Гонка на время: Как успеть выпустить продукт в срок. Изображение № 1.

 

Сергей РЫЖИКОВ

Сооснователь и генеральный директор «1С-Битрикс»

Когда твоя компания развивается только на собственные средства, ты должен всё время заниматься продажами. У нас новые релизы продуктов появляются раз в полгода. Четыре месяца наши программисты разрабатывают продукт, потом эстафету принимают маркетинг и продажи, которые его «отрабатывают». Главное — никогда не откладывать релиз, что бы ни случилось. 

Один раз мы решили сделать слишком много к новому выпуску. Надо было от чего-то отказаться, что-то отложить, но мы этого не сделали и выпустили слабый продукт. Это стало поводом перестроить коммуникации внутри компании так, чтобы всё успевать. Вот несколько простых правил:

 

Не бойтесь копировать

Один из наших партнёров, веб-студия, получил заказ сделать сайт для крупной розничной сети с кучей магазинов по стране за три месяца. Представители веб-студии и розничной сети встретились в большом зале с двумя проекторами для обсуждений. Они спорили два часа, где какая плашка должна быть и какими должны быть картинки. Спор был дилетантским, потому что ритейлеры ничего не понимали в веб-дизайне. 

В конце концов гендиректор сети попросил вывести на экран проектора сайт западной компании-конкурента, которой на тот момент не было в России. Он сказал: «Вы мне сделаете точную копию этого сайта. Я не знаю, почему здесь полоски такого цвета и так далее, но уверен, что конкуренты потратили сотни тысяч долларов, чтобы исследовать это.

Иногда новые продукты годами
не выходят на рынок из-за неспособности поставить крайнюю точку и совершить бросок

 

Через два месяца я выведу на два проектора два сайта, конкурентов и наш, если они будут отличаться хоть на пиксель, то я уволю ответственных за проект». Все схватились за голову. Но потом оказалось, что гендиректор сети сберёг кучу денег своей компании.

Эта история не о воровстве, а о том, что в каждом проекте должна быть крайняя точка и быстрое движение в её направлении. Директор понял, что его топ-менеджеры не умеют договариваться с дизайнерами. Тогда он обошёл слабые места своей компании, успел открыть свой интернет-магазин раньше конкурентов и увеличил долю на рынке, пусть даже это повлекло за собой репутационные риски, связанные с плагиатом. А если бы менеджеры и дальше пускались в рассуждения и согласования, то сайт мог бы делаться бесконечно долго.

 

Не будьте перфекционистами

Иногда новые продукты годами не выходят на рынок из-за неспособности поставить крайнюю точку и совершить бросок. 

Один знакомый мне производитель софта готовил к выпуску продукт, но конкуренты выпустили свой аналог раньше. Он был в чём-то хуже, а в чём-то лучше — мои знакомые испугались и решили перенести релиз, чтобы выпустить бомбу. Их продукт получился заумным, сложным и оказался невостребованным. Так компания совершила ошибку, отказавшись от коротких циклов, которые помогли бы понять реакцию потребителя.

 

Вникайте в детали

Другой производитель софта нашёл свою нишу и выпустил прекрасный продукт. Он очень хорошо продавался, и было решено выпустить второй. Его несколько раз анонсировали, но выход всё откладывался и откладывался. Так продолжалось пять лет, и в итоге продукт так и не вышел. 

Я не знаю всех деталей этой истории, но главная причина неудачи мне известна. Генеральный директор хоть и ставил дедлайны, но сам не участвовал в игре, не толкал компанию к релизу. Когда лидер расслаблен и его напряжённость не возрастает с приближением контрольной точки, то нет почти никаких шансов на то, что компания выпустит продукт: нет мотива.

Дисклеймер

Некоторые предприниматели говорят, что я использую аврал как метод управления. На самом деле движение короткими перебежками от одной цели к другой, наоборот, предупреждает авралы. Такая тактика сглаживает несогласованность в действиях разных сотрудников и выравнивает их эффективность — которая по определению у одних людей выше, а у других ниже.

В финансах или промышленном производстве бессмысленно двигаться вперед такими толчками. Но мы работаем на очень динамичном рынке, который полностью меняется буквально за три года. Даже Microsoft, если он вдруг прекратит выпускать что-то новое, через три года окажется на краю гибели. Нам просто приходится так работать. 

 

Фото: Kevin Van Aelst