Холодный расчёт: Стоит ли доверять сервисам онлайн-бухгалтерии. Изображение № 1.

 

Анастасия ДЁМИНА

Сооснователь и СЕО компании Future Biotech

Хорошо иметь в штате компании несколько бухгалтеров, а ещё лучше — пару юристов и финансового директора к ним в придачу. К сожалению, начинающий бизнесмен обычно не может себе этого позволить и либо отдаёт бухгалтерию на аутсорс, либо выступает в образе «и швец, и жнец, и на дуде игрец». В последние несколько лет на отечественном рынке появился промежуточный вариант — онлайн-системы, которые стоят, как правило, дешевле услуг бухгалтера и при этом значительно облегчают сдачу отчётности в налоговую и Пенсионный фонд, проведение платежей и общий учёт средств компании.

Я расскажу о трёх наиболее «ярких», на мой взгляд, игроках рынка интернет-бухгалтерии.

 

Моё дело

Холодный расчёт: Стоит ли доверять сервисам онлайн-бухгалтерии. Изображение № 2.

Компания, которая позиционирует себя как первооткрывателя на рынке, так как существует с 2009 года и сейчас имеет около 700 000 пользователей. Предлагает две версии софта — для владельцев малого бизнеса и бухгалтеров. Помимо основных услуг, то есть ведения бухгалтерии и подачи отчётности, предлагает упрощённые системы работы с аффилированными банками (например, «Альфой», Промсвязьбанком, «СБ Банком») и услуги бухгалтера на аутсорсе.

«Моё дело» также помогает подготовить документы для создания ИП или ООО. Кроме этого, есть партнёрская программа с юридической службой, которая продаёт юридические адреса, оказывает услуги по регистрации юрлиц и работе с корреспонденцией.

Наша компания уже около двух лет пользуется сервисами «Моего дела». Из хорошего можем отметить службу поддержки, которая даёт грамотные консультации по юридическим вопросам. Кроме того, сотрудники компании периодически пишут неплохие практические статьи для разных ресурсов про тонкости российского законодательства, пользование электронной подписью и на другие темы (вот пример).

Что касается минусов, то нам (не имеющим бухгалтерского опыта) пришлось довольно непросто, когда возникла необходимость предоставления нескольких видов выписок и справок по бухгалтерской и управленческой отчётности, затребованных банком.

 

Бухгалтерия.контур

Холодный расчёт: Стоит ли доверять сервисам онлайн-бухгалтерии. Изображение № 3.

(«В народе» также известна как «Эльба».) Ещё один удобный сервис, который работает с 2009 года и имеет положительную репутацию на рынке. Пользователей у него около 500 000.

Предлагает множество различных тарифов, а также специальные опции для профессиональных бухгалтеров. Ведёт и подаёт в контролирующие органы всю отчётность, делает облачную электронную подпись, предоставляет удобные калькуляторы для расчёта зарплат, больничных и отпускных. Дополнительно можно заказать различные консультации и финансовую проверку потенциальных контрагентов вашей компании.

С «Бухгалтерией.контур» сотрудничает ряд крупных банков («Альфа», «Райффайзен», «Уралсиб», «Банк24.ру»), а также провайдеры различного софта — от конструктора сайтов до автоматизированной системы для таксопарков.

Пользователям, пока не определившимся с тем, чего именно они хотят, «Контур» предлагает бесплатную демоверсию на 30 дней. В отличие от, скажем, «Кнопки», речь о которой пойдёт ниже, в демо вы работаете со своими собственными данными, не игровыми.

Кроме того, можно из одного аккаунта вести дела нескольких компаний. Существенных нареканий при первом просмотре обнаружено не было. Если вдруг вы сталкивались с чем-то нехорошим — обязательно пишите в комментариях.

 

Кнопка

Холодный расчёт: Стоит ли доверять сервисам онлайн-бухгалтерии. Изображение № 4.

«Новичок» среди представленных в этой статье сервисов, запущенный в 2013 году. Компания получила инвестиции от «Банка24.ру». По сравнению с описанными выше компаниями имеет ряд значительных отличий.

Во-первых, сервис позиционирует себя как «всё в одном», предоставляя помимо бухгалтерских услуг и юридических консультаций помощь личного ассистента, юридический скрининг компаний и персоналий на предмет их благонадёжности. Мои коллеги, увидев «Кнопку», загорелись идеей приобрести себе электронного «решальщика» рутинных проблем, однако при близком рассмотрении оказалось, что есть и тёмная сторона предложения: сервис значительно дороже конкурентов и, помимо подписки, снимает множество комиссий. У «Кнопки» есть демоверсия, которую не нужно предварительно запрашивать через форму на сайте. В ней можно попробовать все основные операции, авторизацию по СМС, консультации со специалистами в чате и другие опции.

Во-вторых, у сервиса своеобразный дизайн. «Кнопка» им гордится, сообщая на главной странице, что в его разработке принимали участие специалисты из Англии и Швеции. Пользователя встречает забавный рисованный персонаж, а сам сайт оформлен с использованием ярких цветов и визуально приятнее, чем строгий дизайн B2B-порталов. Но это «детское» оформление сервиса немного смущает.

В-третьих, сотрудничество с «Банком24.ру» даёт как плюсы, так и минусы. Из плюсов: операции проводятся до 9 вечера по Москве и очень оперативно (сервис пишет, что за 20 минут). Но если сервисы-конкуренты имеют несколько банков-партнёров, то у «Кнопки» он пока один. Поэтому, если решите использовать другую финансовую структуру, вам нужно быть готовым к отсутствию части опций — например, автоплатежей, уведомлений и загрузки банка в бухгалтерию. Цена на услуги при этом сохранятся на том же уровне.

Подводя итог анализу и основываясь на личном опыте, хочется сравнить интернет-бухгалтера и специалиста в штате или на фрилансе.

 

Преимущества работы с онлайн-сервисами

Если у вас действительно маленькая компания с парой операций в месяц и отсутствием государственных или прочих требовательных заказчиков, вы вполне справитесь с бухгалтерией самостоятельно. Всё делается быстро и относительно просто. У онлайн-сервисов есть справочники и службы поддержки, а подписка дешевле, чем услуги бухгалтера.

Отчётность в налоговую можно сдавать в электронном виде, при этом сервис сам напомнит вам, когда придёт срок для очередного платежа по УСН и поможет посчитать НДФЛ, выплаты в Пенсионный фонд и прочие платежи.

Автоматизация процессов исключает человеческий фактор. То есть ошибки, которые бухгалтер может допустить из-за усталости или невнимательности, маловероятны при использовании онлайн-сервиса.

Веб-сервисы интегрируются с банками, приводят все ваши финансовые операции и отчётность в единую слаженную систему, что упрощает жизнь.

 

Преимущества работы с бухгалтером

Опытный бухгалтер владеет магией «1С:Бухгалтерия» и сделает вам все необходимые справки и выписки очень быстро. Если вы планируете в обозримом будущем получить кредит или банковскую гарантию или поучаствовать в тендере, то, вероятно, рано или поздно вам понадобится предоставить различные выписки. К примеру, при рассмотрении заявки на банковскую гарантию запрашивают выписки по счетам 50,51 за последние шесть месяцев с разбивкой по месяцам и банкам, а также управленческую отчётность за пять кварталов. Достать это из 1С, умея ею пользоваться, несложно. Найти это в онлайн-системе учёта значительно сложнее. На общение со службой поддержки уходит время, и иногда понятнее после ответа не становится.

Бухгалтер на аутсорсе часто берёт на себя обязанности кадровика и составляет трудовые договоры, одновременно учитывая все полагающиеся им вычеты по налогам и другие льготы. Веб-сервисы могут вести кадровый учёт, но они не пишут договоры, и тонкости с вычетами не всегда им под силу.

Время руководителя достаточно ценно, поэтому, возможно, не стоит его тратить на самостоятельное проведение платежей и сдачу отчётности, пусть и через сайт. Поэтому с ростом компании бухгалтера брать придётся. Другое дело, что с автоматизированным сервисом, возможно, удастся найти сотрудника на меньшую ставку.

 

В целом, я руками за автоматизацию: руководители интернет-бухгалтерий стараются свести ошибки системы к минимуму. А в нашей бюрократизированной стране голос разума — это всегда хорошо.

Фотография на обложке: Nicolás Valencia