Если вы просто взяли макет и отправили в типографию, а потом на выходе получили отличный результат, то поздравляю, вы только что выиграли в русскую рулетку. Как вариант — у вас очень хороший дизайнер, и вы не знаете, чего ему это стоило. Ещё вариант — у вас в типографии хороший менеджер, которого нужно беречь всеми силами. Поэтому ниже — несколько советов по обходу опасных грабель с типографиями.

Дмитрий Кибкало («Мосигра»): Как работать с типографиями. Изображение № 1.

 

 

Дмитрий КИБКАЛО

Основатель компании «Мосигра»

 

Делайте ставку на людей

Самое важное — чтобы в типографии был хороший печатник, не позволяющий себе выпускать брак, и хороший менеджер, которому не надо звонить раз в час и напоминать про тираж. При этом хороший менеджер даже важнее. Узнать его совсем просто: позвонив в десяток типографий, вы сразу поймёте, кто и как себя поведёт дальше — по стилю общения и точности ответа на вопрос именно о вашем тираже.

 

Не гонитесь за ценой

Старайтесь работать с проверенными контрагентами, не гоняясь за самой низкой ценой. Если типография вас устраивает, а цена — средняя по рынку, то вы можете получить массу приятных бонусов, вплоть до работы без предоплаты и документов, с печатью за несколько часов и оформлением всех бумаг на следующий день. Это критично, когда что-то нужно сразу, а у вас в компании довольно долгая процедура согласования и подписания.

Отслеживайте также цены в других городах. Иногда некоторые специфические вещи вроде пластиковых карт бывает дешевле заказывать с доставкой из соседнего региона.

 

Следите за сроками

Нужно смотреть в договор: хорошо бы начинать работать не по факту поступления средств, а по платёжке, плюс срок изготовления должен указываться до поставки к вам (или на склад типографии), а не просто печати (производство может быть и в другом городе). Разумеется, должны быть санкции за неисполнение сроков. При этом заказывать нужно с запасом хотя бы в 20% по времени — если вдруг случится что-то непредвиденное, у вас будет время заказать где-то ещё.

 

Имейте запасной вариант

На каждый вид работ держите двух контрагентов, готовых взять заказ, чтобы не искать потом контакты и не договариваться с нуля в случае срочной необходимости что-то сделать. Начинайте работу с типографией с небольших заказов: если всё стабильно и хорошо, в один прекрасный день можно будет без проблем доверить крупный заказ, с которым не справилась (или который не может выполнить по срокам) другая типография. Хорошо, если ваш «запасной» контрагент находится довольно близко: часто приходится ездить и забирать срочные тиражи самостоятельно.

Если у вас задерживается большой тираж офсетом, не ждите, пока он будет напечатан, а закажите цифровую печать нескольких сотен экземпляров — это поможет скомпенсировать «разрыв» в поставках. Особенно хорошо, если такая печать будет делаться за счёт самой типографии в качестве исправления ошибки.

На Новый год старайтесь бронировать окно или заказывать заранее — весь декабрь типографии работают со 100% загрузкой.

 

Подготовьте образцы

Отправляйте в типографию образец материала. Например, визитку из прошлого тиража или распечатанный на цветном принтере буклет, согнутый как вам надо. Это поможет решить кучу проблем заранее. Хорошо, если такой прототип подписывается дизайнером и подшивается и у вас — это повышает ответственность с вашей стороны.

До большого тиража делайте цветопробу. Цель — не только проверить цвет, но и качество нанесения краски.

 

Прочитайте договор

Всегда проверяйте фактическую информацию, например, цены. Опечатка в цене может стоить всего тиража. Хорошо, когда такие материалы подписывают ответственные лица вроде закупщиков.

Обращайте внимание на отсылки к ГОСТу в договоре. Дело в том, что даже если вам пообещают точность +/-2 миллиметра, то на практике вы можете получить все 3-4, и типография останется права. В ГОСТе установлены совершенно иные допуски, нежели было обозначено на словах. Поэтому, если вам критично получить какой-то параметр, жёстко прописывайте желаемое в техзадании. Техзадание должно быть приложением к договору.

Также надо чётко прописать вопросы возврата брака. То, что является браком, можно зафиксировать в электронной почте, не обязательно это указывать в договоре.

 

Проверьте продукцию

После доставки материала на склад пересчитывайте коробки и заглядывайте в них: нередко их забывают в машине или доставляют не те. Обязательно проверяйте качество материалов при получении, причём рассматривайте не только верхнюю листовку, но и весь тираж (придётся заглянуть в самый низ коробки тоже).

При транспортировке свеженапечатанной тёплой продукции зимой помните, что внутри коробок может образоваться конденсат, который позже склеит всю пачку. Не возите плакаты на глянцевой бумаге в тубусах, если они не были высушены в типографии.

Фотография via Shutterstock