NARR8 — приложение, занимающее первое место в русском топе AppStore для iPad (в 2013 году выйдет версия под Android). Сервис объединяет в себе интерактивные книги, комиксы, научпоп и платформу для разработки всего вышеперечисленного. Амбициозным проектом занимается Game Insight, а инвестиции он получил от Игоря Мацанюка. H&F встретился с гендиректором NARR8 Александром Ващенко и обсудил с ним перспективы печати, телеканал Discovery, «Санта-Барбару» и недостатки Amazon.

Александр Ващенко, NARR8: «Обычный текст убивает идею iPad». Изображение № 1.

 Александр ВАЩЕНКО

 CEO NARR8

— И как сделать зонтик из купальника? На вашем промо-сайте указано, что NARR8 в том числе и об этом. 

— У нас будет отдельный сериал о подобных вещах, что-то среднее между «Галилео» и «Очумелыми ручками». К запуску мы собираемся сделать восемь сериалов, а в идеале хотели бы выпускать два-три десятка. Но в первую очередь NARR8 — это платформа, на которой где-то через полгода после запуска откроется API: каждый, кто дружит с компьютером, сможет слепить своё произведение и выложить к нам. Собственные сериалы нужны нам для того, чтобы запуститься и показать, как надо, чтобы это был референс для будущих разработчиков. 

— Идея ваша? 

— Да, и давнишняя — обсуждать её мы начали года полтора назад. Я, Игорь Мацанюк и Алиса Чумаченко занимаемся Game Insight. Алиса подала идею интерактивных книг, что в принципе близко к производству игр. Game Insight всегда производил контент с игровой механикой, а NARR8 — это контент в чистом виде, и хотя технологии совершенно другие, разобраться было несложно.

Мы исследовали рынок. Интерактивных книг много, но они существуют в виде отдельных приложений. Нам кажется, это довольно бессмысленно, нужно делать платформу. Игры могут зарабатывать сами по себе, а тут должно быть объединяющее начало, способное собрать большую аудиторию. Нам важно построить платформу с широким охватом и универсальным подходом, чтобы можно было сделать сразу много контента.

— Сколько человек у вас работает?

— Сто человек, из них 80 разработчиков. Когда мы только вступили на рынок, то поняли, что разработчикам практически негде работать, и невостребованные таланты устраиваются что-то делать чуть ли не за еду. Так что команду собрать было несложно, мы сделали это за восемь месяцев. Одна команда, примерно 10 человек, делает один сериал.

— Как вы собираетесь зарабатывать на NARR8?

— Первые несколько месяцев всё будет абсолютно бесплатно, а монетизацию мы обдумаем в процессе.

— А что с рекламой?

— Пока не хотим тратить время на это. Инвестпотенциал у нас есть, мы сначала хотим добиться результата, получить аудиторию, а потом работать с этим.

— Вы уверены, что люди захотят это читать?

— Game Insight первыми в мире запустили игру с микротранзакциями на Android в 2010 году. В первый же месяц одна игра заработала $600 000, в следующий $1,5 млн — так экспансия Game Insight на мобильный рынок и началась. Тогда мы поняли, что всё будущее только в мобильных устройствах, что и подтвердилось за последние полтора года.

 

 

 

Мы знакомы с книжной индустрией, а там тренд обратный: бумага умирает, издательства загибаются.

 

 

 

Так почему бы не перенести эту модель на книги?

— Но раз идея очевидная, почему так мало конкурентов?

— Потому что на это надо потратить много денег. Сейчас мы вложили в проект $4 млн. NARR8 получил инвестиции от IMI.VC, инвестиционной компании Игоря Мацанюка, который до этого вкладывался в Game Insight. Пока нам хватает, а за год проект должен окупиться.

— Считаете ли вы конкурентами Kindle Series? Об этой инициативе Amazon сообщил совсем недавно, и, судя по всему, они собираются делать примерно то же, что и вы.

— Они не дают бесплатного контента. 

— Но Amazon люди знают, а вы — непонятно кто из России.

—Мы пойдём на разные платформы, и в Amazon пойдём, и везде. Рынок в этом секторе абсолютно не занят, если не считать инди-компаний. Но даже если они сделают хит, конкурентами от этого они не станут. Apple — другое дело, у них есть iBooks. Но они сделали очень простой функционал для разработки, там художественный контент невозможно сделать, потому что они всё-таки на образование нацелены. Однозначно есть люди, которые хотят книжки с картинками, потому что люди играют в игры.

— А почему люди, которые играют в игры, вдруг захотят что-то читать?

— Потому что мы не говорим им «читай», мы говорим им «играй, ну и читай заодно». В этом и есть наша модель. Сначала интерактивности будет меньше, потом мы будем встраивать мини-игры, параллельные линии сюжетов. Сейчас глубоко внедряются программы по внедрению iPad в школы, это происходит во всём мире. Вырастет поколение людей, точнее, уже выросло, которое только так будет воспринимать информацию.

 

 

 

Пользоваться iPad, чтобы читать обычный текст, — извращение, которое убивает саму идею iPad.

 

 

 

Конкурентами можно назвать Marvel, разные приложения по подписке для журналов, но мы пытаемся всё объединить в себе. 

— И как вы называете свой продукт, если он такой разный и сложный?

— Официальное название — канал. Есть несколько разных видов контекста: интерактивные рассказы, книжки с картинками, научпоп. Вот есть сериал об истории: тем, кто не способен прочитать учебник истории, мы хотим дать ту же информацию в игровой форме. Мы проводили тесты, и людям это нравится, они с удовольствием читают, играют в мини-игры какие-то. Следующий сериал про философию будет.

— Есть ли у вас флагманский сериал?

— Нет, флагманского нет, они все из разных жанров. Их много, и они абсолютно разные, почти полярные. Мы несколько раз посылали приложение в Apple на утверждение, и одной команде понравились только комиксы, кому-то только научпоп подавай, а остального не надо. Наша задача — сделать так, чтобы каждый пользователь остался, а как мы этого добьёмся — не важно. Детские сериалы мы тоже собираемся делать. Вот знаете мультфильм «Лунтик», у которого сто тысяч серий? Будет что-то такое, но интерактивное.

— Кстати, я не очень понимаю про серии. С сюжетными вещами ещё понятно, ко как разделить на серии устройство фотоаппарата?

— Канал Discovery смотрели? В каждой серии говорится о чём-то другом, суть в методе подачи информации, максимальном разжёвывании всего до мелочей. Такой сериал может быть абсолютно обо всём. Мы начали с истории фотоаппарата и всё внимательно разобрали, потом переключились на зрение — как видят животные, как устроен глаз, потом найдём другую тему. Ртуть, например. Или химические металлы.

— Интерактивных книг много, большинство из них — для детей. Почему вы думаете, что взрослые люди захотят смотреть на картинки, а не просто читать?

— Всегда, когда чего-то нет, что-то появляется и начинает зажигать. На самом деле дети сейчас вырастут и будут хотеть только такой контент. Видели ролик, когда дети сначала играют с айпадом, а потом с журналом глянцевым разобраться не могут и не понимают, почему он сломан? Это будущее.

— Вы далеко глядите, как я посмотрю.

— Это история не про продукт, а многолетняя штука. Мы в сторону России особо не думаем, у нас просто вся разработка российская, поэтому русский язык есть изначально, а целимся мы на весь мир. На старте два языка: английский и русский, а до конца года мы добавим ещё языков восемь. Это будет полная локализация, но сюжет и прочее не будет меняться. Мы делаем максимально универсальный контент, и мы понимаем, как это делать, потому что наши игры рассчитаны на весь мир. Про матрёшек ничего не будет. Впрочем, если кто-то захочет, сможет сделать прекрасный конкретно русский или бразильский контент, который будет работать на отдельный регион.

— Вы говорите о том, что аудитория NARR8 максимально широкая, но возьмём хипстеров: я почти уверена, что они ничего для себя не найдут из-за чуждого визуального языка. Это скорее штуки для моего 16-летнего брата, который смотрит аниме и играет во что-то подобное. 

— Сейчас я не знаю, что предложить хипстерам. Я знаю конкретные вещи: запуск, планы на месяц. В первый месяц, кстати, мы планируем около миллиона установок. 

— У сериалов будет конец?

— Нет, зачем? Это же сериал, если он популярен, то может идти сколько угодно времени. 

— Не боитесь превратиться в адское подобие «Санты-Барбары»?

— А чем плохо? «Санта-Барбара» довольно популярный сериал.