На этой неделе у Facebook юбилей. За десять лет аудитория сайта достигла 1,23 млрд пользователей, две трети которых заходят в социальную сеть каждый день. Два года назад Марк Цукерберг пообещал, что главный социальный сервис на планете станет мобильным и в будущем объединит весь мир. И несмотря на то, что многие пророчат его проекту забвение, он продолжает двигаться в этом направлении. H&F отобрал пять идей главы Facebook из его недавнего интервью Bloomberg Businessweek, которые помогут добиться этого.

 

Не жалеть наличных на покупки продуктов и команд

Прошлогодняя надстройка Facebook Home для Android оказалась провалом. Самое масштабное обновление ленты новостей за всю историю соцсети было отменено после года разработки — из-за негативных отзывов тестовых пользователей. Но Facebook может позволить себе эксперименты.

В последнем квартале 2013 года выручка социальной сети составила $2,59 млрд, а на счетах Facebook находится почти $11,5 млрд наличности — не так много, как у Microsoft, Google или Apple, но достаточно, чтобы покупать, всё что нравится. Instagram, Face.com, Atlas — кто следующий?

Выпускать приложения вне Facebook

В конце 2013 года месячная аудитория мобильной версии Facebook достигла 953 млн пользователей, и теперь компания меняет свою стратегию — вместо одного неповоротливого приложения у Facebook будет много специализированных и лёгких. Эфемерное приложение Poke не смогло составить конкуренцию Snapchat и оказалось забыто? Не беда. Компания придерживалась концепции и выпустила мобильный мессенджер, который должен догнать WhatsApp.

На этой неделе выходит новостной ридер Paper, а в ближайшем будущем — календарь и переработанный для мобильных платформ поиск Graph Search. Эти приложения не стараются угодить всем, а, наоборот, заточены под определённые задачи и дают пользователю возможность выбора. А главное — продвигают основной продукт и используют его граф. Например, в США популярность мобильного мессенджера уже выше, чем у приложения самого Facebook.

 

Давать ответы на вопросы

Мобильный Graph Search — лишь одно из нововведений, которое должно помочь пользователям в повседневной жизни (например, в поиске неплохих ресторанов, в которые регулярно ходят друзья). Согласно статистике Facebook, до 10% всех публикаций связаны с поисками ответов на практические вопросы, и ещё одна цель социальной сети — предугадывать желания пользователя на основании повседневной активности. Facebook пытается выйти на территорию Google, но поисковый гигант пока обыгрывает конкурента. Неделю назад Google приобрёл европейский стартап по созданию искусственного интеллекта DeepMind Technologies.

 

Разрешить анонимность

Согласно слухам, прошлой осенью Марк Цукерберг был готов заплатить за Snapchat $3 млрд (за год до того — в три раза меньше), и дело тут не cтолько в хайпе вокруг модного среди молодёжи приложения самоуничтожающихся сообщений. По словам CEO Snapchat Эвана Шпигеля, «эфемерность» меняет сам способ коммуникации. Это уже не обмен контентом, а новая форма общения, максимально приближённая к обычному разговору. Она даёт не только свежие ощущения от социальных сервисов, но и может как-никак решить проблему защищённости переписки.

Цукерберг подходит к проблеме безопасности с другой стороны — он готов позволить пользователям использовать в новых приложениях Facebook не только имена, но и псевдонимы, как в Instagram.

 

Захватить развивающиеся страны

«Является ли доступ к интернету базовым правом человека?» — задавался вопросом Цукерберг в своём манифесте проекта Internet.org. В прошлом году глава Facebook вместе с Samsung, Qualcomm и Ericsson организовал группу, которая займётся проблемой доступа к интернету в развивающихся странах с низким уровнем дохода и плохой связью. В их планах — радикальное снижение стоимости гаджетов и доступа к сети, а также бесплатное предоставление онлайновых сервисов. И это не просто благотворительность. Марк Цукерберг вряд ли лишён прагматизма. Сейчас доступ к интернету имеет лишь треть населения земного шара, рынок развитых стран со временем перенасытится. Чтобы решить эту проблему, можно заранее создать новые плацдармы для развития. Пока жители бедных стран Африки и Азии не могут позволить себе пользоваться интернетом. Разогнав их экономику с помощью новаций, Facebook создаст для себя привычную и удобную среду. А после привлечёт новых пользователей и объединит весь мир.