FAQ: Как подготовиться к налоговой проверке. Изображение № 1.

 

Ольга ПОНОМАРЁВА

Управляющий партнёр группы юридических
и аудиторских компаний «СБП»

Как узнать, что к вам едут

В последние годы ФНС ушла от практики тотальных проверок, усилила аналитическую составляющую своей контрольной работы, таким образом налоговики создают условия, чтобы налогоплательщик добровольно исполнил свои налоговые обязательства.

Проверке могут предшествовать попытки налоговиков вступить с вами в диалог и собрать информацию о вашем бизнесе: вызвать на допрос, на налоговую комиссию или попросить предоставить какие-то документы. Налоговые инспекторы выходят на выездную проверку не для того, чтобы выявить нарушения (если вы попали в план проверки, значит, нарушения у вас уже есть), а чтобы собрать доказательства, которые подкрепят их штрафы и налоговые доначисления.

Основной документ, который регулирует порядок отбора кандидатов на проверку, — это Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которая содержит 12 критериев для самостоятельной оценки вашего бизнеса. Они позволяют определить, ведёте ли вы финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском и каковы ваши шансы попасть под проверку.

Планирование выездных налоговых проверок должно быть открытым процессом. Однако у налоговой службы всегда были и есть свои внутренние дополнительные критерии, по которым отбираются компании. В частности, ФНС использует в работе информационную базу «Досье рисков», применяет автоматическую систему, которая отбирает компании на проверку по 43 признакам налоговых рисков. Кроме того, налоговики активно используют единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) и список юрлиц, контролируемых в первую очередь (ЮЛКПО), где по известным 109 признакам выявляются фирмы-однодневки, а затем проводится анализ и проверка их контрагентов.

Основные фаторы риска: низкий уровень заработной платы, низкая рентабельность, убыточная деятельность, большие вычеты по НДС. Если налоговой инспекции станет известно, что вы замешаны в схемах ухода от налогов с использованием фирм-однодневок, то вас в первую очередь включат в план налоговых проверок.

 

Как встречать инспекторов

Главный документ, который должен быть у налогового инспектора, — это решение о проведении выездной налоговой проверки. Оно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. В нём должны быть указаны наименование проверяемой организации, предмет проверки, то есть налоги, правильность их исчисления и уплаты, периоды, за которые проводится проверка, обязательно указываются ФИО и должности налоговиков. Инспекторы должны предоставить свои удостоверения.

Перенести визит проверяющих можно, только надо договориться. Для этого нужно заранее передать в налоговую инспекцию письменное ходатайство с уважительными причинами и подкрепить их доказательствами, например, что в эти дни вся ваша компания участвует в выставке, которая крайне важна и необходима для вашей деятельности.

Просто не пускать проверяющих и/или скрываться от них — не самая разумная стратегия, особенно если вы получили лично или по почте решение о проведении проверки. Если будете скрываться, то налоговая инспекция имеет право провести проверку расчётным методом, то есть будет основываться на выписках по вашим счетам и данных об аналогичных налогоплательщиках. Объём доначислений значительно возрастёт, а вы лишитесь возможности контролировать ход проверки и предоставлять доказательства в свою защиту.

 

На что будут смотреть проверяющие

Налоговики по своим базам и имеющейся у них информации отобрали вашу компанию на проверку. Теперь их задача — вернуться с «добычей». Помимо того, что привлекло их внимание на этапе отбора вашей компании на проверку, придя к вам, они будут смотреть:

– сомнительные операции по фирмам-однодневкам. Налоговики внимательно проверят информацию, как вы отбирали компанию-контрагента, работала ли ваша компания раньше с производителем товара, который купила через посредников, проверят регистрацию контрагента на момент сделки, поинтересуются адресом и помещением контрагента, допросят контрагента, выяснят его квалификацию и т.д. Кроме того, они попытаются выяснить, могла ли ваша компания выполнить работы по сделке сама, и проверят все документы по сделке;

– заработную плату (если вы выплачиваете зарплату ниже среднего уровня, принятого в аналогичных видах экономической деятельности);

– авансовый отчёт и документы, подтверждающие транспортные расходы (транспортная накладная и путевой лист). Эти документы часто неправильно оформляют, что позволяет налоговикам оспорить эти расходы. Более того, если что-то было придумано (а это происходит очень часто), то заполнить эти документы так, чтобы подкрепить реальность операций, бывает очень трудно;

– сделки с взаимозависимыми лицами. Проверяющие могут этим интересоваться, чтобы «пришить» какую-нибудь схему по уклонению от уплаты налогов. Например, в последнее время налоговики практикуют одновременный приход в один день на все предприятия группы компаний.

 

Методы работы налоговиков

По статистике, выездная проверка — это самое эффективное средство налоговиков пополнить государственный бюджет. 99% выездных проверок заканчиваются начислением недоимки. Это не удивительно, так как перед принятием решения о проведении выездной проверки налоговые органы проводят сложную аналитическую работу и приходят, как правило, к тем, кому, по их мнению, есть возможность начислить налоговую недоимку. Например, в Москве средний размер доначислений по проверке составляет 2–3 млн рублей. Эта сумма может быть и больше — всё зависит от оборотов налогоплательщика.

По мнению налоговиков, самый простой и надежный способ доначислить налоги — это найти среди ваших контрагентов фирмы-однодневки, признать полученную экономию по сделкам с ними необоснованной налоговой выгодой и начислить недоимку. Многие компании до сих пор так или иначе работают с однодневками, которые, правда, пытаются мимикрировать в другие формы, делают свою деятельность более завуалированной. Но и налоговики научились их вычислять и постоянно обновляют свои методы работы.

 

О чём предупредить сотрудников

Сотрудников нужно готовить заранее. Как правило, в любой компании знают свои «слабые» места, в том числе и по поводу каких сделок и каких контрагентов могут возникнуть вопросы.

С учётом этих «слабостей» и нужно подготовить сотрудников: что именно говорить, и не более этого. Нужно научить их не давать лишней информации. Если на предприятии введён режим коммерческой тайны, то стоит воспользоваться этим правовым аспектом и не предоставлять информацию, ссылаясь на предусмотренную законом тайну. Обязательно проинструктируйте сотрудников о том, что не нужно предоставлять всё, что просят сотрудники налоговой инспекции, например бухгалтерскую базу, базу контрагентов и т.п. Также стоит предупредить сотрудников о возможности использования ст. 51 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не обязан свидетельствовать против себя.

 

Результаты проверки

Иногда сумма налоговых претензий такова, что предприниматели вынуждены закрывать свой бизнес с помощью банкротства. Кроме этого, налогоплательщика может ожидать и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства.

В любом случае, если есть возражения на акт налоговой проверки или вы не согласны с решением по результатам налоговой проверки, то нужно бороться за свои интересы, чтобы отбить полностью претензии налоговиков или существенно их снизить.

По итогам налоговой проверки вы получаете решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с п. 9. ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено решение.

Для решений, вынесенных по итогам проверки, введено обязательное досудебное обжалование в вышестоящем налоговом органе. При этом решение по проверке может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок с момента вынесения решения (ст. 101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС должна быть подана через налоговый орган, который вынес это решение, и налоговики обязаны в течение трёх дней со дня поступления указанной жалобы направить её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Срок рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе определён в 1 месяц с возможностью продления ещё на 15 дней.

Если вы не будете удовлетворены решением налоговых органов на ваше обращение в досудебном порядке, то следующий шаг — это обращаться в арбитражный суд, где предстоит в иске изложить свои возражения на решение по налоговой проверке.