Время от времени бесполезные покупки совершают все, и не каждый раз это зря: исследования говорят, что нельзя слишком часто отказывать себе в небольших удовольствиях. Но помните о том, что маркетологи вынуждают нас тратить больше, чем нужно: привлекают внимание к скидкам красным цветом, выставляют самые важные товары как можно дальше от входа, чтобы вы всегда проходили мимо менее полезных вещей, а также влияют на ваши чувства осязания (если вы потрогали вещь, то с большей вероятностью её купите), обоняния (запахи стимулируют продажи) и слуха (медленная музыка задерживает вас в магазине) и, конечно, учитывают ловушки, в которые попадает сознание — вроде склонности к подтверждению своей точки зрения. Все эти уловки хорошо известны, но от бессмысленных покупок как в рознице, так и в интернете всё равно может спасти только финансовая дисциплина.

 Откажитесь от витринного шопинга и составляйте список покупок заранее. Это касается в том числе шопинга в интернете: хотя маркетологи в меньшей степени влияют на окружение, в котором вы находитесь, они используют в интернет-магазинах свои уловки. При этом желательно, чтобы вы заранее ограничили себя по бюджету.

 Пользуйтесь вишлистом вместо корзины. Когда вы добавляете вещь в корзину, вы формализуете желание её купить. Если же вы добавляете её в вишлист, то можете легко о ней забыть, если на деле она не нужна. Вы испытаете приятное ощущение, когда позже будете очищать вишлист от хлама и осознаете, сколько денег сэкономили, не став покупать барахло.

 Пользуйтесь подарочными картами с установленным номиналом: их можно купить во многих магазинах. Искусственно ограничив себя, вы не будете распыляться на бесполезные вещи и купите только то, что действительно нужно.

 Установите приемлемый размер скидки — желательно не менее 30–50 %. Во время распродаж интернет-магазины незначительно снижают цены на некоторые вещи, надеясь, что покупатели не обратят внимания на размер скидки, поэтому проверяйте, сколько товар стоил раньше, и выбирайте только те, что существенно потеряли в цене.

 Не покупайте вещи в первом попавшемся месте. Для начала сходите в Google или на «Яндекс. Маркет» и убедитесь, что изначальная цена на товар не завышена. Если же вы покупаете импортный товар, посмотрите, сколько он стоит в зарубежных интернет-магазинах: не исключено, что даже сейчас выгоднее будет заказать из-за границы.

 По возможности платите наличными, а если вы покупаете в интернет-магазине, то каждый раз вводите данные карты вручную. Хранение платёжных данных увеличивает вероятность импульсивных покупок. Возможно, за минуту, которую займёт ввод данных, вы успеете отговорить себя — или, как вариант, вам просто станет лень доставать карту и вбивать данные с неё. По этой же причине оплачивайте покупки с настольных компьютеров, а не смартфонов и планшетов — перед новыми технологиями, вроде фотографирования банковской карты для считывания данных с неё, сложно устоять.

 Не покупайте лишние вещи ради скидок и бесплатной доставки. Вам может чуть-чуть не хватать до заветной суммы, с которой начинается бесплатная доставка. Но за первой бесполезной вещью может легко последовать вторая, а потом и третья. Себе вы объясните это тем, что раз доставка бесплатная, то надо взять больше, и в итоге потеряете, а не сэкономите деньги.

 Время от времени проверяйте, не подписаны ли вы на ненужные вещи. Среди них могут быть:

— кабельное телевидение. Провайдеры обычно предлагают подписку на него в одном комплекте с домашним интернетом, но если вы предпочитаете телевизору социальные сети и YouTube, то это бессмысленная трата;

— журналы и газеты. Все ли из них вы успеваете читать? Надеяться, что со временем вы успеете прочитать всё, по меньшей мере наивно;

— подписки, которые не вошли в привычку. Это может быть платный аккаунт на сайте, который вы только недавно нашли, или книжный сервис — хотя вы успеваете читать не больше 1–2 книг в месяц. Также есть опасность купить во время праздничной распродажи годовую подписку по выгодной цене и потом ею вообще не пользоваться;

— подписки, которые перестали быть выгодными. Прежде всего это тарифы на мобильную связь и интернет, которые постоянно обновляются. Выберите себе день в году, в который вы будете проверять эти и другие траты — и либо обновлять подписки, либо отписываться от них;

— подписки, которым есть бесплатные аналоги. Допустим, вы можете быть не таким большим поклонником музыки, чтобы ежемесячно отдавать деньги за Apple Music, и вам хватит бесплатного прослушивания в «Яндекс. Музыке» или аналогичном сервисе.

 Последний способ избежать бесполезной траты — это так называемый тест незнакомца. Спросите себя: если бы незнакомый человек предложил вам столько же денег, сколько стоит эта вещь, что бы вы выбрали — деньги или эту вещь? Возможно, вы поймёте, что эти деньги разумнее направить на что-нибудь ещё, и в последний момент передумаете.

   

По материалам издания Look at me (123