Антон МАЖИРИН

Руководитель и совладелец Free-lance.ru

Истоки конфликта

Мы с Василием создали сайт вместе в 2005 году. До 2009 года я был гендиректором, а потом ушёл «искать себя». Для этого нужно было отойти от дел. Мы с Василием договорились, что уйду на два года, но потом смогу вернуться. Перестав быть генеральным директором, я остался в акционерах. На момент ухода от дел моя доля составляла 30%.

К тому времени Free-lance.ru уже была успешной компанией, всё шло своим ходом. Основным источником наших доходов были и есть аккаунты PRO.

Когда я вернулся в конце 2012 года, у меня было ощущение, что компания идёт не туда. Людям обнулили отзывы, которые они нарабатывали долгое время. Интерфейс практически не изменился со времени моего ухода. Кроме того, было много действий, направленных на удержание позиций и зарабатывание денег, но ничего нового не разрабатывалось.

 

Кризис Free-lance.ru

Кризис начался, когда предыдущая администрация запустила сервис «Сделка Без Риска». Фрилансерам и работодателям было запрещено обмениваться контактами (оставлять их в своем аккаунте, в сообщениях, в проектах). Более того, пользователей обязали проводить сделки только через сайт, через сервис «Сделка Без Риска», который при этом брал 7% комиссии с заказчика и ещё 3% с исполнителя.

Но и все вышеописанное было мелочью по сравнению с тем, что администрация занялась модерацией личных сообщений. Естественно, поднялась шумиха.

После изменений в октябре мы начали терять аудиторию. Стали падать публикации проектов. Наши продажи снизились на 20%.

передо мной был выбор: уходить, продать долю в компании, или возвращаться в команду Free-lance.ru. Я выбрал второй вариант

 

Весь кризис шёл на фоне конфликта с директором и совладельцем компании Василием Воропаевым. Одной из причин конфликта являлось то, что Василий не выплачивал дивиденды, не хотел работать по KPI и не следовал указаниям акционеров.

Акционерами компании тогда были Mail.ru Group и Headhunter.ru, который полностью принадлежал Mail.ru Group. Акционеры, в том числе и я, были против введения обязательной «Сделки Без Риска», но Василий Воропаев сделал всё по-своему. Мы с Headhunter.ru и Mail.ru Group сначала пытались договориться с Василием, но когда поняли, что это невозможно, стали искать покупателей. В итоге долю Mail.ru купили Артём Бектемиров и Виталий Мартьянов (совладелец сети «36,6» и соучредитель фармкомпании «Лекко» соответственно — H&F).

В это время в интернет просочилось письмо для внутреннего пользования. Оно появилось на аккаунте Free-lance.ru на Habrahabr, а затем разошлось по Рунету за считаные часы. Возможно, кто-то из сотрудников слил его, потому что аккаунт на Habrahabr был создан после моего ухода в 2009 году. Причины и мотивы неизвестны мне до сих пор.

Дальше передо мной был выбор: уходить, продать долю в компании, или возвращаться в команду Free-lance.ru. Я выбрал второй вариант.

Антон Мажирин: Как Free-lance.ru преодолевал кризис. Изображение № 1.

Новые акционеры

Новые акционеры активно принимают участие в жизни компании. Совместно с ними мы приняли план дальнейших действий. Они доверили управление мне и гендиректору Владимиру Тарханову. Владимир занимается коммерческой частью, а я — творческой.

Бектемиров и Мартьянов дают советы по бизнесу, а также делают фидбэк со стороны крупных компаний. Люди, которые занимаются бизнесом на таком уровне, знают, что делать в интернете, вопреки всеобщему заблуждению об обратном.

С подачи акционеров мы ввели верификацию фрилансеров, чтобы заказчик, который не пользуется услугой «Безопасная Сделка» («Сделка Без Риска»), видел, что с ним работает живой человек. На данный момент её прошли уже 1 500 человек.

 

Изменения

В течение прошлого года все сотрудники тяжело переносили сложившуюся ситуацию. Это был не просто конфликт, а конфликт двух основателей.

Естественно, сотрудники переживали, не понимая, что будет дальше и будет ли. Многие работали в команде Free-lance.ru ещё до моего ухода. Они спрашивали меня о будущем компании. Но я не устраивал общих встреч и не делал заявлений. Я не любитель толкать речи с броневиков о светлом будущем. Считаю, что судить всё равно будут по тому, что получится в итоге.

Когда я вернулся к руководству компанией, у меня был план. Первым делом нужно было открыть людям контакты.

На графике видно, что после этого увеличилась активность на сайте.
Мы предприняли действия, направленные на улучшение жизни обычного фрилансера. Если раньше он платил 3% за «Безопасную Сделку», то сейчас – 0%.

Служба поддержки у нас была устаревшая. Сейчас все большие сайты самомодерируемые, а у нас модераторы всё ещё «вручную» читают блоги и ищут нарушения. Нужно следить за содержанием главной страницы, но лезть в блоги и личные сообщения — глупость.

Я не понимаю, зачем писать пользователю о том, что «вы очень важны для нас», и при этом заставлять его разбивать голову
о корявый интерфейс

 

Поддержкой пользователей занималась Ирина Котова, которая ушла из компании по своей инициативе в марте. После этого мы начали реформировать службу поддержки. Сейчас хотим уволить из неё 20 человек. Нам нужно перераспределять ресурсы и направить высвободившиеся ресурсы в разработку. Сейчас мы говорим пользователю: «Извините, у нас плохие интерфейсы» — и водим его за руку по ним же. Другое дело — сделать понятный интерфейс, с которым у него не будет сложностей.

На сайте были функции, которые не менялись с момента создания. Например, портфолио — важнейшая вещь для фрилансера. Оно оставалось неизменным с 2005 года. У человека, который впервые решил воспользоваться сайтом, заполнение портфолио занимало 15 минут.

Я не понимаю, зачем писать пользователю длинные тексты о том, что «вы очень важны для нас», и при этом заставлять его разбивать голову о корявый интерфейс. Фрилансеру и работодателю нужно давать то, что он хочет, а не то, что нам удобно сделать. Наших пользователей заставляли пройти семь кругов ада, параллельно объясняя, как они важны для нас. Я не занимался проектом, когда создавалась такая система. Думаю, во всём виноваты розовые очки маркетинга, как написали в бизнес-линче у Лебедева про нас.

Недавно, в апреле, мы купили домен FL.ru. У нас на него большие планы. Во-первых, таким доменом удобнее пользоваться на мобильных устройствах: он легко запоминается. Во-вторых, мы хотим сбросить старую карму неудавшихся революций.

 

Планы

Вновь уходить из бизнеса я не хочу. Два года после своего ухода в 2009 году я искал состояние, когда буду удовлетворен, чем бы ни занимался, и я нашёл его. Иначе бы не вернулся. Мне интересно, что будет с компанией через год или два. Сейчас на Free-lance.ru в месяц публикуется 39 008 проектов, а зарегистрировано 1 436 639 человек. Думаю, это как минимум неплохо, мы по-прежнему лидеры и не собираемся сдавать позиции, хотя и пережили непростые времена.