Александр Дергай

Основатель студии Aterdux Entertainment

Я уехал из Белоруссии в 90-х, сначала учиться в Германию по обмену, потом переехал в Штаты. Тогда в Минске программисты получали по $100, а я нашёл хорошую работу в Америке, писал программы для брокеров и других игроков финансового рынка. Это было очень скучно, но приносило хороший доход. Пожив в США лет семь, я уехал в Москву и пробовал заниматься разными проектами, даже пытался писать книгу, научно-фантастический роман. В 2007 году мне попала в руки первая версия игры «Легенды Эйзенвальда» (тогда она называлась «Времена раздора»). Я просидел с ней три дня. Она была шикарная, очень интересная, но ужасно переведена на английский и совсем не продвигалась. Я полез искать, кто разработчик, и узнал, что это мои соотечественники из Минска в свободное от работы время и на свободные деньги сделали такую вещь. Я решил с ними познакомиться и подумал: нужно прикинуться инвестором. А потом подумал ещё немного и понял: незачем прикидываться, нужно стать настоящим инвестором и довести проект до ума и потребителя.

В 2010 году ребята уволились со своих работ, я окончательно перебрался обратно в Минск, мы сняли офис и начали работать. Я рассчитывал, что мы закончим за два года, но уже прошло больше трёх. Я выступаю скорее как продюсер, и для меня это первый большой серьёзный проект — неудивительно, что со сроками я немного промахнулся. Но дело не только в сроках. Моих средств хватило только на первый год работы, потом я нашёл инвестора. Это мои друзья из России. Изначальный бюджет вырос в пять раз, даже денег инвестора в прошлом году нам перестало хватать.

 

Я заложил всё, что мог ,
и взял кредиты, но нужны были
ещё средства. Тогда-то 
я и вспомнил про Kickstarter.

 

 

На Kickstarter пока можно попасть только гражданину США, потому что выставить проект можно только по номеру социального страхования или по номеру ITIN (Individual Taxpayer Identification Number). У меня в Штатах остались друзья, так что с этим проблем не было. Поверьте, это не самая большая сложность, к тому же не исключено, что в скором времени это ограничение будет отменено. Об этом говорил сооснователь ресурса Янси Стриклер. Просто разместить на Kickstarter проект — мало. Нужно, чтобы он понравился пользователям. Мы готовились к размещению два месяца. Придумали сделать ролик и совместить его с игрой. Оделись в доспехи, поехали в Миргородский замок, сняли сюжет. Всё получилось очень хорошо, хотя шлем мне не подошёл и вообще доспехи я надел впервые в жизни.

Обычно больше всего проекты собирают в первые дни размещения. Мы этот период полностью провалили — разместились в пятницу вечером и собрали $2 000, хотя нужно было $50 000. 

Статистика Kickstarter показывает, что в 34% случаев игровые проекты успешно собирают средства на свои разработки. Наш проект «висел» на Kickstarter 30 дней, и я не рекомендовал бы размещаться на более длительный срок (максимальный, согласно правилам сайта, — 60 дней). Вся связанная со сбором средств деятельность требовала от нас очень много времени и усилий. Я сомневаюсь, что мы выдержали бы такой интенсивный режим два месяца. После окончания нашей кампании мы отсыпались три дня. Впрочем, малоизвестным компаниям, вроде нашей, подошёл бы срок 40-45 дней.

 

Рекомендации

Сделайте проект известным и узнаваемым ещё до его размещения на сайте краудфандинга. Разошлите пресс-релизы в СМИ, рассказывайте о проекте в блогах и на специализированных форумах. Начинайте эту деятельность как минимум за месяц до размещения кампании на Kickstarter или любом другом сайте.

Приготовьте достаточное количество материалов для продвижения, в идеале — демо-версию. Когда мы запустили кампанию и начали отслеживать отзывы на профильных форумах, поняли, что больше всего вопросов возникает к технике боя. Все хотели увидеть видео, и нам пришлось делать его в срочном порядке.

Информация о том, что вы собрали полную сумму, привлечёт новых жертвователей. После того как мы разослали победный релиз и его опубликовали несколько игровых англоязычных СМИ, нам пришло ещё примерно $13 000. 

Подумайте, что вы хотите оставить на главной странице после того, как кампания закончится. Сейчас я понимаю, что там нужно оставлять номер счёта PayPal, WebMoney или «Яндекс.Денег».

Всего на Кickstarter мы собрали $82 823. На руки после отчислений Kickstarter и Amazon мы получили $75 047. Подробнее о нашем опыте можно почитать здесь.

 

Фотография: Сергей Гудилин