После работы в двух успешных технологических стартапах в Кремниевой долине и должности директора по продукту в Motorola Алексей Федосеев штурмует новый для себя и очень конкурентный рынок онлайн-опросов в США, пытаясь убедить инвесторов, что на нём ещё есть незанятая ниша. Он рассказал H&F о том, каково быть серийным предпринимателем.

 

Переезд в США

Я окончил аспирантуру факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Сразу после университета мы с партнёром открыли в Москве довольно успешный бизнес, связанный с системной интеграцией. Друг одного из моих сотрудников давно жил в Калифорнии. От него я узнал, что в то время в Кремниевой долине был бум, и в 1996 году поехал к нему в гости на две недели. На ярмарке вакансий меня сразу пригласили на собеседование в компанию Microdyne, которая занималась сетевым оборудованием, и буквально с ходу предложили работу менеджера, потому что я очень хорошо знал их продукты.

Потом я работал главным инженером в стартапе 2Wire: мы с командой сделали лучший в Америке домашний роутер, и мне как одному из первых сотрудников дали хороший опцион.

 

Особенности жизни в Долине

Я заметил, что люди моего поколения совершенно безумно работают. Русские в Кремниевой долине — это экстремалы, которые годами работают без выходных. Надо знать свои границы. В молодости мы привыкли работать на износ, но какой-то лимит есть.

В основном тебя здесь все поддерживают, если ты делаешь что-то новое. Но встречаются люди, у которых эго становится слишком большим, когда они уже собой что-то представляют, и они начинают вешать на людей лейблы. Если научиться игнорировать этих людей, жизнь станет гораздо проще.

 

Первый стартап

В 2006 году я присоединился к команде стартапа 4Home. Тогда у основателей была только идея, а я с командой создал сам продукт — платформу для «умного» дома, которая позволяет контролировать разные устройства в доме, в том числе безопасность и потребление энергии, через компьютер или смартфон.

Через несколько месяцев я стал вице-президентом компании, а ещё через три года нашу компанию, в которой тогда работали около 25 сотрудников, купила Motorola (после 2011 года — Motorola Mobility. — Прим H&F) за несколько десятков миллионов долларов.

Мне хотелось взять социальную проблему
и решить её с помощью
технических знаний

 

Выведя один проект на продажу, предприниматели в Долине сразу начинают думать о следующем. А компания, которая покупает стартап, пытается удержать его создателя на работе подольше, выплачивая полагающуюся ему сумму не сразу, а частями. Конечно, люди дорабатывают, пока не получат всю сумму, а за это время передают дела, развивают продукт и только потом уходят и начинают что-то своё. А кто-то и вовсе остаётся. Свою долю от продажи 4Home я получил только через два года. После этого я уволился и начал следующий проект.

 

Новая идея

Я всегда совмещал интерес к техническим и гуманитарным проектам. На протяжении четырёх лет издавал в Кремниевой долине литературный журнал Terra Nova. Мне хотелось взять социальную проблему и решить её с помощью моих технических знаний.

В январе 2009 года я ездил представлять 4Home на выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе. Восемь часов через пустыню я вёз туда на пикапе наше демонстрационное оборудование. Во время той поездки я много думал о новых идеях. Мне стало интересно, что люди на самом деле думают о разных событиях и проблемах? Мы все знаем новости, но не знаем, как люди на них реагируют. Отдельные комментарии не дают объективной картины, большой комментарий к статье не выражает мнения большинства.

Так родилась идея 1World Online. Это платформа, с помощью которой можно собирать и мгновенно анализировать мнения людей. Данные собираются по нескольким каналам: через наш сайт, мобильные приложения, социальные сети, опросники-виджеты («поллеры»), которые наши клиенты размещают на своих сайтах.

Я пригласил моего давнего партнёра, француза Дамьена Леостика, присоединиться к проекту — мы с ним работали вместе в трёх предыдущих компаниях. Эту и другие идеи мы обсудили со знакомыми венчурными инвесторами. Потом я попросил одного студента изучить рынок, другая студентка сделала простенький прототип дизайна — всю эту работу я оплатил акциями.

Алексей Федосеев (1World Online): Как стать серийным предпринимателем. Изображение № 1.

 «Подпольная» работа

За два года в Motorola я собрал команду из надёжных людей, которые работали со мной в 4Home: среди них был менеджер по продукту, разработчик серверной части, программист, дизайнер и бухгалтер. Вся команда работала только за акции в свободное время. Мы были «подпольщиками» — так здесь называют людей, которые работают в большой компании и параллельно делают что-то своё. Это возможно только в Кремниевой долине: здесь люди приучены работать за акции. Так мы сделали первый прототип приложения для Android.

Первые 18 месяцев я тратил деньги только на хостинг и юридические услуги (регистрацию компании, выпуск акций). Раз в неделю мы «встречались» командой в Google Hangouts и раз в месяц собирались офлайн. В конце 2012 года была готова альфа-версия нашего Android-приложения. Позже мы добавили iOS, а в начале 2013-го — web.

 

 Развитие компании

В начале 2013 года мы собрали миллион долларов от 12 бизнес-ангелов, каждый из которых инвестировал от $50 000 до $200 000. В марте мы официально запустили B2C-сервис, а в июле начали монетизировать проект, открыв B2B-составляющую. Наш продукт — это платформа 1World для проведения опросов и контент, который она производит. Мы зарабатываем на подписке, которая включает в себя некий набор инструментов (например, виджеты, целевые страницы) и доступ к контенту — к опросам и аналитике. Подписка стоит от $2 000 до $5 000 в месяц.

Сейчас в среднем за неделю
у нас через веб-приложения голосуют 1 000 человек, примерно столько же
через мобильные платформы

 

Люди отвечают на вопросы, потому что хотят сравнить себя с другими ответившими. Мы придумали интересную штуку, которая называется «Истинное лицо» («True identity») — она показывает, какая социально-демографическая группа ответила на вопрос так же, как вы. Данные мы собираем через наш сайт, мобильные приложения, социальные сети и партнёров. Когда нужно, мы покупаем у специализированных агентств «панели» — это группы респондентов с заданными параметрами. Самая крутая опция у нас появится в декабре — дебаты. Это дискуссия экспертов на какую-то популярную тему, за которой будут следить люди и оценивать аргументы участников.

Сейчас в среднем за неделю у нас через веб-приложения голосуют 1 000 человек, примерно столько же — через мобильные платформы. Посещаемость сайта приближается к 100 000 уникальных посетителей в месяц.

 

Клиенты

У нас есть контракты или пилотные проекты с десятком корпоративных заказчиков, и примерно с сотней компаний мы ведём переговоры. Это очень быстрое развитие, если учесть, что сервис для корпоративных клиентов мы запустили только летом этого года. У нас две группы клиентов: около 70% — технологические компании, например Netgear, остальные — информационные ресурсы вроде Investvine, Politisite, The Social Media Monthly, Techpinions.com. Многие работают с нами по схеме синдикации контента: ресурс берёт наш инструмент вместе с готовыми вопросами. Так мы работаем с политическим сайтом Politisite.com. В Америке общество очень сильно поляризовано: есть правые Fox News, есть левые MSNBC, и они не слушают друг друга. Politisite представляет обе позиции в равной степени, и люди используют 1World в своих дискуссиях.

Мы участвуем в программах поддержки стартапов IBM и Microsoft. В декабре Microsoft планирует включить наше приложение для Windows 8 в число топовых приложений Windows Store в категории «social».

 

Результат

Сейчас мы тратим $100 000 в месяц на зарплату 27 сотрудников. Команда в главном офисе в Сан-Хосе состоит из 12 человек. Есть люди в других городах и штатах: Сан-Диего, Лос-Анджелесе, Бостоне, Техасе, Южной Каролине. Команды разработчиков у нас в Севастополе и Сан-Хосе. Большинству сотрудников мы платим живые деньги, но есть люди, которые и сейчас полностью или частично работают за акции.

Этот год мы хотим закрыть с оборотом в $200 000-300 000, а к концу 2014 года, то есть через два года после запуска, мы станем рентабельными. Если это произойдёт, то дальше в течение 2015 года следующие инвестиции точно подвернутся.

Только что мы добавили в наши виджеты поддержку русского языка и собираемся выходить на российский рынок, договариваемся с несколькими российскими информационными порталами. В России люди любят спорить, так что нам есть где развернуться.

Наши инвесторы из Японии хотят создать 1World Japan по нашим лекалам. На ту же тему мы ведём переговоры с большим издательским домом в Германии. Так что международная экспансия в 2014 году неизбежна.

Текст: Галина Шмелева

Фото: Наталья Липкина