Интернет-торговля

Кино

Венчурные инвестиции

Законы

 

 

Игры

Деньги

Образование

Общепит

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 1.

Интернет-торговля: Запад vs Россия

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 2.

Анастасия САРТАН

Магазин одежды TrendsBrands.ru

 

 

 

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 3.

 

Asos уже вышел на российский рынок, если судить по оборотам, которые они делают в России. Другой вопрос — откроют ли они здесь склад. Вряд ли это произойдёт в 2013 году, поскольку требует не только финансовых инвестиций, но и времени. А это не быстро.

Если же слухи окажутся правдой и Asos купит Wildberries, российский рынок интернет-коммерции только выиграет. Он настолько сырой и неполноценный, что это может повлиять на участников только положительно. Появится сильный игрок и конкурент, который не просто много закупает, а который умеет это делать при поддержании компании в профите. Всем будет понятно, в какую сторону двигаться дальше.

Хотя я всё же не думаю, что это произойдёт. Asos пытается проанализировать ситуацию c помощью акций по доставке в Россию за три дня, сделать срез аудитории. Но русскоязычное таргетирование аудитории не закончилось ничем хорошим. В социальных сетях россияне пишут лишь о доставке Asos, что она из рук вон плоха.

Из других трендов: интернет-магазины решат вопрос с доставкой без помощи государства. Большинство уже сейчас отстроили собственные курьерские службы. Думаю, ритейлеры решат этот вопрос с помощью смеси офлайна и онлайна. Это то, что делает Enter: офлайновые пункты выдачи, в которых также можно посмотреть на товар до покупки. Крупные интернет-магазины будут ещё активнее договариваться об открытии пунктов самовывоза с сетевыми магазинами — можно брать любой известный бренд, который развивается по франчайзингу. Игроки рынка одежды смогут обеспечить себе сеть примерочных по всей стране.

Также предполагаю, что в 2013 году откроется несколько крупных специализированных интернет-магазинов, а количество групп в социальных сетях, где продают одежду из Китая и Турции, уменьшится. Зато увеличится количество сервисов по кастомизации вещей. Сама идея онлайн-торговли предполагает, что человек может купить что-то, предназначенное лично ему. Бренды типа New Balance предлагали, например, высылать кроссовки с индивидуальной надписью на подошве. Такие сервисы помогут выстрелить маленьким компаниям. 

 

 

 

 

 Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 4.

Кино: Сериалы vs Аттракционы

Кинопоказ становится аттракционным. Массовую и молодую аудиторию собирают только тентполы (tent-pole) — высокотехнологичные, впечатляющие аттракционы. Киностудии выбирают жанр, исходя из своих технических возможностей, и предпочитают фантастику и фэнтези — фильмы в таком жанре проще сделать зрелищными. Чем дальше, тем чаще большие киностудии, способные производить такие фильмы, отказываются от традиционных жанров — мелодрам, триллеров, детективов, хотя именно в этих жанрах были сделаны шедевры мирового кинематографа. Эти жанры мигрируют на телевидение и на другие альтернативные платформы. Лучшие авторы, которые сейчас работают для телевидения, лет 10-20 назад остались бы в кино.

Студии всё крепче будут держаться за франшизы, и в 2013 году мы наверняка встретим в кинотеатрах много знакомых персонажей и названий: будут фильмы из вселенной «Мстителей», «Хранителей» и другие. Даже «Хоббит» из маленькой повести превращается в трёхсерийную киноэпопею. Правда, это не самый плохой пример — у Питера Джексона получилось достаточно хорошо и изящно. Чего не скажешь, например, о «Сумерках». Тут кинематографическая ценность материала была явно принесена в жертву, и коммерческий эффект был важнее качества самого фильма. Именно о кинематографии, к сожалению, мало кто думает.

Киностудии, впрочем, можно понять. Они находятся в зоне риска: стоимость фильмов доходит порой до $300-500 млн, и их нужно возвращать. Мало кто хочет последовать примеру Ричарда Росса, который был вынужден покинуть пост руководителя Disney. Он на свой страх и риск запустил новую франшизу «Джон Картер», которая в прокате провалилась. Победил принцип маркетинга — выделиться в силу растущей конкуренции и увеличивающегося информационного потока гораздо легче, если у тебя в руках есть известный понятный бренд с лояльной аудиторией.

Независимый кинематограф и би-муви никуда не делись, но им становится всё сложнее найти путь к зрителю. Это проблема глобальная. В Штатах, как и в России, прокатчики предпочитают взять больше копий блокбастера и не крутить в кинотеатре талантливые и интересные вещи, которые всё ещё появляются. Чтобы случился прорыв, нужно попасть в систему социальных ожиданий — например, картина «Король говорит» или картина «Арго». Кто мог подумать, что эти ленты привлекут пристальное внимание публики. Но базово, я повторюсь, восторжествовали сериалы.

Если бы «Крёстный отец» снимался сейчас, он, конечно, стал бы сериалом HBO типа «Подпольной империи». То же самое наверняка произошло бы с «Унесёнными ветром». Это был бы не четырёхсерийный фильм, а сериал в прайм-тайм. Тут мы видим ещё одну тенденцию: стирание границ между классическими телеканалами и on-demand сервисами.

В феврале 2013 года состоится премьера сериала House of Cards. Это политическая драма, её делают Кевин Спейси и Дэвид Финчер, и удивительно, что показывать его будет не какой-нибудь HBO, а on-demand сервис Netflix. Если раньше подобные сервисы были просто библиотекой, куда складывалось всё, что производят каналы, то теперь это — площадка для премьер. Онлайн постепенно уничтожает классическое эфирное телевидение.

Брендами перестают быть каналы, брендами становятся сами продукты — сериалы или передачи. Мы, кстати, и в России это видим. Если вам нужно посмотреть свежего «Познера», вы станете искать программу, а не сайт «Первого канала».

 

 Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 5.

Александр РОДНЯНСКИЙ

AR Films

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 6.

 

 

 

Если бы «Крёстный отец»
снимался сейчас, он стал
бы сериалом HBO типа
«Подпольной империи».

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 7.

Венчурные инвестиции:
Data vs Магия

 Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 8.

Cергей БЕЛОУСОВ

Parallels, Runa Capital

 

 

 

Есть несколько трендов, которые будут превалировать в 2013 году. Главный — готова почва для корпоратизации и профессионализации венчурного бизнеса. До нынешнего момента венчурный фонд выглядел так: крутые ребята собрались и р-р-раз — куда-то круто проинвестировали. Самые крутые инвесторы мира вкладывают деньги примерно так: магически, случайно. Инвестбанкиры, например, профи, а эти какие-то бэтмены. Так вот, в следующие пять лет процесс станет более data driven. В 2013 году этот тренд станет заметен.

Кроме этого, нас ожидает бурная айтификация финансовых сервисов — они станут мобильные, социальные и облачные. Долгосрочный тренд таков: банки умрут и заменятся какими-то новыми институтами, существующими в интернете. Например, в США есть стартап-прообраз таких институтов — Simple. Их услуги дешевле, чем у офлайн-банков, так как издержек на содержание отделений, операционистов нет.

Кроме этого, у банков есть две возможности, которые не монетизированы. Банки держат огромный массив информации о клиентах, но монетизируют не её, а деньги. Хотя информации больше, чем у фейсбука и гугла. Поэтому, возможно, не в 2013 году, но в ближайшем будущем появятся банки, которые удешевят финансовые сервисы за счёт монетизации информации о клиентах. А также за услуги хранения личных данных — это тоже возможность бизнеса. Если вы доверяете банку деньги, почему не доверить пароли, пинкоды и так далее. Когда у вас накапливается много таких данных, имеет смысл класть их в банк.

Если отвлечься от финансов, то в 2013 году продолжится бум стартапов и инвестирования в проекты, связанные с государственными сервисами, медицинским обслуживанием и образованием. Эти сферы зарегулированы, но очень перспективны, поэтому поток денег туда не ослабевает. Именно поэтому в уходящем году мы инвестировали в лидеров рынка в этих областях —Dnevnik.ru, LinguaLeo и Domosite.ru — и собираемся инвестировать и в 2013-м.

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 9.

Законы: Государство
vs Малый бизнес


Cначала о нововведениях. С 2013 года повышаются страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. Теперь им придётся платить за себя 35 664,66 рублей, то есть в два раза больше, чем сейчас. Для справки, в 2012 году страховые взносы ИП составляют 17 208,25 рублей, хотя в 2011 году они были 16 159,56 рублей.

Повышение связано прежде всего с ростом вдвое взносов в Пенсионный фонд и новым минимальным размером оплаты труда, который с 1 января установлен в 5 205 рублей. В остальном же порядок расчёта остаётся прежним. Например, если вы предприниматель 1985 года рождения, то в следующем году вам придётся заплатить: 24 984 рублей — в ПФР на страховую часть пенсии, 7 495,20 рублей — в ПФР на накопительную часть пенсии, 3 185,46 рублей — в ФФОМС.
Но есть и хорошие новости. Если у вас нет наёмных работников, то вы, как и раньше, сможете уменьшить «упрощённый» налог на всю сумму страховых взносов, уплаченных за себя.

Также с 1 января 2013 года все организации обязаны вести бухгалтерский учёт независимо от системы налогообложения. На наличии такой обязанности у организаций на УСН, которые от неё были освобождены в прежнем законе, Минфин настаивал и раньше и, видимо, поэтому не поддержал предложение представителей российского бизнес-сообщества сохранить для них эту льготу.
Но здесь тоже есть хорошие новости. Если осваивать бухучёт всё-таки придётся, то отчитываться в налоговую нужно будет только за год. Например, бухгалтерскую отчётность за 2013 год нужно будет сдать не позднее 31 марта 2014 года. Индивидуальным предпринимателям повезло больше: несмотря на принятый закон, они по-прежнему не обязаны вести бухгалтерский учёт.
Ещё одно существенное изменение заключается в том, что с 1 января 2013 года применение ЕНВД станет добровольным, а с 2018 года его и вовсе отменят. Теперь предприниматели на ЕНВД вправе выбирать тот налоговый режим, который для них является наиболее выгодным, — правда, сделать это можно только с начала календарного года.

Чтобы перейти с ЕНВД на другой режим налогообложения, нужно пройти следующий квест. Для ОСНО — не позднее 15 января подать в налоговую заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Для УСН — не позднее 9 января подать в налоговую уведомление о переходе на УСН; не позднее 15 января — заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Для патентной системы (см.ниже) — подать в налоговую уведомление о переходе на патентную систему за 10 рабочих дней до начала применения патента; не позднее 15 января — заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. (Если хотите продолжить применение ЕНВД, заявления в налоговую нести не нужно.)

И ещё: теперь индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД, смогут уменьшать налог на всю сумму страховых взносов, уплаченных за себя, если у них нет наёмных работников. А вот когда они появятся, налог можно будет уменьшать только на взносы, уплаченные за работников, — и то не более, чем на половину.
Ещё одно важное нововведение — уведомление о переходе на УСН. С 1 января 2013 года срок для направления уведомления о переходе на УСН для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей увеличен до 30 календарных дней. (Сейчас на это отводится всего пять рабочих дней с даты постановки на учёт в налоговом органе.)

Правда, теперь, если вы не успеете вовремя подать уведомление о переходе на УСН, то применять «упрощёнку» сможете только со следующего года. Раньше такой нормы не было, и подобные споры арбитражные суды решали в пользу налогоплательщиков.

С 1 января вводится новый налоговый режим — патентная система, которая заменит УСН на основе патента. Действие патента будет ограничено пределами календарного года. Кроме того, изменится порядок уплаты налога. Теперь при выдаче патента сроком меньше шести месяцев налог придется заплатить полностью, вместо ⅓ стоимости патента, как было раньше. Кроме того, вторую часть (⅔) стоимости патента больше не удастся уменьшить на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных ни за себя, ни за работников.

Для предпринимателей, применяющих патентную систему, установлены  пониженные тарифы страховых взносов с выплат наёмным работникам. Так, они обязаны платить лишь взносы в ПФР по ставке 20%. Однако этой льготой не смогут воспользоваться те, кто сдаёт в аренду помещения, занимается розничной торговлей или общественным питанием.

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 10.

Светлана МАЛАХОВА

ILoveIP.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 11.

 

 

 

Индивидуальные
предприниматели
по-прежнему не обязаны
вести бухгалтерский учёт.

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 12.

Игры: Мобильные устройства
vs Консоли

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 13.

Максим ДОНСКИХ

Студия Road 404 (Game Insight)

 

 

 

 

Нужно держать в голове две важные цифры. Во-первых, миллион — столько мобильных приложений сейчас представлено в каталогах Apple AppStore и Google Play. Конечно, не все они относятся к категории игр, но очень значительная часть. Во-вторых, миллиард — столько смартфонов и планшетов ожидается на руках у населения Земли где-то к середине 2013-го. То есть аудитория всё шире и шире, а конкуренция всё сильнее и сильнее. Из этого следует несколько трендов.

Поскольку смартфоны и таблетки попадают в руки всё более далёких от IT людей (это, например, наши дедушки и бабушки), обязательно будут появляться новые глобальные хиты в жанре «простая игра для всех», такие как Angry Birds или Cut the Rope. Мечтает о таком успехе огромное количество разработчиков, но реально достичь его смогут считаные единицы – так что, скорее всего, это снова будут игры от  авторов тех же Angry Birds, Cut the Rope и так далее. Новичкам сюда не пробиться. 

Одним из важных способов привлечь внимание игрока становится создание проектов по голливудским блокбастерам, мультфильмам, телесериалам и комиксам. В 2012 году мы увидели несколько действительно классных игр по лицензиям (в диапазоне от «Ледникового периода» до «Ходячих мертвецов»), и в следующем году эта тенденция явно будет усиливаться.

С другой стороны, высокая конкуренция заставляет разработчиков делать игры для более узкой аудитории, но зато более лояльной и более платящей (стоимость привлечения пользователя год от года растёт, и в 2013-м этот тренд никуда не денется). Такой аудиторией являются, например, заядлые, активные геймеры. Поэтому среди успешных проектов следующего года будет большое количество «хардкорных» игр — более сложных, с такими элементами, как, например, PvP (война игроков друг с другом) и совместные рейды (прямо как в «больших» онлайновых вселенных, вроде World of Warcraft).

Мобильные устройства становятся всё мощнее и уже в 2013 году могут догнать по производительности современные игровые консоли. А это значит, что мы увидим множество очень красивых, выдающихся в техническом плане мобильных игр.

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 14.

Деньги: Интернет-сервисы
vs Банки

До сих пор через интернет-банки в основном делали переводы и оплачивали коммунальные услуги. Недавняя покупка Сбербанком платёжной системы «Яндекс.Деньги» — важный сигнал, что интернет-банк станет инструментом оплаты вне интерфейса собственно интернет-банка. Возможно, скоро на сайтах заурядных интернет-магазинов мы увидим кнопку «Оплатить через Сбербанк онлайн». Нажав на неё, пользователь перейдёт на страницу платёжной системы, где введёт номер мобильного и одноразовый пароль, который ему пришлют в виде SMS. И всё — деньги за покупку спишутся со счёта в Сбербанке без копошения в бумажнике и ввода реквизитов банковской карты.  

Банки в массовом порядке начнут реализовывать «онлайн-покупку с доставкой на дом», чтобы клиенты могли не ходить в отделение. В ТКС-банке карту уже можно заказать через сайт, и представитель привезёт её в назначенное время вместе с документами. На сайте Альфа-банка можно оформить анкету на получение кредита наличными, и потом в отделение надо будет прийти только один раз, за деньгами. В 2013 году такие примеры перестанут быть единичными.
Большая часть банков, всё ещё использующих архаичные пароли на скретч-картах (например, ВТБ24 и Промсвязьбанк), откажется от этой технологии в пользу одноразовых паролей, высылаемых в SMS. Одновременно пользователи интернет-банков получат большую свободу в персональной настройке параметров безопасности, включая лимиты на платёжные операции, запреты и разрешения на использование пластиковых карт в других городах и странах, а также разные способы подтверждения операций для разных сумм.

Появляется много сервисов, позволяющих анализировать персональные расходы и планировать бюджет, но у них нет полноценной интеграции с банками. Можно ожидать появления интернет-банка с встроенной полноценной системой управления персональными финансами. Транзакции можно будет разбивать на отдельные суммы, вести наличные расходы, формировать бюджеты с прогнозами и оповещениями. Появление такого интернет-банка вызовет волну копирования, которая будет продолжаться ещё несколько лет.

В 2013 году экспансия банков на мобильные устройства усилится за счёт выхода новых приложений для iOs, Android и Windows Phone. Функционально мобильные банки будут всё больше похожи на интернет-банки, доступные на стационарном компьютере или ноутбуке. Через них можно будет платить за любые абонентские услуги, переводить деньги третьим лицам и между собственными счетами, конвертировать валюту и получать детальные выписки. Сформируется многочисленный класс клиентов, которые по разным причинам будут пользоваться только мобильным банком.

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 15.

Алексей СКОБЕЛЕВ

Markswebb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 16.

 

 

 

Интернет-банк станет
инструментом оплаты
вне интерфейса собственно
интернет-банка.

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 17.

Образование: Виртуальное 
vs Традиционное

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 18.

Сергей ДМИТРИЕВ

Образовательные курсы GameChangers

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 19.

 

Прошедший год показал, что в бизнесе на продаже знаний могут появиться свои блокбастеры. На открытый онлайн-курс профессора Труна в Стэнфорде записалось около 160 000 человек. Слагаемые успеха: сверхпопулярная тема «Введение в искусственный интеллект», в главной роли — звезда в среде нёрдов Себастиан Трун, глава команды, разработавшей продвинутый автомобиль, который ездит без водителя (он же глава секретных Google X Labs). Плюс к этому топовая «киностудия» — Stanford University. 

В 2013 году привлекут к себе внимание похожие проекты в трёх бурно развивающихся направлениях. Первое — MOOC (Massive Open Online Course). На волне успеха Трун с командой запускает MOOC-стартап Udacity, а его коллеги по Стэнфорду — проект Coursera. Пока это рынки внимания, а не денег. Но знаковых инвесторов из Кремниевой долины это обстоятельство не смущает. 

Второе направление — платформы для организации геймифицированных проблемно-ориентированных онлайн-задачников, таких как Rosalind. MOOC радикально глобализует образование: я много общаюсь с талантливыми студентами-программистами в Петербурге, у многих из них уже сдано по три-четыре курса на этих сайтах.

Демократизация образования идёт по всем направлениям. Платформы Skillshare, CourseHorse дают возможность каждому стать учителем. Уже и в России существует пока невидимый рынок — например, мои знакомые учились росписи акварелью по Skype, у художницы из другого уголка страны. Также появились удобные технологии для вебинаров с большим количеством участников — например, уже зарабатывающий стартап SeeMedia.

Образовательные организации перестанут быть вертикально интегрированными. Сеть кампусов образования и возможностей в сфере технологий и дизайна General Assembly (см. TechCrunch), офлайн-стартап из Нью-Йорка, привлёк инвестиции таких фигур как Джефф Безос и Юрий Мильнер. В России модель кампуса-коворкинга тестирует проект «Зона действия».

Ещё один тренд 2013 года — интернет-планшеты сделают компьютеры окончательно понятными детям. И стартапы, и крупные компании разрабатывают обучающие приложения и даже специальные устройства для детей. В России рынок дошкольного образования и дополнительного школьного образования очень слабо развит. Это потенциальная возможность создать проект, в котором оба компонента (очные развивающие курсы и приложения) будут взаимоинтегрированы.

Также продолжится рост интереса к изучению программирования. Интерес растёт на фоне интереса к стартапам, а также распространения идеи «программирование как новая грамотность». Значительная часть курсов в MOOC посвящена программированию, популярен ресурс CodeAcademy. В России учить стартаперов программированию взялись организаторы HackDay. 

 

 

 

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 20.

 Общепит: Дети улиц vs Авторитеты

Я хочу сказать про людей. В Москве, Петербурге, других городах появилось огромное количество молодых людей в возрасте около 20 лет, которые начали готовить и продавать. Они делают самые разные вещи: пекут печенье, торты, продают чай. Многие торгуют через сайты, группы в социальных сетях, кто-то сотрудничает с ресторанами, и все они мечтают открыть своё кафе, а кто-то даже начал пробовать. Именно они — рестораторы будущего. Уже начали появляться молодые проекты уличной торговли, это ларьки и фургончики в парках, и это очень хорошая, качественная продукция. 

Аренда в Москве ниже не становится, именно поэтому начинающим молодым людям приходится фокусироваться на уличной торговле, на небольших объёмах и небольших форматах, делать монопродукт. Пять лет назад, когда мы начинали, был кризисный год, и аппетиты по аренде у многих снизились. Это дало нам хорошую возможность на старте. Теперь выйти на рынок с рестораном значительно сложнее. Когда ко мне приходят за советом, я говорю: посмотрите на Нью-Йорк. Там на каждом шагу монопродуктовые закусочные. Делайте так же. И вот у нас уже появляются сэндвичные, лапшичные, маленькие места, где можно выпить только кофе, но это будет отличный кофе. Люди делают бутерброды или мороженое, они появляются, например, на «Артплее», на фестивалях еды, той же «Афиши». Вот это и есть будущие рестораторы. Для них маленькие истории — отличная тренировка, как вести дела, как оформлять документы, как общаться с налоговой.

 

Грядущие бизнеc-войны 2013 года. Изображение № 21.

Павел КОСТЕРЕНКО

Friends Forever Co

 

 

 

 

Молодые люди в возрасте
около 20 лет, начавшие
готовить и продавать, — 
рестораторы будущего.