В фильме «Мне бы в небо» фирма главного героя Райана Бингэма выполняет неприятную работу: сообщает сотрудникам об увольнении. В современной практике есть даже отдельное направление на рынке труда — аутплейсмент — найм специальных людей, которые помогают сделать расставание безболезненным. H&F спросил у предпринимателей и CEO, как они справляются с этой задачей.

 

Ты уволен: Как предприниматели расстаются с сотрудниками. Изображение № 1.

 

Аркадий САНДЛЕР

Глава компании интернет-проектов Essential Commerce

Я довольно долго принимаю решение о том, что пора расстаться с сотрудником: все время «даю шансы» и «объясняю причины». Правда, есть границы, за которыми решение принимается быстро. Вообще, в России сложно с квалифицированными сотрудниками, поэтому часто понимаешь, что найти и обучить нового может быть дороже. Об увольнении подчинённым говорю лично — а что делать?

невозможно быть всегда хорошим — бывает, что и конфликты случаются

 

Но в любом случае это всегда негатив, особенно если сотрудника просят уйти, а не он сам принимает это решение. Кстати, создать ситуацию, при которой человек сам решит уволиться, — один из способов свести негатив к минимуму. Я не имею в виду явные гонения: всё должно быть тоньше. Со многими из тех, кого я увольнял, поступал именно так.

Если ты заботишься о «карме», то даже во время увольнений слишком громко быть не должно. При этом невозможно быть всегда хорошим — бывает, что и конфликты случаются. Интересы дела важнее, чем локальный информационный выплеск. Не будешь же оставлять сотрудника лишь из-за боязни негативных отзывов.

 

Ты уволен: Как предприниматели расстаются с сотрудниками. Изображение № 2.

 

Виталик БЫКОВ

Основатель рекламного агентства Red Keds

Если вы не садист, то увольнять людей — самое неприятное в работе дело. За девять лет мне пришлось расстаться со многими сотрудниками по разным причинам. Самое запоминающееся увольнение — первое. Не хочется признаваться, но когда мне пришлось уволить этого человека, я пустил слезу, как девочка.

За многие годы мы попытались сформулировать принципы, по которым расстаёмся с людьми. Нужно сказать, что мы с партнёрами — довольно терпеливые люди. По-моему, только в Red Keds бывшие сотрудники могут возвращаться в компанию больше трёх раз. Хотя недавно мы решили, что «трижды нельзя войти в одну реку», и принимаем теперь обратно только дважды. Есть ещё несколько правил, которые, впрочем, не являются догмой.

— Никто не увольняется зря. Все люди, которые уходили, не умерли от голода, не оказались на дне общества (хотя рекламист — уже и есть дно, но бывают профессии ещё хуже — коллектор, мент и охранник из пятого подъезда).

— Хороший человек — не профессия. У нас работало много отличных людей. Но нужно взять волю в кулак и признаться, что в компании из 70 человек 35 не могут быть душой коллектива. Достаточно одного, ну, максимум, трёх бездельников.

Самое запоминающееся увольнение — первое. когда мне пришлось уволить этого человека, я пустил слезу, как девочка

 

— Крутой профессионал нужен, только когда он востребован. Когда вы работаете в творческом бизнесе, у вас постоянно возникает желание взять на работу талантливого парня, который умеет очень хорошо рисовать помидор. Верстать не умеет, огурец рисовать не может, но, чёрт возьми, помидоры у него получаются великолепно. В эти моменты нужно признаться себе в том, что у вас нет заказов на помидоры. Так человек сможет реализовать свою способность где-то в более подходящем месте, а вы — не растрачивать средства.

— Нужно расставаться с людьми максимально комфортно для обеих сторон. Когда мы обсуждаем увольнения, то стараемся достичь позитивного исхода для сотрудника. В компании работает не так уж много людей, так что чаще всего увольнение берёт на себя либо директор, либо руководитель отдела. 

Были случаи, когда уволенные сотрудники нас шантажировали. Мы склоняемся к тому, чтобы идти на переговоры и находить пути решения конфликта. Так как угрожать нам, в общем-то, нечем, обычно всё заканчивается ничем. Были случаи, когда сотрудники рассказывали плохо о нашей компании клиентам и другим организациям. Это никак не вредит нашей репутации, потому что таких случаев — единицы, и в основном люди стараются из жадности, злости или глупости показать себя в хорошем ключе. Обычно мы очень быстро об этом узнаём и стараемся не тратить эмоции впустую. Как показывает практика, время справедливо разрешает эти ситуации.

 

Ты уволен: Как предприниматели расстаются с сотрудниками. Изображение № 3.

 

Булад СУБАНОВ

Советник председателя правления Банка «Раунд» (зампред правления OTP Банка)

Когда я принимаю решение об увольнении, то хорошо всё обдумываю, потому что хочу быть уверен, что сделал всё, чтобы сотрудничать с этим человеком эффективно.

Увольняю только лично. Я работаю с высококвалифицированными профи, и при расставании требуется не только объяснение причин, но и предложение о дальнейшей коммуникации, ведь мы остаёмся в одной индустрии.

Слава богу, увольнять приходится нечасто. Это вообще всегда крайняя мера и, по сути, подтверждение того, что руководитель оказался не способен построить работу пусть с непростым, но коллегой.

Я научился расставаться мудро — так, чтобы бывший сотрудник понял логику принятого решения и поддержал меня как менеджер менеджера, даже если он как человек против.

Я научился расставаться мудро — так, чтобы бывший сотрудник поддержал меня как менеджер менеджера, даже если он как человек против

 

Умение превентивно управлять потенциальными будущими конфликтами — базовый навык руководителя. А в век Twitter и Facebook этот навык стал ещё более востребованным. Правила здесь три: личное участие, оперативность и адекватность. А ещё честность.

Когда-то я увольнял сотрудника, проработавшего в организации много лет. Мы оба понимали, что это необходимый шаг и для компании, и для него: новые вызовы рынка, изменение фокусировки бизнеса, другие нагрузки, изменение правил взаимотношения штаб-квартира — регион. Это были не переговоры организации и сотрудника, это был разговор двух наёмных менеджеров о причинах происходящего... Прошло много лет, мы работаем в разных организациях, но опыт, доставшийся нам, позволяет общаться и с улыбкой вспоминать совместную работу.

 

Ты уволен: Как предприниматели расстаются с сотрудниками. Изображение № 4.

 

Максим ПОСТНИКОВ

Основатель rosrabota.ru

Если сотрудник только начал работу в компании и находится на испытательном сроке, обычно хватает нескольких недель, чтобы понять, стоит ли развивать эти отношения или лучше расстаться, пока это не стало слишком сложно. Тогда решение об увольнении принимается за пару дней или даже быстрее. 

Но чем дольше кто-то работает, тем больше времени нужно на то, чтобы окончательно принять решение об увольнении. Когда ты привык к кому-то, всегда хочется дать ему «ещё один шанс».

Я считаю, что увольнять должен тот, кто брал человека на работу. Сильный руководитель должен уметь честно посмотреть в глаза и сообщить новость. Делегировать эту функцию HR-отделу можно в исключительных случаях. Например, когда уволенный сотрудник психологически нестабилен или когда в рамках большой компании для него может найтись другое место. Но в этом случае правильно действовать по принципу «я тебя нанял — я тебя и уволю». 

За последние полтора года мы попрощались с пятью людьми. При этом наняли около 20 сотрудников — можно сказать, пока нам везёт. Самый сложный для меня случай был на предыдущем месте работы в большой IT-компании. Тогда решение об увольнении сотрудника было спущено на меня сверху. Я могу объяснить собственные действия. Но когда приходится говорить, что «это решение сверху, но я ничего не могу сделать», это очень неприятно. 

Важный совет: в IT-компании, прежде чем объявить сотруднику об увольнении, на всякий случай закройте
его админские доступы. С этим лучше не рисковать

 

В большинстве случаев увольнение для сотрудника — это прежде всего удар по самооценке. Именно его я стараюсь максимально смягчить. Это первый шаг к мирному расставанию. Никто не хочет слышать «ты уволен, потому что ты плохо работаешь и вообще мы тебя не любим». Нужно помочь человеку найти оправдание происходящему. «Мы знаем, что ты старался, но... Видимо, тебе лучше продавать не услуги, а что-то другое. Попробуй поискать работу вот в этой сфере, а мы дадим тебе рекомендации, как старательному сотруднику». Это не просто обещания. Пару раз мне приходилось давать их, и они работали.  

Случаи обиженных сотрудников, конечно, были. Одна женщина, не проработав и месяц испытательного срока, при увольнении начала спекулировать своей судьбой. Дескать, она бедная сирота (в свои 35 лет), и жизнь её очень тяжела. Я в тот момент очень обрадовался, что мы ещё не успели оформить её в штат. 

Важный совет: в IT-компании, прежде чем объявить сотруднику об увольнении, на всякий случай закройте его админские доступы. С этим лучше не рисковать. 

Новые технологии, конечно, меняют наше поведение. Но базовые принципы деловой этики остаются неизменными. Человек, гневно поливающий грязью бывшего работодателя, сам при этом выглядит не очень хорошо. И неважно, как он это делает: мелом на асфальте или в социальных сетях.

 

Фото: Fredrik Broden