Роман Прилипко

Основатель QuickFrog

 

 

риехав в 2009 году в Москву из Магнитогорска, сотрудник девелоперской компании Роман Прилипко из-за кризиса в строительной отрасли задумался о новом бизнесе. Когда ему пришлоcь воспользоваться услугами московских интернет-магазинов, он понял, что доставка — их слабое звено. Опоздание курьера, а то и приезд его на следующий день от заявленного дня доставки были обычным делом. Неудивительно, что у москвичей выработалась привычка заказывать один и тот же товар в нескольких магазинах сразу, думал Прилипко. В задушенном пробками городе кто-то должен организовать действительно срочную доставку. Ему в голову пришла идея радикального улучшения логистического бизнеса: объехать пробки можно на скутерах, для эффективного управления курьерами и отслеживания их перемещений — адаптировать программу для служб такси, популярные товары — возить по городу небольшими партиями на машинах, так называемых мобильных складах.

Красивый сайт, дорогая фотосессия с девушкой на скутере, нейминг, логотип и фирменный стиль обошлись в 500 000 рублей. Прилипко рассчитывал в основном на физлиц и небольшие грузы. Он собирался развозить документы, билеты, бельё в прачечную, лекарства, которые можно было заказать через сайт QuickFrog в магазинах-партнёрах. Тарифы на услуги поначалу были фиксированными: 600 рублей за доставку в пределах МКАД и 800 рублей — за МКАД (до 10 км или в аэропорт).

Звучавшее почти фантастически обещание доставить товар за 59 минут от момента заказа привлекло внимание СМИ. О QuickFrog, запустившемся в мае 2010 года, написали все. Корпоративных клиентов компания привлекала не только скоростью доставки: по статистике QuickFrog, быстрый отзвон оператора колл-центра после поступления заказа и быстрый приезд курьера позволяли сократить процент отказов от покупки товара со стандартных 15-30% до 5%.

«Я рассчитывал, что мы начнём зарабатывать через три-шесть месяцев, — рассказывает Прилипко. — Так обычно бывает с хорошим проектом в регионах». Но первые полтора-два года в бизнес пришлось только вкладывать, в общей сложности, около 25 миллионов рублей. «По итогам месяца мы обычно или выходили в ноль, или тратили больше, чем зарабатывали, — продолжает предприниматель. — Мой партнёр, поняв, что быстрой отдачи не будет, отказался от участия в проекте. Был период, когда я сам думал, что пора закрывать QuickFrog, который начинался скорее как хобби. Тем более что в строительной отрасли кризис кончился, и уже нужно было время на основную деятельность».

Проблем было много: например, скутеры можно было использовать только 
в тёплое время года.

 

Физлица заказывали через сайт мало, и прогнозировать их активность было сложно. Стали появляться корпоративные клиенты, но в зимне-слякотный период от работы с частью из них приходилось отказываться. Найти достаточное количество крупных клиентов не получалось; по сути, долгосрочное сотрудничество за полтора года сложилось только с Yota. Она стала первой компанией, передавшей QuickFrog полное обслуживание своего интернет-магазина. Были предложения о продаже компании, но покупатели хотели, чтобы Прилипко как идеолог оставался работать в ней. «Я понимал, что у меня плохо получается управлять коллективом, а кадры в этой деятельности решают всё, потому что почти всё зависит от человеческого фактора, — рассказывает создатель QuickFrog. — И я решил начать с [замены] себя».

Прилипко договорился со своим знакомым Александром Бортенёвым, что тот станет новым гендиректором, получит полный карт-бланш и долю в компании. С Бортенёвым, который тоже родом из Магнитогорска, Прилипко за несколько лет до этого познакомился в Германии, где тот занимался продажей мебели. Перед приходом в QuickFrog Бортенёв год работал в оргкомитете Валдайского клуба, прогосударственного дискуссионного собрания, призванного в том числе улучшать имидж России за рубежом.

Бортенёв заступил на пост гендиректора в сентябре 2011 года. Присмотревшись к тому, как работает QuickFrog, он пришёл к выводу, что срочная доставка в принципе востребована в мегаполисе, но при этом «настолько революционна, что не попадает в сегодняшний временной континуум». «Доставка за 59 минут предвосхищала ожидания рынка и клиента, которому было тяжело осознать, что такое вообще возможно», — объясняет Бортенёв.

Чтобы приспособить компанию к работе в реальных условиях, новый гендиректор заменил 90% менеджмента, в том числе отдел кадров и бухгалтерию. Он также расширил штат, создав отделы по развитию и продвижению. Приоритетом стало привлечение крупных корпоративных клиентов. Именно на них, а не на физлиц, теперь нацелено продвижение услуг QuickFrog. Большинство, по примеру Yota, хочет отдать QuickFrog обслуживание интернет-магазина «под ключ» — то есть не только доставку, но и обработку заказов, склад и бухгалтерию. Под крупный проект QuickFrog создаёт отдельную бригаду логистов, курьеров, закупает транспорт.

 

 

 

 

 

Автопарк компании из 20 скутеров и 5 машин Daewoo Matiz Бортенёв решил сделать более универсальным. Скутеров оставили 5, а машин, наоборот, стало 17. Кроме того, в разы выросло число пеших курьеров. Зимой стали обходиться в основном машинами и метро. В ближайшее время под крупный проект Бортенёв собирается добавить к автопарку несколько внушительных Peugeot Partner.

В договорах с большинством корпоративных клиентов у QuickFrog прописано время доставки не более 59 минут, однако на деле примерно половина конечных покупателей предпочитает доставку к конкретному часу (по словам Бортенёва, это не менее трудная задача). Среднее время доставки зимой больше, чем летом. Чтобы развезти то же число заказов, компания примерно на четверть увеличивает штат, рассказывает глава компании. В дни перед Новым годом среднее время доставки, по его словам, увеличивалось с обычных 50 минут до 119 минут. В большинстве же случаев ожидания клиентов удаётся оправдать: опозданий — не более 3%, уверяет гендиректор.

Компания отказалась и от фиксированных тарифов, сейчас вилка стоимости одной доставки — от 550 рублей до 6 000 рублей (при средней московской цене 300-350 рублей). В основном она зависит от объёма заказов, который прописывается в договоре. Если объём меньше несколько месяцев подряд, QuickFrog требует пересмотрения условий. А если компания на это не идёт, расторгает договор. С Нового года Бортенёв отказался от работы с семью клиентами (осталось восемь: в том числе, кроме Yota, SkyLink, Coral Travel). Один из бывших заказчиков — SimTravel, продающая SIM-карты для туристов. Их договор с QuickFrog действовал около года. «Мы ожидали, что спрос на срочную доставку будет большим, — говорит руководитель отдела продаж Мухаммед Ибрагимов, — но 90% клиентов по-прежнему готовы были ждать следующего дня и платить за доставку 500 рублей вместо того, чтобы получить заказ в течение 59 минут за 790 рублей». В целом его компания была очень довольна сотрудничеством с QuickFrog. «Они действительно быстро работают и все вопросы берут на себя, а отказа у нас с ними не было вообще ни одного, при том, что обычно — 10-15%», — говорит менеджер.

«Доставлять „за час“ можно исключительно тогда, когда нужная позиция уже есть в рюкзаке или в багажнике у мото- или автокурьера, — говорит владелец интернет-магазина мобильных телефонов Just5 Сергей Овчинников, также сотрудничавший с QuickFrog до Нового года. — В нашем случае заказ они забирали у нас, так что среднее время было три-четыре часа, что, в принципе, не выходит за рамки срочной доставки».

«Были случаи, когда заказ отказывались доставлять, ссылаясь на отсутствие свободного курьера», — говорит Овчинников.

 

Но желающие сотрудничать с компанией по-прежнему есть. По словам Бортенёва, близки к завершению переговоры с крупным продавцом электроники и несколькими онлайн-магазинами одежды премиум-класса. Большинство служб доставки, как и три года назад, доставляют товары на следующий день после заказа, если не позже. QuickFrog — одна из немногих, у кого отработана схема доставки в тот же день, что привлекает онлайн-продавцов дорогих товаров, которые хотят предоставить покупателям лучший сервис, не тратясь на создание собственной службы доставки. «В 90-е годы в Нью-Йорке была успешная компания, курьеры которой доставляли небольшие грузы, — в основном на велосипедах», — рассказывает основатель Wikimart Камиль Курмакаев. Концепцию QuickFrog он считает перспективной и сам планирует поэкспериментировать со срочной доставкой, для начала — подарков к праздникам, которые в России многие покупают в последний момент.

Пока конкуренты собираются выходить на этот рынок, компания Прилипко и Бортенёва пытается масштабировать свою модель. В прошлом году QuickFrog запустила в России и СНГ проект с S7 «Летающие конверты» (позже присоединилась UTair). Услуга позволяет быстро посылать небольшие отправления в другие города регулярными рейсами этих авикомпаний: например, в Москве курьер привозит днём конверт в аэропорт, а вечером того же дня курьер партнёрской компании в другом городе забирает его и доставляет по адресу. Этот проект, по словам Бортенёва, даёт около 25% выручки.

Обороты компании с весны 2012 года выросли с 2,3 млн рублей до 4,5 млн рублей в месяц на конец 2012 года, но главное, что спустя полгода после начала работы Бортенёва у QuickFrog появилась прибыль: сейчас — около четверти от оборота. Гендиректор оценивает стоимость компании в $3 млн. «Перспективы у нашей компании, в отличие от прошлых лет, огромные, — хвалится Прилипко. — У нас сегодня есть узнаваемый бренд, комплекс уникальных сервисов для наших партнёров и по-прежнему самая лучшая скорость доставки в Москве». Корреспонденту H&F, который решил опробовать качество сервиса, впрочем, не повезло. В течение суток после заказа модема компании Yota, интернет-магазин которой обслуживает QuickFrog, представитель службы доставки даже не позвонил.