Евгений ВОЛК

Основатель воркплейса «На фабрике»

Мой парикмахер Алина, у которой я стригусь уже лет семь, открыла свой салон. Он похож на сотни других: далеко от метро, стены персикового цвета, плакаты Wella и Сергея Зверева. Алина ни разу не предприниматель и не дизайнер интерьеров, но к ней стекаются клиенты со всего города: как профессионал своего дела она реально крута. Но помимо любимого дела ей теперь приходится копаться в бумажках, налоговых терминах, закупках техники, тратить время на собеседования и борьбу с пожарной службой.

Я подумал, что было бы здорово Алине не отвлекаться на такие вещи, а просто приезжать туда, где всё уже есть: встать за рабочее место, включить машинку и работать. То же самое, что и в работе по найму, но дяди, который снимает 70-процентные сливки, уже нет. 

Так я решил создать воркплейсы — места, куда мастер своего дела может прийти и сразу приступить к работе с клиентом или над заказом. Идея возникла у меня ещё зимой 2010 года, но я тогда решил развивать «Интегратор». Зато как только пошатнулась стабильность отношений между «Интегратором» и инвестором, я решил на всякий случай подготовить план «Б» и заранее отложил на него деньги. Когда инвесторы перекрыли кислород, мы с командой активировали антикризисный план: сотрудники вышли на фриланс на четыре месяца, пока мы заключали новую сделку, а весь лофт «Интегратора» был перевоплощён в первый швейный воркплейс — место для работы дизайнеров одежды. Сначала хотел открыть парикмахерский воркплейс, но понял, что наш лофт далеко от метро, а для этой сферы это принципиально. 

Хотя и к швейному проекту я был, признаться, абсолютно не готов: оверлоки? Что это? Но у меня сильная команда, которая устроила знакомство с бывалыми портными и дизайнерами одежды. Они помогли создать список необходимого оборудования для нормальной работы над коллекциями. На этапе подготовки рабочих мест меня ждало много сюрпризов. О'кей — распошивальная машинка по цене половины автомобиля, но чтобы ножницы стоили 5 000 рублей?! Одна только гладильная система обошлась в 23 000 рублей. На всю технику для 16 рабочих мест ушло порядка 350 000 рублей. Мы закупили все расходные материалы, чтобы забывчивый мастер не уходил, а мог воспользоваться запасными инструментами.

все сталкиваются с проблемами работы на дому: повсюду запах еды, бегают дети, на столе сохнет фикус, в соседней комнате родители смотрят телевизор

 

Согласно концепции воркплейса, мастер не должен отвлекаться: сломалась машинка — взял с полки другую и продолжил работу. Судьба сломанной его не должна волновать. Пришёл клиент? Администратор его встретит, проводит в примерочную, где во время общения с мастером гостю будут предложены чай и кофе, — незачем мастеру бегать по кухне и носиться с чашками. В нашем воркплейсе есть зона для встречи клиентов, просторные примерочные, а сами рабочие места оборудованы всей необходимой техникой, доступной каждому резиденту: швейные машинки, оверлоки, манекены, гладильные системы. 

Как только приехала техника, мы начали точечную бомбёжку: заходили в швейные группы в соцсетях и начинали переписываться с мастерами. Оказалось, что все сталкиваются с проблемами работы на дому: когда повсюду запах еды, бегают дети, на столе сохнет фикус, а в соседней комнате родители смотрят телевизор, совершенно нереально впечатлить клиентов, каким бы крутым ни было изделие. О вдохновении и вовсе не идёт речи. Многие говорили, что им не хватает такого пространства, какое предлагаем мы. Так, абсолютно без шума и массовой рассылки пресс-релизов, мы распродали абонементы на большую часть рабочих мест на пару месяцев вперёд.

Стоимость аренды в воркплейсе не дороже, чем в обычных коворкингах: в зависимости от количества выкупленных часов она составляет от 50 до 110 рублей за час. Наш первый воркплейс получил простое и понятное название «На фабрике» — он находится на территории Центра творческих индустрий «Фабрика» в Москве. На 28 декабря намечена его торжественная презентация. 

В первой половине 2014 года мы планируем открыть ещё один швейный воркплейс в Петербурге и парикмахерский — он также будет в двух столицах. Мы превратим это в большую сеть с помощью франшизы. Но наша франшиза будет не пресловутым пакетом документов, а физическим объектом — коробкой высотой с рабочий стол, в которой есть всё необходимое, чтобы создать идеальный воркплейс: логотип на стену, указатели, бланки, визитки и буклеты с телефоном и адресами новой точки, брендбук и прочие хитрые штуки.

Наша глобальная цель — задать стандарты воркплейсам. Уверен, что эта идея будет воплощаться повсеместно и в следующем году воркплейсы заменят загибающиеся коворкинги.

Фотография предоставлена Е. Волком