Искусство small talk — светских бесед — особенно важно для бизнесмена. Разговоры о погоде часто помогают найти общий язык с будущим инвестором или клиентом. При этом часто предпринимателям они даются сложнее всего. По статистике, половина из них — интроверты. Во время неловких пауз они начинают перебирать в голове подходящие темы, но всё кажется недостаточно интересным и пустым. Hopes & Fears перечитал массу книг и статей о нетворкинге и собрал вместе самые важные правила small talk.

 

 

Настройтесь на расслабленное общение

Не стоит стараться придумать самую интересную на свете тему для разговора или сразу же сразить собеседника наповал остроумием или эрудицией. Расслабьтесь. Важно помнить, что светская беседа — это не цель, а средство: она позволяет нам настроиться на собеседника, обменяться с ним невербальными сигналами и прощупать почву для более серьёзной коммуникации. Ведь дело не столько в том, что именно вы говорите, сколько в том, чтобы показать своё дружелюбие и открытость к общению.

 

Будьте любопытны

Если вам предстоит общаться на запланированной встрече, имеет смысл заранее навести справки о будущем собеседнике. Человек гораздо живее отреагирует на интерес к его текущему проекту или увлечениям, чем на какой-то общий вопрос. Хороший вариант — процитировать партнёра, если вы уже общались раньше или можете вспомнить какие-то его публичные высказывания: «Я помню, вы говорили, что будущее за геймификацией — кто, по-вашему, лучше всего использует этот тренд?» Во-первых, человеку приятно внимание, проявленное к его словам, а во-вторых, в своем экспертном поле он чувствует себя комфортно и будет общаться более открыто и доверительно.

Если вы знаете, что на мероприятии есть шанс познакомиться с людьми, которые могут оказаться полезными для вашего бизнеса, продумайте заранее, что вы хотите им сказать, — заготовьте что-то вроде elevator pitch, пару-тройку фраз, которые привлекут внимание к вам и вашему бизнесу.

 

Развивайте ассоциативное мышление 

Нет ничего банальнее разговора о погоде, но и он может сработать, если сразу переключиться на что-то более продуктивное: «Говорят, май будет жарким — я собираюсь слетать на выходные на музыкальный фестиваль в Шотландию, а у вас какие планы?» Дальше можно переключиться на разговор о путешествиях, музыке, увлечениях и свободном времени вообще. Надо развивать ассоциативное мышление: главное искусство small talk в том, чтобы ненавязчиво переключаться с одной темы на другую.

Если вы мало знаете о новом знакомом или впадаете в ступор в незнакомых компаниях и не знаете, с чего начать, выручит стандартный набор «разбивающих лёд» вопросов: «Что вам больше всего нравится в вашей работе?», «Какой совет вы бы дали новичку в своём бизнесе?», «Опишите свой типичный день».

А если вопрос задают вам, постарайтесь не отвечать на него односложно — это не даёт беседе развиться. Чем больше дополнительной информации будет в ответе, тем больше зацепок для продолжения разговора появится у вашего собеседника.

 

Избегайте неловких тем

Мало что так легко объединяет людей, как совместная критика чего-либо, но прежде, чем пользоваться этим приёмом, убедитесь, что точка зрения нового знакомого совпадает с вашей. То же самое относится к обсуждению политики, кино и спорта — лучше осторожно прозондировать вкусы человека, чем попасть в неловкую ситуацию, раскритиковав его любимого режиссёра или футбольную команду. 

 

Делайте правильные комплименты

Считается, что беспроигрышный вариант — начать с комплимента, но важно, чтобы он прозвучал искренне. Похвала умению собеседника выступать на публике или навыкам тайм-менеджмента, скорее всего, окажется приятнее, чем восторг по поводу его нового галстука. А ещё лучше подать комплимент в форме вопроса: «Как вам удаётся так хорошо…?» — это даст человеку возможность не только вежливо поблагодарить вас, но и рассказать что-то интересное.

 

Изучайте собеседника

Самый незамысловатый диалог даёт нам больше информации о собеседнике, чем кажется на первый взгляд. Обращайте внимание на детали — темп речи, интонацию, невербальные сигналы, реакции на разные темы, — и это поможет найти подход к человеку в будущем или убедить его на переговорах. Чтобы расположить к себе нового знакомого, можно вспомнить о классическом приёме «отзеркаливания» — старайтесь ненавязчиво повторять позы и движения собеседника, и он проникнется к вам большей симпатией. 

 

Уходите красиво 

На многих деловых мероприятиях важно завязывать сразу несколько новых знакомств — так что нельзя позволить себе роскошь долго общаться с одним человеком. Важно понять, в какой момент уместно завершить беседу, чтобы не показаться грубым и оставить приятное впечатление. Стоит подчеркнуть, что дело не в вашем личном желании закончить разговор, а в обстоятельствах: «Жалко прерывать беседу, но я обещал N обсудить с ним один деловой вопрос». Стоит подготовить формулировку для грамотного прощания, например: «Было очень приятно с вами пообщаться, давайте свяжемся на неделе, чтобы продолжить разговор». Главное — не нарушайте данных обещаний. 

 

Возможные трудности

→ Вы забыли имя собеседника.

Лучше честно признаться, чем попасться на этом позже или лихорадочно пытаться выяснить его у общих знакомых, пока человек ненадолго отошёл. В любом случае, то, что вы забыли имя человека, — ещё не повод его избегать: если тактично извиниться и убедительно показать свой интерес к собеседнику, о промахе быстро забудут. При встрече с отдалённым знакомым нелишне напомнить и собственное имя, чтобы случайно не поставить его в неловкое положение.

→ Человек, с которым вы хотели бы поговорить, постоянно занят беседой с кем-то другим.

Оптимальный вариант — дождаться паузы в разговоре и вежливо обратиться к его визави: «Простите, можно я украду вашего собеседника буквально на пару минут?» Вам вряд ли откажут.

→ Собеседник односложно отвечает на вопрос и повисает неловкая пауза.

Тут важно своевременно определить, чем вызвана неразговорчивость человека: либо он просто застенчив, либо занят и старается от вас отделаться. Если первое, не отчаивайтесь и задавайте дополнительные вопросы. Если второе, то лучше закончить беседу и дождаться более благоприятной ситуации.

Текст: Алиса Дарина

Фотография на обложке: Philip Karlberg