Социальная сеть с геолокацией Foursquare стала феноменом начала десятых и породила бум подражателей. Пока стартаперы доказывали инвесторам, что их проект может взлететь не хуже, пользователи соцсети рьяно чекинились во всех заведениях, боролись за статус мэра (самого частого гостя). Но уже через пару лет ажиотаж начал спадать, а Foursquare так и не предоставила инвесторам планов монетизации приложения. Казалось, что соцсеть ждёт забвение. Но основатель компании Денис Кроули сумел переломить ситуацию. На прошлой неделе он перевыпустил приложение на iOS и Android, и загрузки тут же пошли вверх. The Village проследил извилистый путь Foursquare.

 

Геймер в кресле директора

Денис Кроули был типичным американским подростком, помешанным на компьютерных играх. В 11 лет он даже позвонил из Бостона в компанию Nintendo, чтобы узнать, стал ли он первым человеком, сумевшим пройти The Legend of Zelda. Там его спустили с небес на землю, сказав, что он даже не попал в десятку.

Через несколько лет он написал свою первую игру Dystopia и продолжал проводить вечера в компьютерных сражениях. Когда он стал постарше, его девушке даже пришлось ставить ультиматум: либо Zelda, либо я. В общем, Кроули — упорный геймер и не любит проигрывать.

 В 2003 году он основал социальную сеть Dodgeball, для обмена сообщениями между друзьями. По словам Кроули, уже тогда он видел концепцию современного Foursquare — сервиса, позволяющего ориентироваться в городе с помощью рекомендаций других пользователей. Через два года проект купила Google и успешно развалила его.

«Я всего лишь хочу сделать то, что задумал в Dodgeball», — отвечал Кроули на вопрос о том, в чём идея Foursquare. Вторая попытка оказалась более удачной. Он запустил проект в Нью-Йорке вместе с партнёром Навином Селвадураем в начале 2009 года.

Офис компании тогда напоминал декорации «Матрицы»: индиец активно стучит по эргономичной клавиатуре, набивая код соцсети, всё опутано проводами и заставлено грязными кружками с чем-то отдалённо напоминаюшим суп. «Ну, хотя бы они не носят чёрные плащи», — иронизировал журналист Wired, описывая молодую компанию.

 

Чекиномания

Сначала Foursquare позволял отмечаться только в 100 местах по всему миру. Но вскоре основатели поняли, что проекту нужен взрывной рост. В январе 2010-го они разрешили чекиниться где угодно, и через год у них было 7 миллионов пользователей. В августе 2011 года Барак Обама стал использовать приложения, чтобы отмечать те места, в которых он побывал с визитом.

Чтобы вспомнили: Как Foursquare вернул интерес пользователей. Изображение № 1.

У компании уже тогда был серьёзный конкурент — техасская компания Gowalla с той же идеей геолокации. Она уже получила 8,4 миллиона долларов от инвесторов, некоторые из которых отказались вкладывать в Foursquare. «Даже не произносите это слово на Г», — кипятился Кроули, когда при нём упоминали Gowalla. Правда, уже в 2012-м конкурента купил Facebook и закрыл сервис.

К 2012 году у Foursquare было уже 20 миллионов пользователей. Соцсеть получила 1,35 миллиона долларов инвестиций в первом раунде, 20 миллионов долларов — во втором, $50 миллионов долларов — в третьем, всю компанию инвесторы оценили в 600 миллионов долларов. При этом компания никак не зарабатывала на своей феноменальной популярности.

 

Падение и взлёт

Но интерес пользователей к чекинам начал ослабевать. На графике видно, что Foursquare стало скачивать всё меньше людей. Мода на приложение проходила, на рынке появлялись более интересные сервисы, к тому же Facebook добавил возможность отмечать своё местоположение — чтобы зачекиниться, не нужно было выходить за пределы любимой соцсети.

Партнёр Кроули отошёл от дел, а сам предприниматель стал активно думать о том, как вернуть интерес пользователей и начать наконец зарабатывать на своём стартапе.

В 2013 году он объявил, что компанию ждут перемены. После очередного раунда инвестиций она изменит бизнес-модель и сосредоточится на монетизации. Предполагалось создать рекламную платформу: заходящему в магазин пользователю приложение будет посылать сообщение о скидках в нём. Кроме того, Кроули хотел, чтобы рекомендации людей помогали ориентироваться в городе.

Все эти годы его приложение работало не так, как он хотел, — предлагало людям зачекиниться в определённом месте, а не рассказывало о крутом баре неподалёку. Поднадоевшие чекины Кроули вывел в отдельное приложение Swarm. Он также начал сотрудничать со специалистами по Big Data, которые должны были сделать Foursquare настоящим экспертом по любому городу. Но первая версия обновления была ужасна: приложение сажало батарею смартфона за несколько часов, давало не те указания и советовало сходить в бутик не интересующимся модой пользователям. Вскоре программистам удалось решить эту проблему — теперь приложение и подсказывает, где пекут вкусные пончики, и рекламирует распродажи в ближайшем магазине.

Новый Foursquare, который изменил логотип и концепцию, снова стал популярен в App Store: за несколько дней он поднялся на 500 пунктов и теперь находится в пятой сотне. Android-версия тоже стала активнее набирать новых пользователей. В этом году компания планирует заработать больше денег, чем за все предыдущие. Похоже, Кроули наконец прошёл квест.

«Это оказалось намного труднее, чем я предполагал изначально, — говорит предприниматель. — Мы думали, у нас будет всего десять сотрудников, а их теперь 170. Это научило нас тому, что для создания новой технологии нужно много терпения. Это марафон, а не спринт».

Источники: Wired, Businessweek, VentureBeat  и другие