Николай Кононов

Главный редактор Hopes&Fears

 

«Демократия должна базироваться на предпринимательской свободе». «Семейно-малобизнесовая психология возвращается на рынок». «Предприниматели — миссионеры, у которых есть сверхзадачи». Звучит вдохновляюще? Попробуйте угадать авторов. Если не гуглить — узнать невозможно. Олег Дерипаска, чьи проблемы решает суверенная вертикаль, Владимир Потанин, лавирующий в коридорах власти, и Олег Тиньков со сверхзадачей вырастить бизнес и сбыть с рук.

Когда я вписал в тайтл hopesandfears.com «Ежедневный журнал о новом поколении предпринимателей», получил много вопросов — чем новое поколение отличается от предыдущих? Этим и отличается: его намерения и поступки не расходятся.

Недавно стартовавшие предприниматели не помнят советского королевства кривых зеркал и не успели проникнуться его нынешней итерацией. Если бывшие комсомольцы и учёные торговали в 90-х, чтобы выжить, а бизнес «нулевых» создавал общество потребления, то новая волна рассматривает своё дело как самореализацию и улучшение мира.

Нам не столь важно, какого масштаба бизнес нашего героя. Это и компания с миллиардным оборотом, и небольшая лавка, пекарня или шоу-рум, банда программистов или исследователей, коммерциализировавших свои открытия.

 

Важно, что эти люди контролируют свой бизнес и растят его не на скорую продажу. 146 раундов инвестиций и бесконечные разговоры о планах покорения мира — из другой реальности. 

Директор General Electric Джек Уэлш говорил, что хочет работать в корпорации, только если она №1 или №2 по масштабу. Персонажам H&F плевать на эти гонки тщеславия. Крупнее — не обязательно красивее, интереснее, эффективнее. Смысл в том, чтобы делать своё дело лучше всех, воспринимая компанию как творческую лабораторию.

«Любому мальчишке известно: если хочешь попасть камнем в кошку, сидящую на заборе, возьми чуть выше», — писал Марк Твен. H&F не разделяет жестокого отношения к котам, но истории успеха убеждают: сверхцель помогает достичь впечатляющего результата. Цифровой век — время борьбы идей, когда мы не просто продаём услугу или продукт, а обмениваемся важной информацией, транслируем убеждения. 

Компании с сильной миссией заменяют идеологические течения и объединяют людей в наднациональные структуры, перенимая эту роль у государств. Это Nike с философией бега, Facebook, побуждающий людей быть более открытыми, «Яндекс», чьи сервисы вовлекают пользователей в обмен информацией, касающейся почти всех сфер жизни.

Как и создатели этих компаний, наши герои преодолевают скепсис большинства сограждан, до сих пор считающих бизнесменов жуликами и ворами. Пока общество потребления заплывает жиром, свободное плавание выглядит крамолой, бегством мистера Мак-Кинли XXI века. «У меня был выбор — квартира в Москве или своё дело. Я решил, что жильё можно снять, а запустить что-то своё шанс выпадает не всегда», — рассказывал Борис Макаренков из компании «Книга вслух». Он инвестировал не в недвижимость или роскошь, а в идею.

Пока другие архивируют деяния олигархов, жалуются, как тяжело вести бизнес в России, или пропагандируют ценности наёмных менеджеров, мы рассказываем о бизнесах будущего.

 

Мы не можем предсказать его, но можем показать, как пассионарные деятели меняют реальность.

Врагов у нового поколения много, но источник зла прежний — апатия. Лень заставляет чиновника откладывать решение проблемы, силовика — вымогать взятки, предпринимателя — обманывать клиента или партнера. Бизнесмен ничуть не лучше бюрократа; будучи снисходительным к себе, он не вправе требовать с функционеров. Типичный герой H&F не рассчитывает на государство и полагается на изобретательность. Так создатель Fractal Bio, занимающейся биоинформатикой, Алексей Погода порвал с тендерами, приносившими почти всю выручку, и предложил генетические тесты агрохолдингам.

Страха нет, но без чувства опасности бизнесмен не способен оценить риски. Они есть: экономика нестабильна, российский суд зависим, экономические статьи закона что дышло, успешное начинание попадает в зону интереса рейдеров. Впрочем, способы борьбы с неприятностями существуют, и H&F расскажет о них.

Мы не считаем себя вправе поучать, но наши истории передают опыт героев и осмысливают вдохновляющие эксперименты. Набирающее силу поколение предпринимателей скрепляет несколько ценностей: смелость, открытость, готовность делиться информацией, самоирония — пожалуй, и всё.

Ах, да, — свобода и справедливость.