H&F совместно с образовательной платформой Eduson.tv продолжает рубрику, в которой публикуются выжимки из лучших бизнес-курсов. В новом выпуске преподаватель Лондонской школы бизнеса Доминик Хоулдер даёт пять советов о том, как создавать успешную стратегию компании.

Подробнее — смотрите учебный курс Хоулдера.

 

Курс молодого CEO: 5 советов о создании успешной стратегии. Изображение № 1.

 

Доминик ХОУЛДЕР

LinkedIn
Преподаватель Лондонской школы бизнеса

Понятная стратегия

Хорошая стратегия компании должна воплощать наши мечтания в жизнь и определять путь, который приведёт к цели в заданное время. Стратегия компании является секретом для всех, кроме руководства? Вряд ли можно придумать что-то хуже. Совместного результата невозможно добиться без доверия внутри коллектива и систематического подхода: не только члены совета директоров, но и обычные сотрудники организации должны планомерно его добиваться. Для этого стратегия компании должна быть последовательна и понятна тем, кто работает на нижнем уровне организации, так же хорошо, как и лидерам.

Понятную и эффективную стратегию можно построить на основании шести ступеней: видения (или представления о будущем), миссии компании (её грядущего положения на рынке), а также плана действий, который обеспечивает преобразование миссии в пошаговые действия и персональные задачи для сотрудников, влияющие на распределение годового бюджета компании. 

Реалистичное видение

Видение — это представление о грядущем ландшафте для нашего бизнеса. Оно должно стать картой пути к успеху, и поэтому необходимо, чтобы видение отражало текущую ситуацию вокруг клиентов и конкурентов, представление о клиентах в будущем и то, как со временем будет меняться окружающая среда. Видение должно быть реалистичным и адекватным сложившейся ситуации. 

Так, моим клиентом является один из крупнейших поставщиков программного обеспечения для организаций. В своей работе эта IT-компания изучает тенденции и тренды на годы вперёд, включая обработку больших объёмов данных. Кроме того, они учитывают изменения в самом обществе, а не только в технологиях. 

Запоминающаяся миссия

Если вы хотите добиться успеха, сформируйте цель существования компании. Ваша миссия должна быть запоминающейся и оригинальной: о ней должны помнить не только в зале совета директоров, но и на рабочих местах; её должны узнавать обычные пользователи и даже ваши конкуренты. Миссия компании должна мотивировать и увлекать. Кроме того, в ней должны быть определены критерии успеха для того, чтобы понять, добились ли вы поставленных целей.

Хорошим примером запоминающейся миссии является программа «Аполлон»: в начале 1960-х президент Джон Кеннеди пообещал, что до конца десятилетия США сможет высадить человека на Луну и благополучно вернуть его обратно. Эта миссия обещала эффектную цель, вдохновляла, задавала горизонт событий и предоставляла простой способ оценки результата. Согласно расхожей шутке, любая уборщица в центре управления полётами знала, что она не просто моет пол, а помогает отправить человека на Луну. Но это лишь отчасти шутка: для достижения успеха необходимо создать миссию для каждого уровня компании и показать ценность каждого сотрудника для достижения общего результата.  

Осуществимый план

Выбирайте только осуществимую стратегию, иначе ваши действия закончатся катастрофой, а вы сами будете выглядеть как Наполеон Бонапарт, потерявший свою великую армию из-за самонадеянности и русских морозов. Чтобы достигнуть поставленных целей, не уделяйте внимания отвлекающим факторам, а тщательно планируйте решения, исходя из собственной миссии.

Стоит избегать планов, которые являются по сути оптимистичными прогнозами и экстраполяцией текущего положения. В отличие от них хороший план можно посмотреть в обратном от миссии направлении и разбить на небольшие и опирающиеся друг на друга шаги (например, для трёхлетнего плана с самого начала должны быть известны результаты, которых необходимо достигнуть к концу второго и первого года). В этом случае задача будет достижимой, а общий прогресс осязаемым и понятным сотрудникам компании.

Критичным моментом в построении плана является определение необходимых ресурсов. Поделив план на ступени, надо анализировать разрывы планирования – то есть разницу между текущими ресурсами и тем, что необходимо для перехода к следующей промежуточной цели. В этом поможет приём «стратегической лестницы», при котором последовательно определяются шаги по увеличению ресурсов компании и создаётся устойчивая ресурсная база. 

Спонтанный разворот

Существуют некоторые риски при создании спланированной стратегии. Во-первых, она может оказаться негибкой — в этом случае план всегда остаётся неизменен и при появлении дополнительных возможностей они упускаются. Во-вторых, стратегия может оказаться настолько общей и размытой, что внутреннее планирование не приводит к конкретному результату. В-третьих, она может вселять излишнюю расслабленность и самоуверенность из-за слишком дальнего горизонта планирования — на самом же деле компания никогда не имеет свободного времени. В-четвёртых, стратегия компании может быть слишком линейной и замкнутой в рамках последовательного внедрения. Наконец, она попросту может быть излишне субъективной или даже заносчивой по отношению к конкурентам из-за слепой веры в собственную правоту.

Чтобы избежать подобных рисков, необходимо комбинировать спланированный и спонтанный подход к планированию. В случае появления новых условий необходимо быстро оценить, несут ли они возможности или лишь отвлекают от установленной миссии, определить конкретные приоритеты в настоящий момент, а после активно действовать для их достижения, основываясь на преимуществах, накопленных во время выполнения преднамеренной стратегии. Грядущие возможности и опасности непредсказуемы, поэтому стоит не упускать удачные ситуации, а во время периода ожидания активно готовиться к кризису.

Фотография на обложке: Triangle