Ходим парой: Как выбрать делового партнёра. Изображение № 1.

 

Дарья ЧЕРКУДИНОВА

редактор H&F

В старом сериале «Улицы разбитых фонарей» милиционеры первым делом допрашивали жену и бизнес-партнёра убитого. Обычно кто-то из них в финале оказывался заказчиком преступления. Сюжет сериала «Хорошая жена» в первых сезонах крутился вокруг адюльтера, а теперь драма разыгралась на почве измен деловых партнёров друг другу и интересам фирмы. 

В кино всё как в жизни. Начинать бизнес в одиночку трудно и рискованно — с партнёром можно обсудить сложные решения, вместе пережить финансовые трудности, разделить полномочия. Неслучайно большинство героев H&F создают свои маленькие и большие предприятия вдвоём, втроём, вчетвером и так далее. Индивидуалисты встречаются реже коллаборационистов. В итоге нередко события развиваются так: «Я собираюсь продать проект, но партнёр, владелец доли в 10%, который вошёл в капитал пару лет назад — просто дал мне денег на развитие и почти ничего не делал, — блокировал сделку и требует слишком много денег за свою долю»*. Или так: «Я был в командировке, когда мне позвонили сотрудники и сказали, что партнёр вывозит технику»**. 

Найти подходящего делового партнёра — задача не менее важная и иногда не менее сложная, чем поиск второй половины. Сооснователь проекта SparkCamp Эми Вебб в своей ошеломительной лекции на TedTalks рассказала о том, как нашла мужа. Женщина сначала составила список из 100 характеристик, важных для неё в будущем спутнике жизни, затем проанализировала с помощью специально созданного алгоритма сотни мужских анкет на сайтах знакомств на предмет соответствия критериям. Анализу подверглись также и женские популярные анкеты — так Эми смогла вывести формулу идеальной страницы и завлечь будущего мужа не только своим умом, но и в меру открытым телом.

Беременность, престарелые родственники и мечта о кругосветном путешествии — серьёзные поводы задуматься о надёжности будущего партнёра

 

Алгоритм, созданный дотошной исследовательницей, применим и в поисках делового партнёра. В первую очередь стоит разобраться с самим собой: какие у вас мечты, что важно для вас, чего вам не хватает, кто мог бы вам помочь. Лиза Джерард, автор издания Entrepreneur.com, предлагает обсудить 10 пунктов с потенциальным партнёром, прежде чем начинать совместную работу. Самый важный вопрос касается совпадения целей. Если вы собираетесь строить компанию мечты, а партнёр вкладывается в бизнес на продажу, скорее всего, постоянные разногласия обеспечены. 

Второй обязательный пункт — регулирование отношений. Хорошо бы и вы, и ваш партнёр были готовы фиксировать на бумаге все договорённости, которых удаётся достичь. Третий вопрос — есть ли в жизни вашего будущего партнёра что-то, что может отвлечь его внимание от вашего проекта и поставить бизнес на второе место. Беременность, престарелые родственники и мечта о кругосветном путешествии вашего избранника — серьёзные поводы задуматься о его надёжности.  

Дэвид Хэнссон из 37signals и его партнёр Джейсон Фрайд рассуждают о том, что с будущим партнёром хорошо бы поработать, прежде чем создавать общее дело. То есть искать компаньона лучше среди бывших коллег. Ещё одно мнение: партнёры должны обладать разными компетенциями. То есть быть, с одной стороны, близкими по духу, а с другой — разными в плане профессиональной реализации. 

Если вы всё-таки решились поделить бизнес с партнёром, обязательно найдите третьего — такой совет может показаться абсурдным, но его автор, Стив Нилсен, президент компании PartnerUp.com, объясняет, в чём суть: «У вас должен быть рефери, владеющий 2% голосов. Когда вы зайдёте в тупик, он сможет принять решение или наложить вето». 

Последнее, что стоит обдумать и к чему стоит подготовиться заранее, — что будет, если вы не сойдётесь характерами? Если не сумеете сработаться и договориться? Ответ очевиден: вы продолжите работу порознь. Неудачный выбор партнёра и сложности в работе сделают вас мудрее и опытнее, и в следующий раз вы сможете сделать гораздо больше в одиночку или с другим, более подходящим человеком.

*, ** — упомянутые в тексте истории реальны, но поскольку конфликты партнёров на момент публикации не были исчерпаны, а стороны не выразили желания выносить их суть в публичное поле, H&F публикует эти цитаты анонимно.

Фотография на обложке: Fotobank.ru/GettyImages