Тезис

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ НА ВАС НАЖИТЬСЯ, МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМИ, ЕСЛИ НАПРАВЛЯТЬ ИХ ПОРЫВЫ В НУЖНОЕ РУСЛО.

История

В 2005 году мой американский стартап, разрабатывающий технологии для адаптации мобильного контента (рингтонов, картинок и видео), насчитывал около десятка сотрудников и полусотни крупных клиентов. Несмотря на относительную известность, ресурсы вроде TechCrunch о нас не писали, и наплыва желающих дать миллионы долларов на развитие тоже не было. От безысходности я позвонил юристу, обслуживающему нашу компанию, и попросил помощи. 

Так я познакомился с инвестконсультантом, готовившим компании к первому раунду финансирования. Он выслушал мой рассказ о компании и предложил составить бизнес-план и свести с нужными людьми — за скромный гонорар в $40 000. В качестве примеров успеха он продемонстрировал бизнес-план пейджинговой компании, которая в 2005 году показала прогноз выручки $1 млрд к 2010 году. Я много лет занимался именно этим бизнесом и, конечно, не поверил. Но ему не сказал.

Консультант, однако, сообщил какие-то разумные вещи. Поэтому мы договорились о почасовой работе, оплачиваемой по определённой ставке. За три часа я выяснил всё, что нужно, и был таков.

Сэкономленная сумма

$39 400

 

Потраченная сумма

$600

 

 

 

Тезис

ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ МИРА В КОМПАНИИ НЕУДОБНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВЫДВИГАТЬ НАЁМНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ. ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОЛЕТЯТ В КОРЗИНУ, В КОЛЛЕКТИВЕ СОХРАНИТСЯ ГАРМОНИЯ.

История

Внешний рынок для нашей платформы был слишком маленьким, и лучшим выходом было продаться крупному игроку. Я намекнул трём крупным клиентам, что мы не против связать себя с ними деловыми узами, получил три предложения и принял самое выгодное. Компания-покупатель (Mobile Messenger, сейчас работающая под брендами m-Qube и PayVia) в тот момент имела около двадцати сотрудников. Через год нас было уже 100, а еще через год — 200.

Следующая задача, которая стояла перед нами, — снижение стоимости обслуживания клиентов вдвое. Тут была проблема: изначальная версия продукта создавалась одним из основателей бизнеса, поэтому попытка что-то исправить приравнивалась к измене. Кроме того, внутри компании начинались политические игры: хорошие решения стало тяжело протаскивать через других менеджеров, которые хотели сохранить многочисленный штат. Поэтому мы выписали из России специалиста, который за два месяца формализовал базу знаний и создал интерфейс приложения. 

Сэкономленная сумма

Миллионы долларов на операционных расходах

 

Потраченная сумма

$20 000

 

 

 

Тезис

ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ МОЖНО ПОЧТИ ЛЮБОГО. МНОГИЕ ЛЮДИ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ВЫСОКИХ ДОЛЖНОСТЯХ, ПОЛУЧАЮТ СУЩЕСТВЕННО МЕНЬШЕ ДЕНЕГ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ.

История

Универсальный способ получить контакты в интересующей вас компании –  предложить сотруднику этой компании прочитать лекцию на тему, в которой он разбирается, и заплатить ему. Не ожидайте, что сами лекции будут хоть сколько-нибудь интересными или полезными; цель мероприятия — обменяться контактами. На одной из таких лекций я познакомился с менеджерами Google Australia и главой маркетинга Google. 

Другой пример: когда мы только начинали работать в Китае, глава местного офиса потратил кучу времени на интервью специалистов по рынку, но потом решил, что купить отчет за пару тысяч долларов плюс напоить пивом участников стартап-тусовки будет эффективнее. Так и вышло.

 

 

Тезис

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ДОСТАТОЧНО ПЛАТИТЬ СПЕЦИАЛИСТАМ ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОДДЕРЖКИ В МЕСЯЦ.

История

Для того чтобы документация и отчётность всегда были готовы к инвестициям, я нанимал специалистов по гонконгскому праву (наша компания зарегистрирована в Гонконге) и финансовой отчетности HKFRS (гонконгская версия IFRS). Один из этих специалистов, до этого – финансовый менеджер очень известной софтверной компании, через некоторое время, возможно, перейдёт к нам в штат.

В JetRadar есть правило: каждый менеджер имеет бюджет $1 000 в месяц на привлечение знаний сторонних специалистов. С технологическими вопросами дело обстоит проще всего: десятки программистов с разным бэкграундом могут найти любую информацию. Помощь нужна, когда дело доходит до вопросов бизнеса — управления партнерами, методов продвижения продукта, требования по финансовой отчетности в других странах. Но надо помнить, что это — способ компенсировать недостаток знаний или времени, а не заткнуть дыру в штате.

Уроки на будущее

Покупка знаний по часам — это способ за разумные деньги получить экспертизу в нескольких областях, заткнуть дыры в знаниях, получить нужные контакты и избежать необходимости брать на работу высокооплачиваемых людей.

Не всегда за знания нужно платить: оплата пива в баре или ужина в ресторане может оказаться дешевле и эффективнее.

Не все полученные знания одинаково полезны с точки зрения здравого смысла и принятия командой. Тем не менее самообучение стоит дороже и обычно  дольше. Поэтому выделите небольшой бюджет на привлечение сторонних знаний, идентифицируйте интересные вам области и начинайте экспериментировать.