Сооснователь издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов год назад объявил о том, что уезжает в США. Но делать бизнес в России он не перестал, а запустил проект Smart Reading — это издательство нового типа, которое составляет краткие содержания книг и предлагает подписчикам ознакомиться с ними в аудио- или электронном формате. Кроме того, Иванов занимается спортом и тренирует триатлетов. Он рассказал The Village о том, как идут дела.

Что происходит с российским издательским рынком

Фактически произошла монополизация российского рынка издательством «Эксмо». Многие издательства уже мертвы, только ещё не поняли этого. Но и для гигантов сложно найти области для дальнейшего роста.

Мы читаем больше, чем когда-либо в истории человечества, но это контент совсем иного рода — посты друзей в соцсетях, блоги, новости в интернете.

Что сейчас читают

Мы видим рост интереса к практическим темам. Люди всё больше хотят получать конкретную, практически применимую информацию. Вероятно, это следствие сжимающегося времени и растущих личных требований к продуктивности.

Кстати, в США сегмент книжного рынка self help (куда входит значимая часть книг по саморазвитию, популярной психологии, отношениям и тому подобному) в несколько раз больше по размерам сегмента «бизнес».

В библиотеке Smart Reading — книги по здоровью, психологии, бизнесу, спорту, политике и истории. Всё то, что интересно нам самим.

Михаил Иванов — о новом бизнесе и жизни в США. Изображение № 1.

Как люди восприняли идею с саммари

Я начал этот бизнес, хорошо чувствуя потребности читателей, у которых на полках скопилось много книг к прочтению, при этом время всё сжимается и шансов прочесть эти книги «когда-нибудь» уже нет.

Один подписчик поделился с нами: «Теперь у меня появилось время на художественную литературу». Вообще, мы получаем много слов поддержки от наших клиентов. Им удобно читать книги кратко как для получения свежих идей, так и для того, чтобы принять более взвешенное решение о покупке полной версии книги.

Сейчас у нас 2 700 частных и 60 корпоративных клиентов. Это примерно ещё 6 тысяч человек. Кроме того, у нас около 20 тысяч зарегистрировавшихся пользователей, ещё не ставших клиентами. Каждый день база прирастает на 30–50 человек.

Самый популярный раздел у нас — «Аудиосаммари». На сегодня у нас, пожалуй, самая полная библиотека нон-фикшен-аудио. И это то, что называется killer feature. Аудио очень явно выявляет недостатки текстов. Если в текстовом варианте вы пробегаете глазами явные повторы, то в аудио это сделать сложно. Поэтому аудиосаммари выигрывают у аудио полных книг.

Из тем наиболее популярны личное развитие, здоровый образ жизни, обязательное чтение для образованного человека, бизнес. Последнее время мы делаем фокус на книги, которые ещё не опубликованы на русском языке. Выход новинок занимает у нас шесть-восемь недель с момента публикации на иностранном языке. У традиционных издательств обычно на это уходит год.

Мы прожили только один годовой цикл и всё ещё тестируем бизнес-модель. Скоро запустим мобильное приложение. Перевод проекта на другие языки также не исключён.

Как составляется саммари

Мы очень тщательно подходим к подбору книг в библиотеку. Мы знаем интересы читателей и возможности издательств эти потребности удовлетворить. В библиотеке нет случайных, проходных книг, каждая отобрана с пониманием её ценности и пользы.

Наши саммари — авторская работа. Каждое саммари пишется как маленькая книга. Кроме самой книги, мы часто дополнительно собираем информацию о теме, чтобы саммари получилось более комплексное, законченное, приближенное к современности. Часто добавляем ссылки на видео. Мы не принимаем работу, если начинаем скучать на третьей странице.

Над саммари работают специалисты, разбирающиеся в теме. Всего у нас около 20 постоянных авторов саммари, закреплённых за разными тематиками. Практически все саммари на книги российских авторов мы авторизуем — даём им прочесть перед публикацией.

Михаил Иванов — о новом бизнесе и жизни в США. Изображение № 3.

Как удаётся совмещать книжный бизнес с триатлоном

Я люблю и то и другое. Потому и время находится. В целом я живу в таком режиме последние пять лет и уже с трудом представляю другой.

Сейчас у меня 13 учеников из пяти стран мира. В основном я готовлю к длинным триатлонным дистанциям, но есть несколько чистых марафонцев.

Как удаётся руководить компанией из США

У нас очень небольшая команда постоянных сотрудников. Мы используем аутсорсинг всех неключевых функций. Работа проектная, поэтому понятно, кто и за что отвечает. Пожалуй, единственной сложностью является разница во времени, но мы уже приноровились.

Как и когда-то в «МИФе», у нас нет офиса. Мы создаём и дистрибутируем продукт по всему миру, живя в том месте, где нам очень нравится.

Как живётся в новой стране

Здесь хорошо: всё создано для бизнеса и жизни. Мы живём в небольшом городе в Колорадо в предгорье Скалистых гор. Это такая небольшая американская Швейцария. На самом деле Колорадо в пять раз больше по территории, чем Швейцария, на три миллиона меньше по населению и такой же по ВВП на человека.

Мне нравится, что в Штатах люди относятся к друг другу по-человечески. В обществе нет и намёка на тот уровень агрессии, который ты всё время испытываешь на себе в России. Люди умеют сотрудничать, договариваться, быть честными. При этом в США очень низкий уровень социальной защищённости, отвратительная система медицинского страхования, дошкольного образования для детей. В этой стране надеяться можно только на себя, и люди приняли эти условия игры.

   

ФотографиИ: обложка — «Манн, Иванов и Фербер», 3 — Михаил Иванов