Вчера на сайте Quora сотрудники и основатели крупнейших  интернет-компаний обсуждали, почему большие компании такие медлительные и неповоротливые, а маленькие эффективно используют свои ресурсы, и почему стартап бронзовеет, когда численность сотрудников переваливает за тысячу.

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 1.

 

 

Адам Д'АНДЖЕЛО

Основатель Quora

Многие крупные компании не знают, как сделать так, чтобы конкретные проекты доставались именно тем сотрудникам, которые их лучше всего выполнят. Это только в теории в больших компаниях больше людей и, следовательно, больше возможностей найти правильное сочетание. На практике именно в маленьких компаниях, где менеджер хорошо знает каждого и сам решает, кому дать конкретное задание, получается найти идеально подходящего исполнителя.

В небольших компаниях сотрудники оптимизируют свою работу на пользу своей компании, в крупных — лично для себя. Это важно, потому что ежедневно они принимают десятки микрорешений. В крупных компаниях главная мотивация сотрудника — избежать увольнения и создать иллюзию активного действия, а это заставляет принимать решения, не слишком полезные для компании. 

В целом малой компании легче менять стратегию развития. Это значит, что все её силы направлены на удовлетворение конкретных требований рынка, поэтому сотрудники не тратят время на побочные проекты.

В больших компаниях больше дублирования работ. В малых все знают, над чем работают остальные, и стараются, чтобы все ресурсы использовались максимально эффективно. 

Многие крупные компании не могут привлечь и удержать лучших людей. Люди, ответственные за найм сотрудников, не следят за тем, как они впоследствии работают, и не поддерживают с ними связь. В результате интервьюеры не набираются опыта, а люди уходят в компании, где наёмным сотрудникам уделяют больше внимания.   

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 2.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 3.

 

 

Индер СЕТИ

Программист в Facebook

По-моему, всё дело в отчётности. Известный экономист Манкур Олсон рассказывал об этом в книге «Логика коллективного действия». Он математически доказывает, что с ростом компании при условии, что все сотрудники получают равные бонусы, халявное отношение к работе становится рациональным выбором работников. В данном случае под халявой понимается не полное бездействие, а именно отказ от работы в полную силу. В крупных корпорациях сложно отслеживать работу отдельного сотрудника, и поэтому невозможно справедливо поощрять каждого в соответствии с эффективностью его действий. Так что сотрудник решает: зачем надрываться впустую?  

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 4.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 5.

 

 

Ори СОЕН

Основатель Jajah

В крупных компаниях можно спокойно халявить — никто этого не заметит. Малые компании не могут позволить себе быть настолько безответственными, так как свободных ресурсов у них не так много. Когда идёшь работать в небольшую компанию, берёшь на себя большую ответственность, так как вклад каждого сотрудника здесь имеет очень большое значение.

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 6.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 7.

 

 

Джозеф ЛАИ

Продакт-менеджер в Ning

Чем твоя компания больше, тем больше у тебя накладных расходов, связанных с косвенными задачами. Под такими расходами я понимаю любую работу, направленную не на производство продукта и связь с клиентами, а на организацию внутренних процессов в компании.

Крупные компании обычно работают над большими проектами для широкой аудитории. В таких продуктах множество функций, и они требуют слишком много ресурсов для создания и поддержки. В результате в команде нет ни одного человека, который отслеживает работу по каждому направлению. Их просто невозможно охватить. Даже в хорошо организованном кластере, подобном Microsoft, могут уйти дни на то, чтобы собрать всю информацию по проекту. Из-за этого сотрудникам часто приходится делать чужую работу или портить то, что делают другие. Части одного кода пишут разные люди, и в момент, когда их надо соединять, обнаруживаются нестыковки. 25% работы над кодом уходит на проверку и отлаживание этих проблем. Проблема коммуникации в больших компаниях огромна. Если, условно, сложность коммуникации в группе из трёх человек равна 9, то для дюжины человек она возрастёт до 144.   

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 8.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 9.

 

 

Картик АЙАР

Технический директор в Studios

Корпорации тратят много ресурсов на защиту от рисков. Они вынуждены балансировать между сохранением того, что уже было создано, и попытками попробовать нечто новое. Обычно у них есть несколько групп, которые стараются решить одну проблему разными способами, чтобы в итоге выбрать лучшее решение. У маленьких компаний нет таких возможностей, зато отсутствие гарантий и запасных вариантов активизирует их лучшие качества. Они изначально вкладывают все свои силы в один вариант. 

В крупных компаниях большие проблемы с распространением знаний. Небольшие сообщества более продуктивны, потому что постоянно делятся друг с другом идеями и новостями. Ведь они обычно все сидят в одной комнате и обсуждают всё, что делают. В крупных организациях связь между отделами нарушена и замедленна. Никто из сотрудников не видит полной картины. Эта ситуация напоминает притчу, в которой все видят только часть слона, не представляя, как он выглядит целиком. Отсутствие совместной работы разрушает командный дух. Сотрудники не доверяют друг другу и не делятся проблемами, которые со временем подтачивают компанию изнутри.

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 10.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 11.

 

 

Вивек ПОНАЯН

Предприниматель

В крупных компаниях нет ясной метрики, по которой следует оценивать работу каждого человека. Где бы вы ни работали, ваша основная задача — создание ценности, которая приносит деньги компании. В маленькой компании очень легко доказать, что ваши действия имеют ценность, ведь большинство проектов выполняется в одиночку. Если ваш продукт работает хорошо, значит, это ваша заслуга. Сотрудник точно понимает, на чём он должен сосредоточиться. В корпорации же вы часть большой команды, у которой есть какая-то специализация, и ваш вклад в успех проекта просчитать невозможно. В результате сотрудник заботится не об успехе проекта, а о том, чтобы о нём хорошо написали в отчёте о проделанной работе. Ведь на основе его он и получит бонусы. 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 12.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 13.

 

 

Карен КРОФТЕН

Продакт-менеджер в Air Products

На эту тему стоит почитать книгу Пола Грэма Hackers & Painters. В шестой главе он говорит, что самая серьёзная проблема для больших компаний — придать смысл индивидуальной работе каждого сотрудника. Никто не будет работать в десять раз больше, если не получит за это десятикратного увеличения вознаграждения. 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 14.

 

 

 

 

 

Д'Анджело (Quora), Соен (Jajah), Cети (Facebook): Почему малые компании быстрее больших. Изображение № 15.

 

 

Анонимный комментатор

Сотрудник крупной компании

Я работаю в крупной компании и знаю, насколько там всё обезличено. Несмотря на то, что они стараются найти таланты, они всё-таки делают так, что любой сотрудник чувствует себя заменяемым. Им не нужны яркие идеи и альтернативное мнение, а это унижает талантливых людей, которые там работают, поэтому они уходят в компании, где их уникальные качества будут оценены по достоинству.

Для сдачи проекта требуется столько согласований, что сотрудник уже не чувствует, что эта работа действительно его. По дороге великолепная идея превращается в посредственную и теряет свои конкурентные преимущества.

У меня каждый день ощущение, что я иду по зыбучим пескам и никуда не могу добраться. Требуется целая вечность, чтобы добиться решения какого-то вопроса.

 

 

 

Фотография на обложке: cplapied/flickr.com