26 февраля 2017 года во Владивостоке открылся первый городской коворкинг «Dom» — для фрилансеров из разных сфер. Его организатором стал 25-летний Кирилл Юзов, бывший студент МГУ имени Невельского и специалист по созданию и продвижению сайтов. В декабре 2017 года он запустил акцию на Boomstarter, чтобы вывести коворкинг на новый уровень. В интервью «The Village-Владивосток» Юзов рассказал историю пространства и о том, почему он хочет превратить его в акселератор.

Текст

Ксения Спирина

Dom в центре Владивостока

Я учился логистике в МГУ имени Невельского, но официально по специальности не работал. Всю жизнь создавал сайты — программирование, дизайн и продвижение. И однажды мне надоело работать дома, да и профессионального общения не хватало.

Во Владивостоке было некуда идти, если ты достиг определенного уровня. В кафе не очень, а офис снимать дорого — от 15-20 000 рублей. Конечно, есть рабочие пространства на «Заре» или в ДВФУ, но все они не коворкинги, в полном понимании этого слова. Кроме того, коворкинг — это люди, которым есть, о чем общаться. Если я приду со своими сайтами в другое место, меня не поймут. А в коворкинге можно найти профессионалов,  тут с радостью помогут.

Так я объединил приятное с полезным, и открыл первый городской коворкинг Dom — на 11 этаже офисного здания (ул. Тигровая, 30) в центре Владивостока. Конечно, это авантюра, инвесторов не было. Помещение искал около года, а с ремонтом помогали близкие. Всё делалось своими силами, за собственные деньги.

Начало работы

Я сам не знаю, как пришли первые клиенты. По большей части, думаю, сработал инстаграм. Многие узнали о коворкинге во время мероприятий, а потом захотели здесь работать.  Кто-то еще по отзывам.

Первое, довольно длительное время я всё делал сам, поэтому со многими лично познакомился. Получилось создать лояльную аудиторию — люди нашли здесь себе знакомых, мы часто общаемся за баром.

Сейчас у нас постоянно работает около двадцати человек в день. Есть сотрудники компаниий или те, у кого маленький ребенок дома. Другим просто нравится в Dom.

Мы бесплатно предоставляем: чай, интернет, принтер. Остальное в рамках форматов оплаты за месяц (5 000 рублей — место и 13 000 рублей — стол на 4 человека). У многих есть индивидуальные условия. Если активно пользоваться услугами коворкинга, можно получить скидку.

Первые резиденты

Первым нашим клиентом был программист Сергей Милехин, который проводит мероприятия под эгидой Google — например, Google DevFest. Он пришел к открытию в феврале 2017 года уже со своим монитором. Сейчас с командой снимают отдельный стол.

Есть еще компания Aiger, которая создает сайты за четыре часа. Они приглашают в коворкинг клиентов и занимают переговорную: там копирайтер, дизайнер, программист делают сайты в живом режиме.

Тоже один из первых резидентов — дизайнер Андрей Лебединский. Он, кстати, нарисовал логотип для краудфандинга коворкинга.

Проблемные моменты для роста

Во Владивостоке люди не привыкли пока работать в коворкинге. Многие думают: зачем платить, если можно сидеть дома. Я их понимаю, это нормально. Но стараюсь посеять идею. Как в фильме «Начало», помните? Работать в коворкинге — это совсем другая атмосфера, возможность обменяться идеями, найти партнеров или клиентов для своих проектов.

Dom сейчас — прямо индастриал, кроме важных вещей ничего нет. А у тех, кто часто работает за компьютером, есть определенные требования. Необходимы нормальные кресла с регулируемой спинкой и хороший свет. Еще важна большая камерность, поэтому нужно делать зонирование.

Для развития коворкинга нужны дополнительные деньги, которые позволят двигаться вперед. Пока я делаю всё сам. И кампания на Boomstarter — это возможность, которая очень важна для меня, резидентов и пространства.

Краудфандинг — стильно, модно, молодежно

Краудфандинг — это стильно, модно, молодежно и хорошо помогает в плане рекламы. Люди смотрят, репостят информацию, поддерживают и голосуют деньгами. Так я понимаю, сколько, на самом деле, небезразличных.

Мы хотим собрать 480 000 рублей. 360 000 — на ремонт, остальное уйдет на налоги и вознаграждения. Если проект не достигает успеха, то есть два варианта. Когда не хватает небольшой суммы, администрация может связаться с людьми и предложить оставить деньги проекту. В случае большого недобора средства вернутся на карты инвесторов.

Рабочий комфорт, хакатоны и акселератор

Если с краудфандингом не получится, то мы продолжим развиваться. Просто это будет медленнее. Сейчас, чтобы выйти на более высокий уровень, нужны деньги для улучшения пространства. У меня есть 3D-модель окончательного варианта коворкинга Dom. И главное там — комфорт рабочих мест, без этого он существовать не может.

Еще мы ищем человека для организации событий — хакатонов, лекций и тд.  Есть идеи проводить образовательные курсы и воркшопы с участием специалистов.

У нас уже была не совсем удачная попытка в формате «Кухни» собрать всех, кто мог бы делиться опытом в сфере IT. Потом понял, что нужен другой подход и «Кухня» эволюционировала (пока только в моей голове) в то, что я хотел бы называть акселератором. То есть площадкой, где можно найти специалистов в смежной области и предложить им идею. Или самому получить предложение о сотрудничестве.

Скоро я анонсирую площадку для проектов, где можно будет представить свою разработку. Мы будем записывать презентации по шаблону, разработанному совместно с ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), — чтобы собирать проекты Владивостока. Так, инвесторам не придется тратить время на суть каждого проекта, они сразу получат экспертную оценку.


Фотографии: обложка, 1 — Вадим Мартыненко, 2 — Артем Ганжа