Как россиянам за границей сэкономить на налогах. Изображение № 1.

Юлия Литвин

ведущий налоговый консультант Legal Bridge

   

Весной вступил в силу закон, обязывающий российских граждан, имеющих вид на жительство в другой стране (ВНЖ) или второе гражданство, письменно уведомлять об этом ФМС России. Что стоит знать тем, кого он касается?

 

Уведомлять или не уведомлять?

Первый вопрос, который встаёт перед обладателем иностранного гражданства или ВНЖ: действительно ли стоит уведомлять ФМС об этом факте?

Да, безусловно, сделать это необходимо. Неисполнение лицом такой обязанности уголовно наказывается, штрафом или обязательными работами. Штраф небольшой: того, кто не уведомил об этом ФМС в шестидесятидневный срок с момента принятия закона, могут оштрафовать на 500–1000 рублей. Далеко не факт, что кого-то «поймают» с карточкой ВНЖ. Но постоянная угроза уголовного наказания может серьёзно испортить жизнь.

 

Что дальше?

Как только ФМС получит информацию о ВНЖ или втором гражданстве, она может поделиться ею с налоговой инспекцией. А последней, в свою очередь, может поставить напротив «дела» налогоплательщика галочку.

И в следующий раз, когда он подаст декларацию о своих доходах, его попросят предоставить ещё и заграничный паспорт. На основании штампов в нём налоговый орган вычислит фактическое время пребывания гражданина на родине. Если этот срок составит менее 183 дней, значит, он был за границей — соответственно, потерял статус налогового резидента России, а значит, должен платить налоги по более высокой ставке, 30 % вместо привычных 13 %.

Это коснётся тех, кто, живя за границей, сдаёт в России недвижимость, работает как фрилансер на российскую компанию или получает доходы от бизнеса.

 

Как минимизировать налоговую нагрузку?

Гражданин, имеющий ВНЖ или второе гражданство, может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и заключить договоры о работе или аренде недвижимости от имени ИП. Для налогообложения доходов от предпринимательской деятельности неважен налоговый статус резидента.

Также это удобно, если квартира сдаётся на длительный срок, и позволяет оптимизировать сумму налога, так как при применении упрощённой системы налогообложения налог при сдаче квартиры в аренду составляет всего лишь 6 %.

К примеру, если квартира сдаётся за 25 тысяч рублей в месяц, налог при сдаче квартиры в аренду будет составлять 18 тысяч рублей.

Но при этом варианте нужно будет в любом случае заплатить ежегодный страховой взнос в размере 20 727,53 рубля + 1 % от суммы дохода, превышающей 300 тысяч рублей. При этом из суммы налога в 18 тысяч рублей можно вычесть сумму страхового взноса. Если сумма взносов равна или превышает сумму налога, то налог не уплачивается, то есть за год нужно будет заплатить только 20 727,53 рубля. Такой же способ уплаты налогов можно использовать и фрилансерам, работающим из-за рубежа.

Не платить 30-процентный налог при продаже недвижимости можно разве что путём дарения имущества родственнику в России, который продаст его сам и, соответственно, заплатит налог по ставке 13 %. Но этот способ сопряжён с некоторыми рисками: нужно найти действительно надёжного человека.

   

Обложка: Shutterstock