Алексей ПРОКОПЬЕВ

сооснователь группы компаний «ПиК»
и сервиса A2B.ru

Год назад, в январе 2013 года, нас пригласили принять участие в конкурсе по отбору компаний, обслуживающих Олимпиаду в Сочи. Это приглашение нам прислал наш старый корпоративный клиент — американская телевизионная сеть NBC. Им было бы удобно, чтобы мы получили аккредитацию Оргкомитета и продолжали их обслуживать и на таком важном событии. 

Сообщество компаний, обслуживающих Игры, — это закрытый клуб, но нам удалось в него попасть благодаря отсутствию конкурентов. Рынок трансфера во всём Краснодарском крае далёк от совершенства: он нецивилизованный, игроков не хватает, а те, кто есть, заламывают дикие цены. Нам тоже пришлось повысить расценки, чтобы покрыть затраты на обучение 250 сотрудников и их проживание в Сочи. Но при этом удалось сохранить их на рыночном уровне — цены здесь примерно на 30% дороже, чем на перевозки в Москве. Другие игроки за те же деньги не могут предложить хорошего сервиса.  

Потом сработал эффект «сарафанного радио». Нашими клиентами стали крупнейшие спонсоры Олимпиады: «Мегафон», Volkswagen, Visa, Procter&Gamble, McDonald's и другие. Всего у нас 12 корпоративных клиентов. В основном им требуются разовые трансферы из аэропорта Сочи в отели или аренда автомобиля с водителем. Также мы выполняем и индивидуальные запросы: сдаём в аренду автобусы, предоставляем водителей на аутсорсинге и другое.  

Мы обучали водителей, диспетчеров, операторов и службу технической поддержки. Обучение состояло из занятий по правилам встречи клиентов, ухода за авто и внешним видом, а также топографии местности. Чтобы водители, которые никогда не были в Сочи, свободно ориентировались в городе, мы использовали Google Maps Street View. По карте они запоминали, как доехать из точки «А» в точку «Б».

 

Обслуживать Олимпийские игры — очень хорошо для имиджа. Но для нас это коммерческий проект

 

У каждого клиента разные требования к водителям, нам приходится подстраиваться под всех: для NBC важно, чтобы водители говорили по-английски и ездили очень аккуратно, для Volkswagen не важен английский, у них весь менеджмент русскоязычный, зато важно, чтобы водители хорошо выглядели, были в пиджаках.

Конечно, не обошлось без форс-мажора. Например, когда в конце января весь Ростов-на-Дону замело, там на сутки застряли 15 наших автобусов. Нас спасло лишь то, что мы повезли сотрудников на обучение раньше — тренинги пришлось проводить в ускоренном режиме, зато клиенты ничего не заметили. Были сложности из-за бюрократии. С 7 января в регионе ввели свидельства для иногороднего транспорта, без них там нельзя было находиться. Но выдавать их начали только вечером 6 января — не все свидетельства были готовы в срок. Дня четыре всё стояло. Нам пришлось загрузить по полной пять машин, у которых было свидетельство. Было сложно, но мы справились.   

В интернете и в западной прессе постоянно всплывают негативные отзывы о сервисе в Сочи. Это неправда. Я на днях ужинал с топ-менеджером NBC, и он абсолютно искренне хвалил организацию Олимпиады. Сказал, что крайне удобно устроена логистика, потому что всё сосредоточено в двух транспортных центрах. Ещё он говорил о волонтёрах: они действительно отзывчивые, всегда хотят помочь. На Олимпиаде в Лондоне в 2012 году такого не было: волонтёры, конечно, улыбались, но они подходили к общению с гостями слишком формально. Я и сам это заметил, когда был там. Мы стажировались там всей компанией. Хотя, конечно, с точки зрения трансфера там гораздо более конкурентный рынок.  

Обслуживать Олимпийские игры — очень хорошо для имиджа. Но для нас это в первую очередь коммерческий проект. Мы надеемся, что наш годовой оборот за счёт этого увеличится в три раза (в 2013 году он составил 100 млн рублей. — Прим. H&F). К тому же у нас уже начались переговоры о том, чтобы обслуживать «Формулу 1», саммит «Большой восьмёрки» в Сочи в июне и чемпионат мира по футболу-2018. 

А пока я расслабляюсь, хожу на все соревнования и болею за наших. Моей задачей было организовать и запустить весь процесс, и это удалось.