Александр Галицкий

Венчурный инвестор, основатель Almaz Capital Partners

— Каков главный принцип венчурного инвестирования?

— Эстер Дайсон (председатель Совета директоров EDventure. — Прим. ред.) однажды рассказывала притчу о волшебном камне — версию сказки о каше из топора. Много веков назад в деревню пришёл человек с камнем в руке. «Вот магический камень, и я могу сделать из него магический суп», — заявил он. Он положил камень в воду, а потом попросил добавить туда морковь, мясо, картофель. Когда все попробовали этот суп, то действительно поверили, что камень волшебный. В этом — механизм инновации, в которую следует инвестировать: изменить отношение к привычным вещам.

— Что происходит с российским венчурным рынком?

— Идей и стартапов в России много, но абсолютное большинство их строится вокруг улучшающей бизнес-модели, модифицирующей традиционную цепочку создания ценности, — например, продажи онлайн или бронирование через интернет. Мы в основном копируем удачные западные бизнес-модели с нишевыми «извращениями», учитывающими специфику движения денег и возможности платёжных систем. При этом мы не завоёвываем мировые рынки с интеллектуальными продуктами.

Александр Галицкий, Almaz Capital Partners: «IT-бизнес должен рваться в Америку». Изображение № 1.

— Когда талантливый предприниматель стремится на Запад, это причина или следствие того, что условия для развития бизнеса в стране неудачные? 

— Большинство компаний, которые вкладывают в российские стартапы, были созданы вне России или являются филиалами западных холдингов. Это свидетельствует о неудобстве развития бизнеса в России. Но нужно учитывать и специфику бизнеса, которая подталкивает компании развиваться не в России. Наш фонд Almaz Capital 80% своих инвестиций направляет на компании, изначально ориентирующиеся на международный рынок. А раз компании мыслят глобально, то и оперировать должны в той стране, где существует самый большой рынок. Как правило, Россия редко оказывается таковой.

 

 

 

В сфере IT на Россию приходится только 1-2% мировых продаж, а на США — 40% рынка.

 

 

 

IT-бизнес должен рваться в Америку. И здесь ничего удивительного или плохого нет. Посмотрите на iPhone, там написано: «разработано в Силиконовой долине, произведено в Китае». Должны появиться товары, на которых написано: «разработано в России». Если компании не будут бояться это писать, а начнут этим гордиться, это будет замечательное решение проблемы.

— Чего сейчас не хватает российским компаниям для того, чтобы стать достойными инвестиций?

— Сейчас поток проектов большой, а поток бизнесов очень маленький. Невелик также и поток тех проектов, которые можно впоследствии превратить в бизнес, поскольку большинство входящих стартапов — нишевые.

Мы с Сергеем Белоусовым (генеральный директор компании Parallels. — Прим. ред.) пришли к следующему заключению: на придумывание идеи, создание технологии и прототипа уходит примерно 25% всех ресурсов (денежных, человеческих и временных), остальные 75% уходят на то, чтобы превратить прототип в продукт, а продукт в бизнес. Бизнес — это не только создание опытных образцов или написание работающих программ, но и наличие других важных атрибутов: бизнес-модели и чёткой системы масштабирования бизнеса. Самое главное — как правильно построить ресторан, как обеспечить контроль качества. Так вот: мы в России хорошо делаем первую часть, а на вторую не хватает сил и опыта.

 

Александр Галицкий, Almaz Capital Partners: «IT-бизнес должен рваться в Америку». Изображение № 2.

Бери и делай

Станислав Протасов, Parallels: Как большие инвестиции убивают стартапы

— Этому можно научить?

— Только на практике. Многие боятся, что международные компании придут в Россию, откроют тут офис и уведут все ценные кадры. Это большая глупость! Люди привязаны не к офисам, а к территории и к определённым привычкам. Предприниматели, которые прошли, например, школу Intel, более опытны, профессиональны, их знания и компетенции натренированы на определённых бизнес-процессах.

Три совета от Александра Галицкого

Надо быть сумасшедшим. Если ты абсолютно нормальный, ты и будешь делать только нормальные вещи и не сможешь создать ничего инновационного.

Надо совершать как можно больше ошибок, потому что только на них ты учишься.

Необходимо ставить перед собой самые амбициозные задачи — тогда, выполнив их хотя бы на 10-15%, можно достигнуть очень больших высот.  

Текст: Елена Тимохина

Фотография: Николай Васильев