Дмитрий НАВОША

Совладелец сайта Sports.ru

— Что принципиально отличает Sports.ru от других спортивных медиа?

— То, что мы, имея в штате звёздную команду, всё равно активно вовлекаем людей, находящихся за пределами компании, в создание основных наших ценностей— контента и сервисов. Мы не очень верим в стихийный Web 2.0, примером которого, например, служат комментарии на YouTube. Нам ближе идея управляемого Web 2.0 — общества, которое готово участвовать в производстве ценностей, при условии, что найдётся кто-то, способный направить его активность в нужное русло.  

— За счёт чего происходит такое вовлечение?

— Самый банальный способ ­­ — давать людям возможность что-то писать на сайт. Или оценивать уже существующий контент при помощи плюсов и минусов. Можно помогать пользователю быстрее находить нужный контент, используя коллаборативную фильтрацию. Скоро у нас появятся две параллельные ленты новостей на главной странице. Одна ­ — с новостями, опубликованными редакцией, вторая — полностью пользовательская. Это позволит нам увеличить оперативность новостей, а также даст возможность писать о «маленьких» темах, до которых у нас самих не доходят руки. Так, например, никто из профессиональных журналистов не пишет о клубе «Ротор», но есть те, кто хочет о нём читать. Пользователи-фанаты могут закрыть эту брешь.

— Чем пользователи могут быть полезны в создании сервисов?

— Например, мы запустили сервис Play.sports.ru. Одна из его задач — это сбор информации о существующих площадках и залах. У нас нет сомнений, что с помощью пользователей мы сможем собрать максимально полную базу.    

 

 

 

Я уверен,
что тематическим СМИ без UGC вообще ничего
не добиться.

 

 

 

Стереотип о том, что можно прожить и без вовлечения аудитории, легко исправит экономика. Таким СМИ просто не хватит ресурсов для создания чего-то действительно значимого.      

— Означает ли это, что и структура самих текстов должна меняться?

— Да, информация становится более фрагментированной, и есть явная тенденция увеличения визуальной составляющей. Но я убеждён, что ничего плохого с текстами не случится. Единственное, не совсем понятно, что будет с long read текстами. Когда у человека открыто десять вкладок и ему постоянно пишут сообщения в FB, удержать его внимание на одном тексте всё сложнее. Надо учиться рассказывать историю порционно, тогда люди смогут её воспринять.

— Чтение с мобильных особенно способствует умиранию жанра long read?

— Как раз наоборот. У нас четверть аудитории просматривает сайт с мобильных устройств. Соотношение чтения длинных текстов и коротких новостей осталось прежним. Мобильный интернет может вернуть нас к ситуации, когда мы читаем текст, как бы пролистывая журнал. Здесь меньше открытых окон, тебя не так сильно отвлекают, и ты дольше находишься один на один с контентом.  

Дмитрий Навоша, Sports.ru: «Злейший конкурент спортивных медиа — социальные сети». Изображение № 1.

— Сейчас комментарии служат продолжением текстов. Вы это используете?

— Да, я сам не люблю читать новости сразу после публикации. Сейчас сюжет не заканчивается последней точкой статьи. Текст — это просто вступление. Мы тестируем на сайте более продвинутую систему комментариев, которая позволит видеть наиболее интересные или читать только комментарии ваших друзей.

— Считается, что Sports.ru больше подходит для фанатов, а обычным людям, которые зашли на главную страницу, ничего не понятно, а разобраться тяжело.

Проблем с аудиторией нет: в 2011 году количество посетителей сайта увеличилось на 80%, в этом году прибавим где-то 60%. Учитывая, что средний рост старых медиа составляет порядка 5-10% в год, наши показатели остаются на уровне стартапа. Однако действительно существует проблема адаптации нового пользователя к возможностям сайта. К такому количеству контента не все готовы, а глубокую персонализацию готовы настраивать только 5-7% пользователей. Люди вообще не любят настройки, им хочется, чтобы всё происходило автоматически.

— Как вы эту проблему решаете?

— Мы рассматривали вариант, при котором сайт будет целиком подстраиваться под каждого, но поняли, что по такому пути пока не пойдём. Всё-таки мы хотим, чтобы что-то на сайте было общим, но при этом существовало бы и ваше личное пространство, в котором всё ориентировано на ваши предпочтения. Так, например, многие используют настройку, позволяющую просматривать новости любимой команды. Те, кто настроил глубокую персонализацию, получают возможность за рекордно короткое время находить именно тот контент, который им интересен. Пока это делают только продвинутые пользователи, но я уверен, что через несколько лет персональные потоки победят общие. Мы с этим постоянно экспериментируем.     

 

 

 

Всё, что мы делаем, — 
это бета-версия.

 

 

 

Когда мы начинали сайт, мы думали, что в какой-то момент он будет окончательно готов. А сейчас понимаем, что на любом этапе всё, что мы делаем, — это только ступенька к следующему этапу развития.

— К вам приходят около 6 млн людей в месяц. Вы живёте только на доход от рекламы?

— В прошлом году мы пробовали ввести платные премиальные аккаунты, но этот эксперимент провалился. Мы не отказываемся от этой идеи полностью, просто стараемся её переосмыслить. Тогда мы так и не придумали, за какую ценность люди будут готовы платить. Ведь мы решили, что главная наша ценность, контент, всегда будет для всех доступен.  

Кроме этого, мы пробовали продавать билеты, но это тоже не очень пошло. Билет мог стоить 300 рублей, и столько же стоила доставка. Это было препятствием. Однако в скором времени с появлением электронных билетов эта проблема исчезнет. Я также думаю, что можно заработать на спортивных трансляциях.

— Идея онлайн-магазина вам кажется перспективной?

— Она мало где имела успех, но я считаю её правильной. Просто нужно придумать более сложный формат, чем обычная витрина на сайте.

 

 

 

Пользователю надо делать предложение, 
от которого ему будет сложно отказаться.

 

 

 

Для этого будет полезным что-то про него понимать. Если витрина будет персонализирована, шансы что-то продать значительно увеличатся.  

— Кого вы считаете конкурентами?

— Мы главными конкурентами считаем не спортивные сайты, а соцсети. Именно с ними мы боремся за время пользователей. В сутках 24 часа, и если шесть из них человек провёл в соцсетях, то на нас ему останется полчаса свободного времени.   

С другими фигурантами рынка — лигами и клубами — у нас постепенно начинают налаживаться отношения. Они понимают, что сейчас присутствие на нашей «Трибуне» так же важно, как и в других соцсетях. Сейчас ни один сайт сам по себе не может быть единственным способом коммуникации с фанатами.

— Планируете ли вы выход на новые рынки?  

— У нас много идей, а возможностей для реализации недостаточно. Чтобы увеличить продуктивность, нам нужно больше зарабатывать. Темпы роста российского рынка рекламы (30-40% в год) нас не устраивают, нам нужно больше, поэтому мы смотрим в сторону других рынков. Прежде всего на те, где русский язык является доминирующим.

Отталкиваться нужно от того, какие потребности пользователей в области спорта ещё не удовлетворены. Ведь в России я начинал с того же. Я был фанатом спорта, и мне не хватало конкретных вещей: независимой журналистики, информации о западном спорте, игровых и статистических сервисов. Здорово, когда знаешь, чего не хватает людям, и понимаешь, что ты — тот, кто может им это дать.    

Фотографии: Сергей Пацюк