Быстрый мат: Как нецензурная лексика повышает эффективность. Изображение № 1.

 

Алексей ГИСАК

Основатель «Воккера» (фастфуд)

На старте у нас работала очень вежливая девушка, которая почему-то занималась стройками. Ну а строители понимают только один язык. Уважительное и человеческое отношение их почему-то только веселит, вызывает снобизм. А это, в свою очередь, сдвигает приоритет работ на последний план. Всё по принципу «кто сильнее и опаснее, того работу делай первой». Ну а сила, в свою очередь, измеряется способностью выражать мысль строго и честно, минимально используя обычные слова из обиходной речи.

И когда возникали такие запущенные ситуации, меня, как следует заведённого, выпускали на решение спорных вопросов — как артиллерию. Много криков, много скандалов. Но, например, проблема со сломанной наглухо по вине наладчиков кассой, остановившей работу нашей точки перед вечерним пиком в первый же день, была урегулирована уже через час. Менеджеры компании обещали приехать на следующее утро и «глянуть, как там чего». К тому моменту я уже осознал, что всё зависит от вашего искреннего желания решить ваш вопрос, а дальше как на войне — все средства хороши.

Я выхватил трубку из рук нашей девушки и сказал, что если разговаривавший со мной руководитель — дальше мат — не соберётся в течение минуты и через полчаса не будет тут, то вся упущенная выгода с момента закрытых рольставен станет сначала ответственностью его компании, а затем — исключительно его ответственностью. Человек приехал через полчаса.

Часто бывает, что вопросы, выдаваемые за сложные, при упорном нажатии с  упоминаниями начальников, направлений, перспектив и усиленные знакомыми всем нам фразами можно решить в сжатые сроки. Дневное ожидание сократится до нескольких часов или даже минут.

 

Быстрый мат: Как нецензурная лексика повышает эффективность. Изображение № 2.

 

Никита ГОРЧАКОВ

CEO ItBoat (продажа яхт)

Когда я работал на верфи Timmerman Yachts, мы строили большие яхты (более 40 метров) в России. В том числе и президентскую. Так вот, при освящении яхт священником их отдельно и долго отмаливали от мата, которому якобы лодка подвергалась все полтора-два года в процессе постройки. Ну то есть отмаливание от мата — это такая стандартная опция. Причём инициатива — священников. Как выяснилось, именно в России все суда освящаются при закладке и спуске на воду, и в этот момент очень важно очиститься от ругательств.

Как это выглядит: священник говорит — вы тут матерились над ней два года, давайте это отдельно отмолим. А так как всё-таки заказчики на Руси все православные... Короче, на моей памяти никто не отказывался. Нет, конечно, среди заказчиков были и мусульмане, и евреи, но лодку освящали всё равно. Строит-то русский завод.

 

Быстрый мат: Как нецензурная лексика повышает эффективность. Изображение № 3.

 

Владимир ШРЕЙДЕР

Основатель Glitche (приложение для digital art)

Я не могу сказать, что мат как таковой способен решать проблемы — это скорее способ привлечь внимание к важным аспектам. В работе я предпочитаю цитировать одного известного бизнесмена, героя видео «Случай в казино». Эти универсальные фразы не теряют своей актуальности вот уже несколько лет. Если возикает какая-то проблема — например, разница вёрстки в браузерах, — рассказ о ней всегда уместно начать со слов «..... рот этого казино». И сразу всем всё понятно — что случилось, что с этим делать.

 

Быстрый мат: Как нецензурная лексика повышает эффективность. Изображение № 4.

 

Павел ВЛАСОВ-МРДУЛЯШ

СЕО СМИ2 (медиа)

Мат — важнейший двигатель производственного процесса в России. Многие ключевые для командной работы термины нецензурны, а адекватных аналогов в литературном русском для них нет. К чему долго и высокопарно объяснять то, для чего достаточно одного-двух грубых слов? Важно, конечно, не переходить на хамство и оскорбления, но это уже вопрос внутренней культуры человека, к лексике не имеющий отношения.

В 2009 году мы запускали Slon.ru, который начинал работать в виртуальном офисе. Основным инструментом коммуникации был скайп. Чего только не происходило в общих и личных чатах — дружба, ссоры, романы, политические и обычные срачи, застолья с песнопениями. 

Однажды томным июньским вечером в чате «Детская комната милиции» редактор Игорь Терентьев, устав от засилья сквернословия, бросил ссылку на исследование профессора, экспериментально доказавшего, что мат наносит непоправимый вред окружающим. Редакции идея понравилась, и журналисты решили бороться с матом и отныне обсуждать производственные проблемы,  меняя нехорошие слова в своей речи на богоугодные обороты.

Леонид Бершидский, 9:30 PM

О, братие, стоило мне покинуть вас, а какая благодать снизошла на вас и какое благолепие объяло. Ладно, пока так возлюблены все друг другом, а и лучезарный наш техдиректор купается в посланных нами лучах доброты, покину вас сызнова, дорогие мои, а тексты богохульные про маммону приму с первыми лучами рассветными. Крест мой таков, принимаю к маммоне зовущие тексты. Плачет о горнем душа, когда запятые в них правлю.

Dmitry Kuznets, 9:37 PM

Надобно добрейший текст про цены заменить на что-то столь же благолепное. А потом насадить тот текст на крепкое древко и сделать стяг из текста того. И повесить его в ротацию с другими знамёнами.

Ольга Романова, 9:58 PM

Может ли кто благородный из этого чата сильно тугую задачу помочь разрешить мне? Может ли автор, достойный вершин олимпийских, дважды поститься на морде иль трижды за некие сутки? Я про Квашу, что нам пишет про славные цифры.

Леонид Бершидский, 9:59 PM

Может четырежды даже постами за час разразиться, всяко угодны богам плодовитые экономисты... Чуть не забыл: ведь и тексты, коллеги, стихами должно теперь сочинять, чтоб читателю скрасить минуты, что он на сайте проводит, забив на постылую службу.

Ольга Романова, 10:06 PM

Что же до блогеров, им это будет в новинку. Что развлечёт и Квашу, и кого-нибудь из авербухов.

Dmitry Kuznets, 10:18 PM

Слышу умолкнувший звук божественной редакторской речи. То означает, что текстов сегодня не будет? Что же, тогда направлю стопы я к выходу из этого чудного чата.

Ольга Романова, 10:20 PM

Хочешь ли блогов, написанных крепким хореем, или подождём мы с перстами пурпурными утра?

Dmitry Kuznets, 10:22 PM

Нету уж смысла тревожить ночную прохладу слогами этими, жаркими как поцелуи.

Ольга Романова, 10:23 PM

Спи же спокойно, геройский наш старший редактор.

Dmitry Kuznets, 10:23 PM

Даже постави мы их на самое видное место, наших стараний, увы, никто не оценит.

Ольга Романова, 10:23 PM

Так и проходит сик глория мунди....

Dmitry Kuznets, 10:24 PM

Не в тот размер, но в тему: «И когда, лёгши в казарме, я почувствовал,\ Что спящий рядом Марций\ Трогает мою руку обычным движением,\ Я притворился спящим».

Igor Terentyev, 10:24 PM

Что-то я уже жалею, что запостил ту хрень.

Леонид Бершидский, 10:25 PM

Игорь, мой брат, не жалей о свершившемся. Полно, это не ты виноват — Соколов и Овидий.

На следующий день, конечно, в Slon.ru говорили как обычно — в СМИ такого теперь не процитируешь! Проекту на днях исполнилось пять лет, он обзавёлся офисом, но от мата избавляться, надеюсь, не планирует. Пуританство и медиа несовместимы.

 

Быстрый мат: Как нецензурная лексика повышает эффективность. Изображение № 5.

 

Яков КАРДА

Основатель Getwear

Девизом нашего отдела поддержки в скайпе долгое время было «Это х.... (мат.: нечто, весьма неприятное по своему эффекту. — Прим. H&F), полное говно, потому — нет». Это как ответ на вопрос, почему нельзя сделать действие, не предусмотренное нашим онлайн-конструктором одежды. Мы даже думали такие футболки напечатать, но потом решили, что это всё-таки не сочетается с образом клиентоориентированной компании.

 

Быстрый мат: Как нецензурная лексика повышает эффективность. Изображение № 6.

 

Виктор ЛЫСЕНКО

Основатель RocketBank

Мат — лишь один из жанров, всё зависит от талантливости исполнителя и контекста. Большинство или просто загрязняют свою речь, или грубят, но есть люди, которые так красиво материться умеют, что заслушаешься. Первым до вторых — как до неба. Нам в RocketBank очень редко клиенты звонят: в основном переписываются с нами в чате.

А однажды смотрю: девочка из службы поддержки с кем-то разговаривает, и у неё аж слёзы на глазах. Выяснилось, что на неё какой-то мужик начал матом орать по телефону. Причём агрессия немотивированная. То есть у него недовольству было просто неоткуда взяться. Он карточку получил, но пользоваться ещё не стал, просто позвонил и оскорблять начал.

Ну мы ему карту аннулировали и контракт расторгли. Такие клиенты нам не нужны. От таких потом хлопот не оберёшься, а сотрудников беречь надо — они нашим пользователям добро несут и свет.

 Фотография на обложке: Fredrik Brodén