудитории. «Также и в интернет-продажах: можно на непрезентабельном сайте продавать товар за сотню, а можно с хорошей подачей на проработанном сайте продать уже за тысячу», — рассуждает предприниматель.


Николаю нравится китайский подход к ценообразованию, где один и тот же товар могут продать как за 10 юаней, так и за тысячу — в зависимости от места и аудитории


Большинство товаров, которые приобретаются у посредников, — это импульсные покупки. Футболки с лягушонком Пепе, зарядные устройства, игрушечные говорящие хомяки, спиннеры — это то, чего не хочется ждать месяц. Иногда покупателю важно увидеть вещь вживую и вернуть без проблем, если что-то не подошло. Кому-то бывает сложно сориентироваться на AliExpress: по одному запросу предлагается сотня товаров, зачастую одинаковых, но по разным ценам. Корявый перевод описаний, фотографии на пугающих манекенах, непонятный размерный ряд, необходимость прочитать десятки отзывов способны отпугнуть не одного потенциального покупателя.

«Довольно много людей не понимают английского, не умеют пользоваться поиском на сайтах. Те, кто покупает у меня, это в основном контингент недалекий: школьники, студенты, простой рабочий люд, — рассказывает Петр. — Они находят товары в группах в соцсетях по ключевым запросам вроде „магазин платьев“, „купить футболку“». Для фото в инстаграме он отглаживает одежду и делает фото получше с разных ракурсов. Женские вещи фотографирует на своей девушке (у нее хорошая фигура), мужскую одежду — на себе. «Чтобы выбрать то, что будет хорошо продаваться, слежу за хайпом, листаю паблики „ВКонтакте“, посвященные моде. Сейчас вот популярны эти „винишки“», — говорит Петр.

Был Гоша, стал Gaaj

В популярных группах магазинов, продающих подделки через «ВКонтакте», собралось больше 100 тысяч подписчиков. Эти группы предлагают услуги не хуже, чем любой другой онлайн-магазин: поддержка по телефону, обмен и возврат, гарантия, подарочные карты, акции и специальные предложения. Описания товаров чередуются с мемами про рэпера Face и магазин Gucci в Петербурге. Найти в этих группах можно, наверное, все, что угодно душе хайпбиста: кроссовки Balenciaga, ремень Off-White, футболку Louis Vuitton x Supreme, не говоря уже про Thrasher, Stussy, Vans и Champion. Даже с учетом наценки подделки в несколько раз дешевле оригиналов. Судя по всему, у покупателей нет никаких иллюзий насчет происхождения товаров. В комментариях они обсуждают отличия от оригиналов, а в специально созданной теме просят администраторов-продавцов поискать для них на просторах китайских интернет-магазинов ту или иную вещь.

При этом AliExpress как торговая площадка установил для своих продавцов определенные правила, и одно из них (как ни странно) — это запрет на продажу поддельных товаров. Чтобы найти там фейковую вещь, нужно знать специальные слова, по которым подделки выпадают в поиске. Например, бренд Supreme потерял одну букву в названии, а RIPNDIP, наоборот, приобрел. Футболки и толстовки с надписью «Спаси и сохрани» продаются по 8–12 долларов под маркой Gaaj. «Где есть спрос, там есть товар. Люди хотят быть в тренде, но не хотят тратить большие деньги. Я думаю, в этом весь смысл. Есть специальные английские слова для поиска подделок. Их я, к сожалению, сказать не могу», — пояснил посредник, скрывающийся под ником IntelTwix.

Иногда перекупщикам удается даже вернуть часть цены за полученные вещи. Чтобы продавать фейк, на фотографиях товара в интернет-магазине китайские продавцы просто замазывают логотипы. Покупатель приобретает такой товар, а затем сокрушается, что заказал, к примеру, наушники noname, а вместо них пришли Beats. Как правило, торговая площадка действует по принципу «покупатель всегда прав» и после жалобы возвращает ему некоторую часть потраченных денег, чтобы унять негодование. Для подтверждения того, что в посылке находился именно этот неправильный товар, процесс распаковки обычно снимают на видео, чтобы было видно адрес отправителя. Поведение покупателя, постоянно требующего возместить часть потраченных денег, может привлечь внимание администраторов торговой площадки. Потому после пары возвратов покупатель обычно регистрирует новый аккаунт. Адрес получателя и карта, с которой производится оплата, могут оставаться теми же, на это обычно не обращают внимания.

Возможные проблемы

«Прежде чем заниматься торговлей продукцией, произведенной в Китае и других странах, необходимо предпринять шаги для легализации своей деятельности. В первую очередь надо зарегистрироваться либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридического лица. Во-вторых, необходимо платить налоги и таможенные сборы государству, при необходимости — получить лицензию на право заниматься продажей определенных видов продукции», — поясняет Изабелла Атласкирова, юрист и генеральный директор ООО «СааС проект». Это обезопасит предпринимателя от возможных проблем с законом и позволит ему действовать легально, не опасаясь преследования правоохранительных органов и налоговой.

Сейчас же мелкие перепродавцы товаров с AliExpress пользуются тем, что правоохранительные органы ими не интересуются. А те, кто занимается оптовыми партиями, используют несколько схем обхода закона. Например, делают вид, что занимаются посредничеством. По договору такое юрлицо или ИП получает деньги не за сам товар, а за услугу его покупки в Китае для клиента. Чтобы такая схема была законной, с каждым российским покупателем нужно заключать договор, потому так действуют только те, кто занимается мелким оптом, а не розничными продажами.

Тем же, кто работает неофициально, грозит до 2 тысяч рублей штрафа за отсутствие регистрации и столько же за отсутствие кассового аппарата. Есть также статьи за незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов, которые предполагают крупные штрафы и лишение свободы, но здесь надо доказать, что у продавца были большие обороты (более 1,5 миллиона рублей).


Ужесточение законодательства должно не только пополнить бюджет,

но и стимулировать граждан покупать отечественную продукцию

или заказывать вещи в российских онлайн-магазинах


«Это бизнес с рентабельностью в 60–70 %, что для малого предпринимательства является очень хорошим показателем. Но от этого бизнес посредников более законным не становится», — объясняет Максимилиан Гришин, юрист московского офиса юрфирмы «Ильяшев и партнеры», Налоги такие предприниматели платят (если платят) только один раз при продаже товара в России. За нарушение порядка таможенного декларирования посредники могут поплатиться задержкой товара на границе или даже его конфискацией. Также их могут оштрафовать, причем не только за нарушение таможенных правил, но и за продажу товаров без описания на русском языке, которая у нас запрещена, рассуждает юрист.

В России снова обсуждается возможность введения налога на добавленную стоимость для иностранных торговых площадок и снижение порога беспошлинного ввоза товаров гражданами с тысячи до 20 евро в месяц. Предлагается также обязать зарубежные интернет-магазины вставать на налоговый учет в России. Ужесточение законодательства должно не только пополнить бюджет, но и стимулировать граждан покупать отечественную продукцию или заказывать вещи в российских онлайн-магазинах.

Президент АКИТ Алексей Федоров считает, что у перепродажи китайских товаров в России нет будущего, поскольку государство все сильнее контролирует сферу предпринимательства. «Процесс отслеживания реальной стоимости товаров будет проводиться автоматически при помощи информационных систем. Если, например, в посылке находится телефон и заявлена его стоимость — 10 евро, то это повод для проверки отправления. Такие мероприятия происходят уже сейчас, и со временем их будет становиться только больше», — считает Федоров. При этом штраф предполагается выписывать как отправителю, так и получателю.

Но у перекупщика Петра, уже научившегося договариваться с таможней, и на этот случай есть готово решение: «Если введут порог на беспошлинный ввоз товаров, просто буду просить продавца указать в документах для таможни другую цифру. Братец-китаец не подведет и напишет, что цена 19,99».